Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

** J. D а у, ук. соч., стр

Athenische Stiftungsurkunde, «Hermes»,

234.

233

1100. Крупнейший афинский богач II в. Ирод Аттик владел землями не только вне Аттики, но и вне Греции, в Италии.

Многие землевладельцы получили, судя по именам, римское гражданство; они-то и составили, надо полагать, ядро «ромеев». Надпись позволяет заключить о концентрации земли в руках «ромеев».

О Македонии сведения еще более скудны. Во всяком случае здесь аграрные отношения сильно отличались от отношений, типичных для Эллады. Хотя в Македонии существовали крупные города —Диррахий, Фессалоника, Филиппы и др., но их было немного и значительная часть земельной территории не была приписана к полисам и находилась в распоряжении племенных организаций, I&vtj, которые приближались по структуре к организации полиса, управлялись политархами, привлекали население к литургиям! В одной надписи lOvo? оре-стов жалуется, что ётсархшн (провинциалы) завладевают у них землями, нарушая этим права племени.* Повидимому, в Македонии римская власть еще меньше, чем в Азии, сумела нивелировать сельское население и город не успел оказать свое влияние на глубинные районы, где цивилизация носила внешний характер и не разрушила старых аграрных отношений. О рабстве в Греции в период империи данных почти нет. A priori можно предположить, что упадок производства привел к уменьшению роли рабов в хозяйстве. Плутарх (de educ. puer. VII) возмущается современной ему практикой, когда «наиболее порядочных рабов назначают на земледельческие работы, моряками, торговцами, экономами, ростовщиками; а когда попадается им раб пьяница и обжора, непригодный для какого-либо дела, они поручают ему воспитание детей». Сочиненная Филостратом защитительная речь, которую он вкладывает в уста Аполлония Тианского (V. Ар. VIII, 7, р. 163 Kayser), говорит о том, что «здесь можно купить только понтийских, лидийских и фригийских рабов»; чтобы купить раба в Аркадии, надо туда специально снарядить кора.бль; но аркадцы рабов не продают, Аркадия сама «нуждается во множестве рабов, ибо она велика и лесиста как в горах, так и на равнине. Она нуждается в многочисленных работниках — пастухахдля лошадей, рогатого скота, овец и свиней, во множестве дровосеков, с детства занятых в этом промысле». Вряд ли, однако, в словах Филострата можно найти что-нибудь, кроме чистой риторики. Гораздо важнее пункт указа Адриана об обязательной сдаче масла, где земледельцам предлагается

* О городах и e-&v»j Македонии см. Е. К u h п, ук. соч., стр. 388— 453 (в связи с отношениями в Галлии и Африке); L а г s e п, ук. соч., стр. 443 ел.

234

указать в декларации точно, кто именно из рабов или вольноотпущенников работал над производством масла. Несомненно, также большие количества рабов были заняты в домашнем услу?кении у богачей, живших, по-римски, на широкую ногу. Мы можем, во всяком случае,предположить, что в Греции раньше, чем в других областях империи, наступило положение, когда в мелком земледелии и мелком ремесле, к которому свелось производство, не было места для большого числа рабов.

Во всех римских провинциях финансы городов базировались в значительной степени на щедротах богачей, которые своими пожертвованиями на общественные нужды, раздачами населению, организацией игр и развлечений, поддержкой культовых учреждений, строительством общественных сооружений как бы возвращали эксплоатируемым часть добытых их трудом богатств и тем пытались смягчить классовую ненависть трудящихся. В этом отношении Греция с ее прославленными культурными центрами находилась в особо благоприятном положении. Не только местные богачи, но и чужестранцы считали для себя честью удостоиться почетного декрета афк-нян, купить за деньги афинское гражданство, увековечить свое имя в дельфийском святилище, получить посвящение в элевсинские мистерии, принять участие в олимпийских или пифийских играх и т. д. Восточные царьки стремились таким путем приобщиться к эллинско-римской культуре. В частности, Ирод, царь иудейский, одарил Афины и Лакедемон.*

Римские императоры также всячески выражали свое уважение к славному прошлому Эллады и ее старинным установлениям. Особенно много сделал для Греции, и в частности для Афин, император Адриан. Внадписи 125 г. (SlG 3 835)t6xoiv6v (juvg&piov twv 'EXXvjviov обращается к Адриану как к «спасителю, освободившему и вскормившему свою Элладу». Сам Адриан в послании к Афинам 131/2 г. (IG II—IIP , 1102) пишет: «Знайте, что я пользуюсь всякими предлогами, чтобы благодетельствовать городу в целом и каждому афинянину в отдельности. Вашим детям и юношам даю гимнасий на украшение городу и вдобавок...». Адриан не только поднял престиж Греции своими милостями, своими неоднократными наездами в Афины, принятием почетных магистратур, но и заботился об упорядочении администрации, издав ряд специальных законов в этом направлении. Главное, Адриан много сделал для украшения Афин и благоустройства города, что дало повод именовать Адриана на монетах restitutor Achaiae. В числе возведенных Адрианом в Афинах сооружений значатся храм Геры и Зевса панэллинского, библиотека с драгоценной мраморной обли-

* В. Schtirer, Geschichte des jtidischen Volkes, I4, стр. 391.

235

цовкой, гимнасий с 100 мраморными колоннами, мост через Кефис, водопровод (он был закончен уже при Антонине Пие). Адриан закончил храм Зевса Олимпийского, постройка которого началась еще при Писистрате. В Афинах был построен новый роскошный квартал с прекрасными виллами (Адрианополь, Новые Афины). На арке Адриана на фасаде, обращенном на запад, надпись гласила: «Это — Афины Тезея, прежний город», на восточном фасаде: «Это—город Адриана, не Те-зея».

Но даже щедроты Адриана, особенно его строительная деятельность, вызывавшая спрос на строительный материал и на рабочие руки, могли поднять на время благосостояние Афин, но не отразились на общем положении Греции, пришедшей в состояние застоя и упадка. Павсаний часто мимоходом рисует картины упадка греческих городов. «Стадиях в 20 от Хе-ронеи находится фокидский город Панопей, если его вообще можно назвать городом, так как в нем нет ни правительственных зданий, ни гимнасия, ни театра, ни водоема, куда бы собиралась вода, но жители обитают здесь вдоль горного потока, в полуземлянках, более всего похожих на горные лачуги» (X, 4, 1). Фивы со времени Митридата «впали в крайнюю степень слабости. В мое время весь нижний город был безлюден, оставались одни только храмы, а заселенным был один только акрополь, который они называли Фивами, а не Кадмеей» (IX, 7, 6). Мегалополь «лишен всего своего великолепия и былого благосостояния и в наше время по большей части лежит в развалинах» (VIII, 33, 1). «В Платейской области на Кифе-роне... находятся развалины Гиский и Эритр. Некогда это были богатые города, и теперь еще среди развалин находится полузаконченный храм Аполлона» (IX, 2, 1). Упоминаются «развалины города Гармата и Микалесса» (IV, 27, 5), развалины города Онхеста (IX, 26, 3).*

Такое положение вещей вполне понятно: благотворительность не может служить базой для прочного существования страны; Греции оставалось только эксплоатировать свое прошлое, которого она, конечно, не могла сохранить и поддержать, так как исчезла его экономическая основа. Упадок Афин особенно заметен после 86 г. до н. э. Смирение и послушание становятся основой их политики. Сулла прекратил грабеж солдат, заявив, что он щадит живых ради мертвых. Своим прошлым Афины жили и во времена Империи. Никто не оспаривал, что те идеи в искусстве и литературе, которые казались тогда достоянием вечности, родились в Афинах. Счита-

* Перевод С. П. Кондратьева.

236

лось, что лучше всего можно научиться в той роще, где учил Платон. Афины превратились в своего рода университет, но и в этом отношении роль их была довольно скромной.

Греки старались поддержать престиж своей культуры и выступать в качестве ее верных хранителей. В постановлении панэллинского союза (между 138 и 160 г.) прием Магнесии на Меандре в союз обосновывается ссылкой на то, что магне-сийцы — первые переселенцы в Азию, что они «часто боролись вместе с ионянами, дорийцами и эолийцами» (IG II—III2, 1091). «Мессеняне,— пишет Павсаний (IV, 27, 5),— не забыли и своего дорического диалекта, и до сих пор из всехпелопон-несцев они сохранили его в наибольшей чистоте». Но творческие силы эллинов иссякли. Уже Цицерон отметил (de orat. 3, 43): «В Афинах давно уже погибла образованность самих афинян, в этом городе остается лишь местопребывание научных занятий, которыми граждане не занимаются, а предаются им лишь иностранцы, как бы плененные именем и авторитетом города. Однако любой невежественный афинянин превзойдет самого ученого азиата не содержанием, но акцентом речи, уменьем говорить не столько хорошо, сколько приятно».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На монетах коса гиппократа
Только общественные должности им
Vj македонии см
Откупщики налогов руководствовались обычаем

сайт копирайтеров Евгений