Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Журчливый садик, и за ним Твои нагие мощи, Рим! В нем лавр, смоковница и розы, И в гроздиях тяжелых лозы.

Над ним, меж книг, единый сон Двух, сливших за рекой времен Две памяти молитв созвучных, — Двух спутников, двух неразлучных...

Сквозь сон эфирный лицезрим Твои нагие мощи, Рим/ А струйки, в зарослях играя, Поют свой сон земного рая.

(11/24 июля 1937)

Позже это стихотворение и стихотворение 1944 г., ориентирующееся на него (журчливый сад; Твои нагие мощи, Рим! и т. д.), как диптих под названием «Via Sacra» были напечатаны в собрании сочинений поэта (III, 584); раннее из них было озаглавлено «Староселье» и снабжено посвящением Ольге Ш.

39 Реалии изложены О. Дешарт (I, 200—201; III, 854—855).

40 Тарпейская скала с эпохи Древнего Рима связана с темой смерти. Иногда эта тема прикрепляется и к самому Риму, будучи поддержанной звуковым подобием соответствующих слов (простейший случай — Roma о morte, девиз Гарибальди; но есть и более сложные, ср. тютчевское «Mal'aria»: Люблю сей божий гнев, \ Люблю сие незримо \ Во всем разлитое, таинственное зло — | В цветах в источнике, прозрачном, как стекло, \ И в радужных лучах, и в самом небе Рима! \ Все та ж высокая, безоблачная твердь, \ ... \ Все тот же запах роз ... и это все — есть смерть\.. Ср. Roma : mors /: amor/).

41 K названию ср. эпиграф из Овидия: Tristia miscentur laetis. Другой эпиграф из Проперция не менее показателен для характеристики жанра «Laeta»: Roma, fave: tibi surgit opus.

42 'Древнего имени пусть не меняет племя латинян; | Тевкрами ты не вели иль троянцами им называться'.

43 'Пусть и нравы отцов, и язык сохранят авзониды | С именем прежним своим...'

44 См. Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки. — В кн.: Литература и культура Древней и Средневековой Индии. М., 1979, 53—59; Топоров В. Н. Поэт и текст в их единстве. — Pamietnik Literacki, 1980, LXXI, z. 4, 269—286 и др.

45 Обычно к числу таких стихотворений относят «В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты...» (1851), «Неотразимый образ» (1856), «В благословенный день, когда стремлюсь душою...» (1857), «Старые письма» (1859), «В тиши и мраке таинственной ночи...» (1864), «Alter Ego» (1878), «Ты отстрадала, я еще страдаю...» (1878), «Страницы милые опять персты раскрыли...» (1884), «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок...» (1885), «Долго снились мне вопли рыданий твоих...» (1886), «Нет, я не изменил. До старости глубокой...» (1887) (см. Бухштаб Б. Я. А.А.Фет. — В кн.: А. А. Фет. Поли. собр. стихотворений. Л., 1959, 12; Он же. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1974, 28—31 и др. — Этот круг стихотворений, видимо, может быть расширен.

46 «Я [...] встретил существо, которое люблю — и, что еще, глубоко уважаю. Существо, которое [...] стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною — как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкою действительностью. Но у ней ничего и у меня ничего — вот тема, которую развиваю и вследствие которой я ни с места...» (письмо к И. П. Борисову, 1849, 9 марта). И менее чем через полтора года (1850, 1 июля) тому же корреспонденту: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений [...] ...этот несчастный гордиев узел любви или как хочешь назови, который чем более распутываю, все туже затягиваю, а разрубить мечом не имею духу и сил. [...] Знаешь, втянулся в службу, а другое все только томит как кошмар...» И совсем иначе опять Борисову через несколько месяцев: «Давно подозревал я в себе равнодушие, а недавно чуть ли не убедился, что я более чем равнодушен. Итак, что же — жениться — значит приморозить хвост в Крылове [здесь стоял полк Фета.—В. Т.] и выставить спину под все возможные мелкие удары самолюбия. Расчету нет, любви нет, и благородства сделать несчастие того и другой я особенно не вижу».

47 Ср. тему огня (огни, огненные розы, пламя, солнце) и тему сна, грезы, прозренья.

48 См.: Venclova Т. The Unstable Equilibrium: Eight Russian Poetic Texts. Yale University, 1985, 69.

49 Следует обратить внимание на то, что в стихотворениях «цикла» особую роль играет тема встречи и, следовательно, коммуникации — узнавания (Мне чудится, вот-вот, тебя я узнаю), отзыва (Я отзовусь...), понимания — при том что она «невербальна» (Ничего ты на все не ответила мне, четырежды повторенное в разных вариантах; ср.: Завидно мне безмолвие твое; молчание характеризует и другого участника этого немого диалога: С твоим я встретиться робел и жаждал взором \ И приходил молчать. Я и теперь молчу). Усвоение этой темы в стихах Фета — непременное условие подлинной встречи читателя с поэтом.

50 По названным выше критериям и ряд других стихотворений Фета может быть с известным основанием отнесен к этому же «циклу». Ср., например: «О друг, не мучь меня жестоким приговором», «С какой я негою желанья...», «Когда читала ты мучительные строки...» (заря, взор и т. п., со знаменитой концовкой — Там человек сгорел!), «Какие-то носятся звуки...» (сам Фет в «Ранних годах» связывал это стихотворение с воздействием на него виртуозного исполнительского мастерства Елены Лариной). Вместе с тем нужно помнить и о подстерегающих исследователя соблазнах; так, например, стихотворение «Сияла ночь...» легко «подвёрстывается» в контекст «Какие-то носятся звуки...» и содержательно, и стилистически, и на уровне «тайных» знаков (Ты пела до зари, в слезах изнемогая...), хотя известно, что оно вдохновлено пением другой женщины (см.: Кузминская Т. А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне, ч. 3. М., 1928, 106—108).

51 Характерна в этом отношении та игра с именами, инициатором которой был Вяч. Иванов, в кругу его друзей — «гафизитов», принимавших участие в «вечерах Гафиза» на «башне» под вымышленными именами; гафизитским именем Вяч. Иванова было Гиперион. Ср.: Ты, Антиной-Харикл, и ты, о Диотима, \ И ты, утонченных скучающего Рима— | Петроний, иль Корсар, и ты, Ассаргадон, \ Иль мудрых демонов начальник— Соломон, | И ты, мой Аладин, — со мной, Гиперионом, | Дервишем Эль-Руми, — почтишь гостей поклоном].. («Встреча гостей», ср. также «Палатка Гафиза»).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Содержания в наиболее сложных случаях взаимоотношений 1 содержания случаях
В загадке по сравнению с поэтическими сакральными текстами
Позже это стихотворение стихотворение встречи
Ивановым

сайт копирайтеров Евгений