Пиши и продавай! |
Протокол от 20.11. 1998, с. 3 [Макашов]: (2) “[Соотечественники! Вчера сионистское телевидение целый день визжало, что вот люди погибли, а генерал Макашов и остальные живые и еще сопротивляются]. Такого нахальства, такой злобы, такой ненависти ко всему советскому, коммунистическому, русскому ни в одной стране нет”. Из высказывания (2) следует, что русские противопоставляются всем нациям, населявшим Советский Союз и населяющим Россию. Тем самым это высказывание может быть рассмотрено как попытка возбуждения розни по национальному признаку (русские - унижаются, а все остальные, нерусские, - нет). Протокол осмотра от 20 октября 1998, с. 3 [Макашов]: (3) “Я вслух заявляю, в любом случае с моей смертью или смертью моих соратников по списку на тот свет заберут десять этих жидов”. Высказывание (3) представляет прямую угрозу, адресованную каким-то противникам оратора (Макашова), так как забрать на тот свет - значит “взять с собой на тот свет, уничтожив”; ср. отправить на тот свет (см. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997, с. 701). Неназванные в высказывании (3) противники оратора (Макашова) охарактеризованы по национальному признаку словом жид. Поскольку слово жид употребляется в данном контексте в значении “еврей”, данное высказывание следует рассматривать как высказывание, возбуждающее национальную рознь, вражду. Высказывание (3) - значит “если я умру (погибну, меня убьют, буду уничтожен и т.п.), то умрут (погибнут, будут убиты, уничтожены и т.п.) десять евреев”. Протокол осмотра от 28 октября 1998, cтр. 3 [Макашов] (4) “Но если, что случится, я вас, жидов, на тот свет 10 человек с собой как минимум по списку заберу”. По основаниям, указанным в комментариях к высказыванию (3), высказывание (4) должно быть отнесено к высказываниям, возбуждающим национальную рознь, вражду. Различие между (3) и (4) высказываниями - в высказывании (3) “заберут десять жидов” (кто заберет из контекста неясно, видимо, соратники), в высказывании (4) - “заберу десять жидов” (обещание исходит от самого говорящего (Макашова). Протокол от 28 октября 1998, с. 3 [Макашов] (5) “Я сказал, что сегодня в правительстве русских людей нет. Вся наша страна, 85%, - это русское население, коренное. [И когда мне целую неделю по телефону, по всем каналам мне угрожают, что меня... ну, спрашивают: “Ты еще живой?”. Я говорю: “Живой, но если, что случится, я вас, жидов, на тот свет 10 человек с собой как минимум по списку заберу”.] По основаниям, указанным в комментариях к высказыванию (2), высказывание (5) должно быть отнесено к высказываниям, возбуждающим национальную рознь, вражду. К тому же в контексте последующих высказываний очевидно противопоставление: правительство без русских людей - русское (коренное) население - угрозы по телефону - жиды. Совершенно очевидно, что логически эти противопоставления связаны причинно-следственными отношениями: в правительстве нет русских, хотя 85% русского населения, следовательно, русские в противоположность всем остальным ущемлены в правах.
Вопрос 5.1 На языковом уровне, как показано в ответе на вопрос 5, есть основания считать, что высказывания [содержание выделенных фрагментов (1)-(5)] возбуждали национальную вражду, так как все эти высказывания направлены на противопоставление по признаку “хорошая национальность (русская) - плохая национальность (нерусские и евреи)” одной национальности другой.
Вопрос 6 Как следует из анализа высказываний (1)-(5) в ответе на вопрос 5, есть основания утверждать, что речь оратора Макашова унижала достоинство представителей еврейской национальности. См. также ответ на вопрос 12.
Экспертиза 6 |
|
|
|