Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

С точки зрения географического охвата, в Средние века наибольшей популярностью пользовались всемирные хроники и монастырские областные анналы. С XI в. появляются первые большие летописные своды и монографии, посвященные истории стран в целом, т. е. «страновые истории» (подробнее см. гл. 9).

Уже в раннем Средневековье возникают принципиально новые объекты исторических сочинений. Например, появляются истории отдельных народов — готов (Кассиодор/Иордан, Исидор Севиль-ский), франков (Григорий Турский, Псевдо-Фредегар), лангобардов

51 См.: Гутнова 1967: 19.

43

(Павел Диакон), англов (Беда Достопочтенный) и т. д. Но главным средневековым «нововведением», с точки зрения предмета исторических сочинений, становится история Церкви, родоначальником которой был Евсевий Кесарийский. Как отметил П. Бицилли, в Средние века

«...возникает неизвестная античному миру „абстрактная история", прежде всего как история Церкви, или „духовная история", historia spiritalis. Августин и Иоахим Флорский отразили в своих произведениях философский смысл этой истории; но сама эта философия истории была бы невозможна без предварительного образования концепции Церкви как чего-то самостоятельного, стоящего особняком, как процесса, протекающего, правда, в мире, но замкнутого в себе, постороннего миру. А эта концепция, в свою очередь, предполагает уже наличие Церкви как некоторого объекта, обладающего самостоятельным бытием. Так мыслило Церковь Средневековье и создало историю Церкви как самостоятельный литературный род, предшествующий философии церковной истории...

„Церковь" и „мир" рисовались... как две разобщенные, замкнутые в себе сферы, соприкасающиеся друг с другом извне и вполне механически... Историки Церкви разграничивают обе названные сферы чисто внешним образом: „мир" — это короли, бароны, походы, неурожаи; „Церковь" — святые, епископы, монахи, чудеса, открытие мощей и проч. Их история Церкви столь же отрывочна и бессвязна, как история „мира"» (Бицилли 1995 [1919]: 185—186).

Тематическое разнообразие исторических текстов начинает стремительно увеличиваться с XII в. Появляются придворные анналы, автобиографии церковных писателей, биографии королей, сочинения по истории церковной литературы, а также городские хроники (прежде всего в Италии), авторами которых нередко были уже миряне.

3. Время (когда)

Средневековые хронологические представления в целом не намного отличались от античных. К наиболее распространенным хронологическим системам, использовавшимся в Средние века, относились эра Диоклетиана (от 29 августа 286 г.), переименованная в «эру мучеников чистых», а также разные варианты традиционной эры «от Сотворения мира» (александрийская, болгарская, антиохийская, византийская и др.), особенно популярные в* Византии. В 525 г. папский архивариус Дионисий Малый первым предложил использовать летосчисление от Рождества Христова, и эта хронологическая система стала постепенно распространяться в Западной Европе 52 , но только

52 Например, ее уже использовал в VIII в. Беда Достопочтенный в «Церковной истории».

44

в XV в. она становится официальной в большинстве европейских государств (см. гл. 11).

Как и хронологические познания, не претерпели особых изменений по сравнению с эпохой античности и средневековые представления об отношении «истории» к прошлому и настоящему — «история-текст» должна была содержать прежде всего знание о настоящем. Например, Исидор Севильский (VII в.), проводя различие между историей и анналами, определял историю как знание, полученное на основе увиденного, т. е. относящееся только к тем временам и событиям, свидетелем которых был автор, и основную функцию истории — как служение пониманию настоящего (в нашей терминологии). Поэтому, согласно Исидору, Саллюстий был «историком», а Ливии и Евсевий — «анналистами» 53 .

Несколько столетий спустя автор «Церковной истории» Ор-дерик Виталий (нач. XII в.) писал, что многие предшествующие авторы — «агиографы Моисей и Даниил», «языческие историографы» Дарий Фригиец (о нем мы упоминали выше) и Помпеи Трог, «церковные писатели» Орозий, Беда, Павел Диакон — стремились передать «будущим поколениям деяния своих современников»; к тому же стремится и он, Ордерик Виталий. Гварино Веронский послал в 1446 г. письмо своему другу Тобио из Борго по случаю назначения последнего придворным историографом в Римини. В этом письме Гварино указывает на различие между историей, которая для него есть только «рассказ о настоящем» (narrazione del presente), и анналами — «рассказом о прошлом» (narrazione del passato) 54 .

«Можно без большой ошибки утверждать, что „история" в средневековом понимании — это современная автору история, для написания которой он опирается на собственные наблюдения и на свидетельства очевидцев» (Вайнштейн 1964: 105).

Каждый автор обязательно должен был доводить свою «историю» «вплоть до времени пишущего» (usque ad tempus seriptoris). Сведения о предшествующем периоде брались из какого-то сочинения, написанного ранее современником соответствующих событий. Поэтому хотя «история» конкретного автора могла начинаться со сколь угодно отдаленного времени (например, с Троянской войны), она не была в строгом смысле историей «прошлого», а получалась из сложения написанных в разное время историй «настоящего».

Все это относилось, впрочем, только к мирской истории. В священной истории средневековая христианская мысль впервые ввела

53 Isidorus Hyspalensis. Etymologiarum 1, 41—44.

 <<<       >>>   

Была представлена блестящими по форме историческими произведениями поджо браччолини
4 указатель
Формирующимися в результате институционального структурирования социального взаимодействия
Информация основная часть действий реализуется в знаковой форме общественных действия

сайт копирайтеров Евгений