Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

75 Автора «Винограда Российского или описания пострадавших в России...» (произведения, посвященного мученикам раскола), создателя культа мученической смерти Семена Денисова называли «сладковещательной ластовицей».

76 Помимо высоких поэтических образцов, свидетельствующих об этом, ср. шуточное стихотворение (...И меня преследует вопрос: | Приращенье нужно ли в аористе | И какой залог «пепайдевкос»"?), написанное как отклик на не слишком удачный опыт изучения греческого языка, или известный по мемуарной литературе вопрос об Аонидах и т. п.

77 См., в частности: Поливанов Е. Д. Формальные типы японских загадок. — В кн.: Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968, 307 и сл.; ср. также: Елизаренкова Т. Я., Топоров В. H. О ведийской загадке типа brahmodya. — В кн.: Паремиологические исследования. М., 1984, 14—46 и др.

78 Здесь не рассматриваются случаи загадок, у которых двусмысленность ответов (например, высокий и низкий варианты, приличный и неприличный и т. п.) сама по себе является основным заданием, вокруг которого строится игра.

79 Примеры приводятся по кн.: Загадки / Изд. подгот. В. В. Митрофанова. Л., 1968 (в ряде случаев текст вопроса приводится частично).

80 Ср. статью автора этих строк: О структуре некоторых архаичных текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева». — В кн.: Труды по знаковым системам, V. Тарту, 1971, 26 и сл.

81 Одна из них напрашивается, особенно если учесть «перевернутость» отношений, связанных с анаграммой, в загадке по сравнению с поэтическими сакральными текстами, которые в основном использовал де Соссюр в своих занятиях анаграммами. Суть этой гипотезы — в признании бурлескного характера (по крайней мерс при своем возникновении) загадок о бытовых объектах. Но это не «снижающий» бурлеск типа скарроновского «Virgile travesti», а «возвышающий» бурлеск того типа, который представлен Буало в его «Poeme heroi-comique» — «Le Lutrin». Если это так, то анаграммирование в бытовых загадках — результат перенесения техники, использовавшейся ранее в другом, «высоком» локусе, в «низкую» сферу; подобное перенесение могло иметь в виду эффект «комизации»; вместе с тем оно представляет собой новый аргумент в пользу предположения о вторичном, т. е. более позднем вовлечении бытовой сферы в процесс «энигматизации».

82 Ср.: Сивые кабаны все поле облегли?— Туман, что, вероятно, дает возможность реконструировать схему более старой формы загадки: Сивый кабан?.. — Туман, перестроившуюся в результате новой связи кабаны — облегли.

83 Разумеется, загадка не вполне одинока в использовании перечисленных приемов, и в ряде отношений она неотделима в указанном смысле от других фольклорных жанров (и — далее и шире — от поэтических текстов в индивидуальном творчестве). Ср. лишь несколько примеров: К Варварину дню дорогу заварит (т. е. закует), по народной примете (можно напомнить, что на день великомученицы Варвары, 4 декабря, сербы и хорваты варят кашу — ваpицу /уменьшит, от Вара, Варвара/ и поют: Вара, вари варицу... или Варварица вари, а Савица лади и т. п.); в одном из писем к Пастернаку Цветаева пересказывает ему содержание своего сна и параллельное осмысление его: «Я, во сне: хорошая примета, а девочка — диво, дивиться»; подтверждение приметы — получение письма от Пастернака; как частый прием в заговорах и заклинаниях: Ты конь карь, а ты кровь не кань!; Стань тут. Сатана, стань! стань! стань! (использовано, в частности, Ремизовым в рассказе «Чертик»; ср. роль имени Стоян в болгарских заговорах на остановление крови и т. п.); в разных видах народной комики, скоморошинах, шутках (Вавила — поднял ерша на вила... Пимен — ерша запинил... Обросим — ерша оземь бросил... Антон — завертел ерша в балахон и т. п.), в детских присказках и т. п. Примеры такого типа не исключение: их очень много и — что еще важнее — они не чистая эмпирия, а отражение одного из основоположных принципов, регулирующих взаимоотношение «формы» и «содержания» и подтверждающих исключительную теоретичность этого разделения.

 <<<     ΛΛΛ   

Инерция восприятия з богатых стихотворений переносилась на з бедные стихотворения
Топоров В. К исследованию анаграмматических структур анализы лингвистики 3 истории
В загадке по сравнению с поэтическими сакральными текстами
Грустно

сайт копирайтеров Евгений