Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Лауреат Нобелевской премии, романист и мастер короткого рассказа Исаак Башевис Зингер - уроженец Польши, эмигрировавший в США в 1935 г. - был сыном известного главы раввинского суда в Варшаве. Всю свою жизнь Зингер писал на идише, представляющем собой смесь немецкого и древнееврейского и на протяжении последних нескольких столетий являющемся общепринятым языком европейских евреев. Зингер изображал в своих произведениях две конкретные группы евреев-жителей штетлей (деревушек) Старого Света и эмигрантов XX века, пересекавших океан до и после второй мировой войны в поисках лучшей жизни. Произведения Зингера охватывают весь период Хо-локоста - уничтожения нацистами и их пособниками значительной части европейских евреев. С одной стороны, в таких романах, как "Усадьба" (1967 г.) и "Поместье" (1969 г.), действие которых происходит в России XIX века, и в рассказе "Семья Москат" (1950 г.), об одной из семей польских евреев в период между мировыми войнами, Зингер изображает теперь уже не существующий мир европейских евреев. С другой, дополнением к этому служат произведения писателя, относящиеся к событиям послевоенного времени, такие как роман "Враги: любовная история" (1972 г.), посвященный евреям, прошедшим через Холокост и заново строящим свою жизнь.

Владимир Набоков (1889-1977 гг.)

Подобно Зингеру Владимир Набоков эмигрировал из Восточной Европы. Он родился в царской России в богатой семье; переехал в США в 1940 г. и через пять лет получил американское гражданство. С 1948 по 1959 г. преподавал литературу в Корнельском университете, расположенном в северной части штата Нью-Йорк; в 1960 г. писатель переехал на постоянное жительство в Швейцарию. Известность Набокову принесли его романы, включая автобиографическое произведение "Пнин" (1957 г.) о неприспособленном к жизни российском профессоре-эмигранте и "Лолиту" (американское издание 1958 г.) об образованном европейце средних лет, до безумия влюбившемся в невежественную 12-летнюю американскую девочку. Еще в одном пользующемся успехом романе Набокова "Бледный огонь" (1962 г.), стилизованном под литературоведческое исследование, основное внимание уделяется длинной поэме воображаемого умершего поэта и комментариям к ней критика, писания которого подавляют поэму и неожиданно начинают жить своей жизнью.

Тонкая стилистика, искусная сатира и дерзкое новаторство в области формы ставят Набокова в ряд значи -тельных мастеров слова. Его творчество, в частности, оказало влияние на писателя Джона Барта. Набоков сознавал свою роль посредника между российской и американской литературой; он написал книгу о Гоголе и перевел на английский язык роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Выбираемые Набоковым смелые, слегка экспрессионистские темы, такие как странная любовь в "Лолите", способствовали проникновению экспрессионистских течений, зародившихся в XX веке в Европе, в преимущественно реалистическую традицию американской художественной прозы. Кроме того, сатирически-ностальгический тон писателя придавал новую, трагикомическую эмоциональную окраску его творчеству. Позднее этим приемом стали пользоваться другие писатели, например, Пинчон, сочетавший контрастирующие тона вызывающего остроумия и страха.

Джон Чивер (1912-1982 гг.)

Джона Чивера часто называли "новеллистом-бытописателем". Он известен своими изящными, наводящими на размышления рассказами, в которых критически оценивается нью-йоркский деловой мир и его воздействие на бизнесменов и их жен, детей и друзей. В изящно, в чеховском духе написанных рассказах, представленных в сборниках "Как живут некоторые люди" (1943 г.), "Взломщик из Шейди-Хилл" (1958 г.), "Некоторые люди, места и вещи, которых не будет в моем следующем романе", (1961 г.), "Бригадир и вдова гольф-клуба" (1964 г.) и "Яблочный мир" (1973 г.), чувствуется подспудное ироническое, меланхолическое, но никогда до конца не удовлетворяемое и, судя по всему, безнадежное желание страсти или метафизической определенности. В названиях книг Чивера находят свое отражение его беззаботность, веселость и непочтительность, а также дается намек на содержание произведений писателя. Чивер также издал ряд романов - "Уопшотский скандал" (1964 г.), "Буллет-парк" (1969 г.) и "Фолконер" (1977 г.). Последний во многом носит автобиографический характер.


ДжонАпдайк (р. 1932 г.)

Подобно Чиверу Джона Апдайка с его интересом к жизни тех, кто населяет богатые пригороды, с его сугубо американскими темами, рассуждениями о скуке и тоске существования, с его задумчивостью и особенно с его постоянными описаниями одних и тех же мест, расположенных на восточном побережье океана, в Массачусетсе и Пенсильвании, также считают бытописателем. Наибольшую известность принесли Апдайку его четыре книги о Кролике, представляющие собой рассказ о жизни человека по имени Гарри "Кролик" Энгстром, о его взлетах и падениях на протяжении четырех десятилетий истории США на фоне социально-политического развития американского общества. В романе "Кролик, беги" (1960 г.) отразились настроения пятидесятых годов, в условиях которых Энгстром предстает перед читателем недовольным молодым главой семейства, не имеющим перед собой никаких целей. В "Кролике исцелившемся" (1971 г.), в котором большое внимание уделяется контркультуре шестидесятых годов, Энгстром по-прежнему не нашел цели в жизни и не знает, как сбросить с себя путы обыденности. В третьем романе об Энгстроме "Кролик разбогател" (1981 г.) Гарри получает наследство и становится состоятельным человеком. Автор изображает его на фоне событий семидесятых годов, когда постепенно сходит на нет эпоха вьетнамской войны и воцаряется атмосфера эгоизма, присущего зажиточным слоям общества. В последней книге из этой серии "Кролик на отдыхе" (1990 г.) Энгстром примиряется с жизнью и мыслью о неизбежности смерти. Общая картина восьмидесятых годов служит в романе некой "художественной декорацией".
Апдайк также написал романы "Кентавр" (1963 г.), "Супружеские пары" (1968 г.) и "Бек: книга" (1970 г.). Из всех современных писателей он является самым лучшим стилистом, и рассказы этого мастера наглядно показывают широкие возможности и новаторство его стиля. Выпускались в свет следующие сборники рассказов Апдайка: "Та же дверь" (1959 г.), "Музыкальная школа" (1966 г.), "Музеи и женщины" (1972 г.), "Слишком далеко идти" (1979 г.) и "Проблемы" (1979 г.). Кроме того, Апдайк опубликовал несколько сборников своих стихов и очерков.

Дж. Д. Сэлинджер (р. 1919 г.)

В своих произведениях предвестник явлений шестидесятых годов Дж. Д. Сэлинджер рассказал о попытках отдельных людей поставить себя вне общества. Уроженец Нью-Йорка, он добился огромного успеха своим романом "Над пропастью во ржи" (1951 г.), в котором изобразил чувствительного шестнадцатилетнего подростка Холдена Колфилда, убежавшего из элитной школы-интерната, чтобы скорее приобщиться к миру взрослых, но разочаровавшегося в его материализме, фальшивости и духовной пустоте.

На вопрос, кем бы он хотел стать, Колфилд отвечает "ловцом во ржи", неточно цитируя одно из стихотворений Бернса. Холден считает себя современным белым рыцарем, единственным хранителем невинности. В своем воображении он видит поле, на котором растет такая высокая рожь, что играющие на нем дети даже не видят, куда бегут. Сам же Колфилд оказывается среди них единственным взрослым. "Я стою на краю сумасшедшей скалы. Моя задача - ловить каждого, кто шагнет в пропасть". Шаг в пропасть отождествляется с потерей детства и невинности (особенно в половом смысле) - тема, постоянно затрагивавшаяся в ту эпоху. Другие издания произведений этого неплодовитого писателя-отшельника включают в себя: "Девять рассказов" (1953 г.), "Фрэнни и Зуи" (1961 г.) и сборник повестей и рассказов из журнала "Нью-йоркер" "Выше стропила, плотники" (1963 г.). С тех пор, как в 1965 г. был опубликован один из рассказов Сэлинджера, проживающего в штате Нью-Гемпшир, писатель больше не появлялся на небосклоне американской литературы.

Джек Керуак (1922-1969 гг.)

Родившийся в обедневшей франко-канадской семье, Джек Керуак также ставил под сомнение жизненные ценности среднего класса. Будучи студентом последнего курса Колумбийского университета в Нью-Йорке, он познакомился с "разбитными" участниками литературного подполья. Большое влияние на художественную прозу писателя оказало творчество работавшего на Юге романиста Томаса Вулфа, произведения которого отчасти носят автобиографический характер.
В самом известном романе Керуака "На дороге" (1957 г.) изображаются "битники", кочующие по Америке в поисках несбыточной мечты об общинной жизни и красоте. В романе "Бродяги в поисках дхармы" (1958 г.) также рассказывается о странствующих интеллектуалах, приверженцах контркультуры, и их увлечении дзен-буддизмом. Кроме романов Керуак написал книгу стихов "Блюзы Мехико" (1959 г.) и воспоминания о своей жизни с такими битниками, как писатель-экспериментатор Уильям Берроуз и поэт Аллен Гинсберг.


Отчуждение и стресс, характерные для США пятидесятых годов, нашли свое зримое выражение в шестидесятых в движении за гражданские права, феминизме, протестах против войны, активной борьбе национальных меньшинств за свои права и появлении контркультуры, последствия которых до сих пор ощущаются в американском обществе. Достойные внимания произведения социального характера этой эпохи включают в себя речи борца за гражданские права д-ра Мартина Лютера Кинга младшего, первую книгу лидера феминисток Бетти Фриден ("Загадочная женская душа", 1963 г.) и публицистику Нормана Мейлера "Армии ночи" (1968 г.) об одном из антивоенных маршей 1967 г.
В шестидесятые годы происходит стирание грани между художественной и документальной прозой, между романом и репортажем - процесс, продолжающийся и в настоящее время. Романист Трумэн Капоте, "ужасный ребенок" конца сороковых и всего периода пятидесятых годов, ослеплявший читателя блеском своих произведений, таких как, например, "Завтрак у Тиффани" (1958 г.), поразил читающую публику своим документальным романом "Хладнокровное убийство" (1966 г.), представляющим собой завораживающий анализ зверского массового убийства в самом сердце Америки, читающийся как детектив. В то же время появилась так называемая "новая журналистика"- целые тома документальной литературы, соединявшей в себе журналистские приемы с техникой художественной прозы или часто обыгрывавшей факты, переделывая их с целью придания повествованию большей драматичности и непосредственности. В сборнике Тома Вулфа "Наркотический тест электризованным прохладительным напитком" (1968 г.) воспевались гримасы "контркультурной" поездки романиста Кена Кизи с одной из рок-групп, а в книге очерков того же автора "Радикальный шик и Умельцы резать подметки на ходу" (1970 г.) высмеивались многие аспекты массовой политической активности левых. Позднее Вулф написал красноречивую, жизнеутверждающую и умную историю первого этапа космической программы США "Ребята-класс" (1979 г.) и роман "Костры тщеславия" (1987 г.), рисующий общую картину американского общества восьмидесятых годов.

В шестидесятых годах литература шла в ногу с бурным развитием эпохи. Появился иронический, юмористический взгляд на ее события, нашедший свое отражение в фантастическом подходе к американской действительности со стороны некоторых писателей. Примеры подобного подхода находим у Кизи в его полном черного юмора романе "Над кукушкиным гнездом" (1962 г.), в котором описывается жизнь в психиатрической больнице, где больные гораздо нормальнее ее медперсонала, и в романе Ричарда Бротигена "Ловля форели в Америке" (1967 г.). Применение комического и фантастического подхода привело к появлению нового комико-метафизического литературного жанра в замечательных фантасмагорических романах Томаса Пин-чона "V" (1963 г.) и "Выкрикивается сорок девятый лот" (1966 г.), в романе Джона Барта "Козлоюноша Джайлз" (1966 г.) и в гротесковых рассказах Дональда Бартельма, первый сборник которых "Возвращайтесь, доктор Калигари" был опубликован в 1964 г.

В другом литературном жанре - драме - Эдвард Ол-би создал ряд нетрадиционных психологических произведений - "Кто боится Вирджинии Вульф" (1962 г.), "Хрупкое равновесие" (1966 г.) и "Морской пейзаж" (1975 г.), - отражавших борьбу, происходившую в душе самого автора, и его парадоксальный подход к драматургии.
В то же время в этом десятилетии проявился талант одного из авторов, уже перешагнувших сорокалетний рубеж - Уокера Перси, врача по профессии, представляющего собой идеальное воплощение южанина-аристократа. В ряде своих романов Перси воспользовался своим родным краем как сценой, на которой разыгрываются уникальные психологические пьесы. Особенно высокое признание получили его романы "Любитель киноь" (1961 г.) и "Последний джентльмен" (1966 г.).


Томас Пинчон (р. 1937 г.)

Таинственный и чурающийся саморекламы и славы Томас Пинчон родился в Нью-Йорке и получил образование в Корнельском университете, где испытал влияние Владимира Набокова. Нет никакого сомнения в том, что в новаторских фантазиях Пинчона используются темы разгадки головоломок, объяснения игр и расшифровки кодов, источником которых вполне могло стать творчество Набокова. Пинчон обладает широким диапазоном эмоциональных оттенков, способных превратить паранойю в поэзию.
Вся художественная проза этого писателя имеет одинаковую структуру. Сюжетная фабула его романов, как правило, не касается по крайней мере одного из героев, задача которого заключается именно в том, чтобы вывести определенный порядок из окружающего его хаоса и таким образом "расшифровать" мир. Выполнение подобного плана, в чем и состоит суть творчества традиционного художника, передается читателю, которому приходится подключаться к этому процессу и следить за нахождением разгадок и постижением значений. Подобное параноическое видение распространяется на целые континенты и охватывает само время, поскольку Пинчон прибегает к метафоре энтропии, т.е. постепенного исчезновения Вселенной. В его произведениях бросается в глаза мастерское использование популярной культуры - особенно научной фантастики и детективного жанра.

Роман Пинчона "V" свободно строится вокруг двух персонажей - неудачника Бенни Профейна, постоянно пускающегося в бесцельные путешествия и ввязывающегося в сомнительные предприятия, и его антипода -образованного Герберта Стенсила, разыскивающего мистическую шпионку V (с этой буквы в английском языке начинаются слова, определяющие эту таинственную женщину- Венера, девственница, пустышка). В коротком романе "Выкрикивается сорок девятый лот" описывается секретная система, имеющая отношение к Почтовой службе США. Действие романа "Радуга земного притяжения" (1973 г.) происходит в Лондоне во время второй мировой войны, когда на этот город падали ракеты, и сводится к символическому и фарсовому поиску нацистов и прочих перевертышей, пытающихся скрыть свое истинное лицо. Присутствие насилия, комизма и склонности к новаторству в произведениях этого писателя неизбежно связывает его с периодом шестидесятых годов.

Джон Барт (р. 1930 г.)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Одно из стихотворений начинается
Произведения писательницы включают в себя два сборника новелл хорошего человека найти нелегко
читателя


сайт копирайтеров Евгений