Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Наконец, в XV в. происходит возрождение античного понимания «истории» как особого жанра, и она снова отделяется от «художественной литературы». В этой связи весьма показательно, что первыми произведениями гуманистической историографии в эпоху Ренессанса оказались работы представителей итальянской «риторической школы», основателем которой был известный флорентийский историк Леонардо Бруни (1369—1444). Его главное сочинение, послужившее образцом для большинства последователей «риторической школы», — «Двенадцать книг по истории народа Флоренции» (Historiarum Florentini populi libri duodecim, 1416—1444), охватывает период с момента основания Флоренции до 1404 г.

37

«В духе (античной) традиции Бруни преподносит читателям историю как своего рода театральное действие, а исторических деятелей — как героев трагедии, воплощающих те или иные пороки и добродетели» (Гутнова 1967: 18).

«Риторическая школа» XV в. была представлена блестящими по форме историческими произведениями Поджо Браччолини, Мар-кантонио Сабеллико, Бенедетто Аккольти и целого ряда других авторов. В этом веке появляются и первые рассуждения об «искусстве истории» (ars historica), в одном ряду с artes rhetorica et poetica, но пока еще представлявшие собой лишь вариации на тему классических высказываний Аристотеля, Цицерона, Дионисия Галикар-насского, Квинтилиана и Лукиана 38 .

б) История-реальность

Хотя в эпоху Средневековья значение «текста» оставалось доминирующим применительно к «истории», семантические критерии этого рода литературы практически сошли на нет; почти полностью прекратились и дискуссии относительно достоверности или правдивости исторических текстов. Дело в том, что создание этих текстов стало едва ли не исключительно прерогативой клириков, занимавших отнюдь не самые низшие ступени церковной иерархии, или монахов, облеченных полномочиями высших иерархов, т. е. людей «проверенных и надежных». Поэтому написанные ими исторические сочинения признавались правдивыми (истинными/правильными) просто в силу авторитета Церкви.

Поскольку значительная часть текстов включала описание божественной реальности (точнее, ее проявлений в социальной и природной реальности, а также различного рода чудес, знамения, откровения и пр.), то проблема истории как текста, изображающего реальность, отошла на второй план (подробнее см. гл. 8). Наконец, распространение в XIII—XIV вв. поэтических («художественных») исторических произведений окончательно размыло грань между «историей» и «поэзией», между «действительностью» и «вымыслом ».

«Люди того времени не отличали историческое повествование от поэтического вымысла. Итальянский летописец XIV в. Джованни Вил-лани (Giovanni Villani) прямо называет поэтов maestri di storia, приписывая Вергилию такой же авторитет, как Ливию, и говорит, что

38 См.: Вайнштейн 1964: 260—261; Kelley 1998: 189. 38

тот, кто хочет подробно знать историю, пусть читает Вергилия, Лука-на, Гомера» (Геръе 1915: 13).

Но утрата семантических смыслов истории-текста компенсируется возникновением значения «история-реальность», или «история-бытие», т. е. «история», существующая вне текста. Точнее, текст превращается в «рассказ об истории».

Хронологически это значение «истории» возникает в эпоху античности. Существенную роль в его формировании сыграли иудейские историки эллинистического периода, писавшие по-гречески. Продолжая традиции иудейской парабиблейской исторической литературы, они начали использовать греческое слово «история» в значении «существование человеческой (социальной, пользуясь современной терминологией) реальности во времени», хотя, конечно, как и в Библии, эта «социальная реальность» была прежде всего иудейской.

К сожалению, тексты наиболее известных иудейских историков эллинистического периода — Деметрия, Эвполема, Артапана, Юста Тивериадского — не сохранились, за исключением небольших фрагментов, процитированных в более поздних работах. Но, например, Иосиф Флавий уже совершенно очевидно придает именно такое значение «истории» в трактате «О древности еврейского народа», когда пишет, что его сочинение «О древностях» («Иудейские древности») «обнимает события пятитысячелетней истории» 39 , или замечая, что

«...у нас (иудеев) не великое множество книг, которые не согласовывались бы между собой и противоречили друг другу как у греков, а только двадцать две, содержащие летопись всех событий нашей истории» (Иосиф Флавий. О древности... I, 7 (8)).

Вообще работа Иосифа Флавия, несмотря на известную предвзятость, обусловленную ее апологетическими целями, представляется нам исключительно важной, так как является одним из немногих дошедших до нас античных историографических обзоров, ориентированных на значения истории-знания и истории-реальности.

В христианской традиции значение «истории-реальности» или «истории-бытия» восходит по меньшей мере к Оригену — к его работе «О началах» (ок. 228—229 гг.), в которой он рассмотрел и проблему толкования смысла Библии. И хотя традиция толкования Пятикнижия была уже высоко развита в иудаизме, именно оригенов-

39 Иосиф Флавии. О древности... I, 1.

39

екая система толкования впоследствии стала одной из основ систематической теологии. Эта система включала три уровня: соматический (телесный или бытийный, т. е. исторический), психический и пневматический (духовный) 40 . В контексте этой схемы было введено понятие «история в телесном смысле», т. е. «история» в значении реальности. Заметим, что наряду с этим у Оригена встречается и традиционное значение «истории-текста»: «истории, повествующие о делах праведников», «историческое повествование» 41 .

Августин в «Граде Божием» уже четко различает два значения «истории» — бытия человечества во времени и исторического сочинения. Во введении к 18 книге он, напоминая читателям о содержании предыдущих книг, повествующих о судьбе «двух градов», пишет, что после потопа «как в истории, так и в нашем сочинении оба града продолжают идти совместно вплоть до Авраама» 42 . Точно так же и Гуго Сен-Викторский (середина XIII в.) в своем «Историческом зерцале» писал, что порядок его изложения «следует не только последовательности Священного Писания, но и порядку мирской истории» (secularium hystoriarum ordinem) 43 .

 <<<       >>>   

Относится сочинение византийского историка зосимы новая история в шести книгах
Во времени
Отличается наполненностью историческим смыслом событий события
Господствующие эволюционистские концепции в понимании природы легко сочетались с утверждавшимся историзмом

сайт копирайтеров Евгений