Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

как в свое время именно для этого был назначен Корбулон (Т а с, Ann. VIII, 8); неудачи во время нероновых войн показали, что Каппадокия — уязвимое место, что здесь надо постоянно содержать сильное- войско и, следовательно, надо из прокураторской провинции превратить Каппадокию в провинцию, управляемую легатом консуляром. Вместе с тем надписи показывают, что Каппадокия была при Флавиях объединена с Галатией, Писидией, Фригией, Ликаонией и другими районами центральной и восточной части Малой Азии. Только после завоевания Армении и образования новой провинции — Армении, быстро, впрочем, ликвидированной, Каппадокия вошла, наконец, в постоянные границы, в которых оставалась до Диоклетиана, под управлением легата консуляра.

Кроме собственно Каппадокии, в состав провинции вхо-¦¦¦$ дили Pontus Galaticus, Pontus Polemoniacus и Малая Армения. I; Каппадокия и, особенно, Малая Армения занимали важное место в системе обороны восточных границ империи. Поэтому здесь велось интенсивное строительство стратегических дорог.* Об этом строительстве говорят не только древние географы и итинерарии, но и многочисленные надписи; особенно много этих надписей сохранилось от III в., когда угроза со стороны Парфии, а затем ново-персидского царства Сассанидов стала вполне реальной (CIL III, 12162—12211 и др.; IGRR III, 131). Узлами дорог в Малой Армении были на севере Сатала, на юге — Мелитена, откуда дороги расходились веером во все стороны.

Понятно, что строительство дорог имело последствием усиление связей как внутри провинции, так и с другими областями империи и с Великой Арменией. Вообще же Каппадокия в период империи, как и в период эллинизма, оставалась отсталой страной, где не развилась городская жизнь, а аграрные отношения долго сохраняли многие примитивные черты, свойственные древневосточным обществам.

Источники о Каппадокии очень скудны — случайные упоминания в литературе и очень небольшое число надписей, из коих большинство относится не к Каппадокии в собственном смысле, а к областям Понта, входившим в состав провинции. Лучше представлена Каппадокия в монетах, но этот источник по самому характеру своему мало выразителен.

Каппадокия — страна небогатая. Горное плато отличается континентальным климатом, неблагоприятным для произрастания южных злаков и плодовых деревьев. Страбон отмечает (XII, 2, 1),что Мелитена—единственная область в Каппадокии, занятая садовыми культурами, где растут оливы и произво-

* См. V- С h а р о t, La frontiere de l'Euphrate de Pompee a la conquete arabe, P. 1907, стр. 347 ел.

119

дится монаритское вино, соперничающее с греческим. О городе I Мазаке (позднейшей Кесарии) и его территории Страбон сообщает, что это непригодное для жилья место, ибо лишено воды, а окружающая земля, хотя и равнинная, совершенно бесплодна и не обработана. Скотоводство, повидимому, занимало больше места в сельском хозяйстве провинции (Str. XII, 7, 10). По сведениям Страбона (XII, 17, 8), Каппадокия давала персам ежегодно, кроме денежной подати, 1500 лошадей, 2000 мулов и 50 000 овец. Коневодство было развито в Каппадокии издревле, еще со времен Хеттского царства, и продолжало занимать видное место в хозяйстве провинции. В конфискованном императором Валерианом имении некоего Палматия разводили славившихся своей резвостью equi Palmatii, которые еще в V в. входили в состав grex dominicus, находившегося под управлением особых praepositi.*

В Каппадокии добывалось железо (Plm. NH 34, 142). Учреждение в Мазаке (Кесарии) как бы центра по чеканке римской монеты, притом серебряной, позволяет предполагать, что здесь разрабатывались серебряные руды. В Каппадокии добывались и минеральные краски; особенно хвалит Страбон минерал jjuXto? (XII, 3, 10). В Каппадокии добывался оникс и какой-то белый камень, цветом напоминающий слоновую кость, из которого изготовляли рукоятки для мечей и зеркала; этот камень экспортировался (ibid.). Этими камнями, которые Плиний (NH 36, 46) называет phengis, Домициан, как рассказывает Светоний (Dom. XIV), облицовал стены портиков, в которых обычно гулял, чтобы видеть на их зеркальной поверхности, что происходит позади него.

Каппадокия, таким образом, обладала естественными ресурсами, представлявшими значительный интерес для римского правительства, эксплоатировавшего их. Масса же населения должна была существовать на те скудные средства, какие скупо давали земледелие и скотоводство. Хозяйство было в общем бедное и не давало стимула для роста производства и обмена, для развития рабовладельческого способа производства. Включение провинции в состав империи здесь дало не столь заметные результаты в подъеме народного хозяйства, как в других провинциях Малой Азии.

Страбон указывает, что из десяти стратегий, на которые делилась Каппадокия во времена царей, только две имели города — Тианитис и Киликия. В первой метрополией был город Тиана, расположенный «у подножия Тавра перед Кили-кийскими воротами, где находятся самые удобные и обычные перевалы в Сирию» (XII, 2, 7). Другим городом была Мазака

* W. S. G w a t k i n, ук. соч., стр. 22.

120

(Кесария). Хотя этот город расположен в бесплодной и безводной местности, цари выбра-»1И э™ неудобное место для города, по предположению Страбона (ЛП, 2, 9), потому, что здесь был центр района, который и^ел <<а ДеРево, и строительный камень, и пастбище, в которой °.ни особенно нуждались как скотоводы». Других городов СтЯа"0Н не знает, даже Мелитены, Страбон называет «укрепленнь*е поселения» (^pouptoc spufivd), «местечко» (iroXt/viov), «укрепЛение> (?Ри!хк), хшцбгсоХц (XII, 2, 6).

Большое место занимали хрзмовь'е теРРитории с крупными центрами полугородского ти*та* то> во-первых, Комана Каппадокийская (Гиераполь), центр культа Ма; «там большое множество боговдохновенных (wsotpopr/rcuv) и храмовых рабов. Население — катаонцы, г'ообще подчиненные царю, но повинующиеся больше жрецу. Последний распоряжается храмом и храмовыми рабами, котор*"1Х во вРемя нашего пребывания там было больше шести тысяч; мУжЧин и женщин. К храму относится много земли, и дохо^ом ПОльзуется жрец, занимающий второе место в Каппадокии Росле Царя; да и большей частью цари и жрецы принадлежат к одному роду» (Str. XII, 2, 3). В Веназе находился храм Зевса (АгУРа~Мазды) с «поселением (хостоиаа) храмовых рабов около тРех тысяч и плодоносной землей, дающей жрецу годовой Д°ох0Я в пятнадцать талантов» (XII, 2, 6). Третий прославле?Гньш хРам принадлежал Зевсу Докиейскому.

Все это рисует нам картину t гоРазДо более близкую к древневосточным социальным отнои*еш1?М' чем к эллинистическим. В дополнение к сообщению, чТ° ^аппадокия делилась ранее на десять стратегий, мы узнаем от ^рабона, что после победы над Антиохом римляне заключи^11 ДРУжбу с племенами и царями (терб? ts та E&vT) xal тои<; (ЗаспХе^)' и честь эта была предостав-

цр

(терб? ts та E&vT) xal тои<; (ЗаспХе^)' и честь эта была предоставлена каждому царю в отдельн^0™ и самомУ народу в целом (xal аиты SITU s'&vet xoivrj, XII, %> П>' Отсюда можно заключить, что царская власть здесь не цРедставляла Централизованной монархии. «Стратегии», как и ВЬ1Деленные храмовые территории, представляли более ил0 мен<эе независимые области, лишь номинально подчиненны*3 верховной власти царя. Персидская монархия была плохо с:РаяннЬш к°нгломератом племен и народов, а в период развала ДеРжавы Ахеменидов сатрапы фактически стали независимым** правителями. В такой отдаленной и глухой области, как ^аппадокия, правители отдельных «стратегий» также больше были связаны с местной территориальной общиной, чем с центральной властью сатрапа. Примитивные формы государст^енноСти позволяли этим «стратегам», представителям знатнь*х Р°Д°В> осуществлять полупатриархальную власть над сззоими соплеменниками, переда-

121

вая ее по наследству. О таких наследственных «сатрапах» I в Малой Армении пишет Прокопий (de aedif. Ill, 1, 17): «Во главе остальной Армении, которая находится по сю сторону Евфрата, ... стояли пять сатрапов, армяне родом; в эту должность они вступали всегда по наследству и занимали ее до самой смерти. От римского императора они получали только знаки своей власти». О правителях соседней Софены говорится в God. Theod. XII, 13, 6, что они должны вносить aurum coronarium в пользу империи, как и все сатрапы, secundum consuetudinem moris antiqui (указ 387 г.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Импортируемые в александрию продукты частично подвергались здесь последующей обработке
чем окружающее население египтян египтяне
Почти нет вовсе надписей
Ранович А. Восточные провинции Римской империи в IIII вв. истории античности 10 надписей
Бороться против гнета колоны могли лишь слезными прошениями императорским прокураторам

сайт копирайтеров Евгений