Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

принимало постановления о постановке статуй, устройстве празднеств, освящении храмов в честь императора, о посылке делегаций. Kotvov имело право петиций; но это право имели все города и даже любая сельская община и отдельные лица. В надписях часто упоминается о том, что такой-то благодетель на свои деньги ездил с делегацией в Рим и выполнил свою задачу блестяще и не жалея расходов (Харлгрйс; xai TtoXuSairavox;); очевидно, существовало что-то вроде соревнования между городами, видевшими особую честь, чтобы их делегат посрамил своей роскошью и тратами делегата соседнего города. В период республики xoivov имел право сделать представление о привлечении к ответственности проконсула за вымогательство.

Существовали и местные xoivy., культовые объединения, охватывавшие иногда несколько поселений; не всегда, впрочем, zoivdv означает организацию, иногда это просто обозначение совокупности граждан данного поселения.

Упадок общественной жизни в Азии констатируют все исследователи Азии. Его не могут скрыть даже славословия ораторов. В одной из своих речей Дион Хризостом рисует картину преуспеяния города Апамеи во Фригии (Ог. XXXV, 14 ел.): «Вы стоите во главе Фригии, Лидии и Карий, вокруг вас обитают другие, весьма многочисленные народности— кап-падокийцы, памфилы, писиды, и для всех вы представляете рынок и место для встреч в вашем городе. Вы имеете под своим влиянием множество малоизвестных местечек и богатых селений. Вернейший же признак вашей силы —высота подати; ибо, я думаю, как из вьючного скота наиболее сильной является та скотина, которая тянет больше всех, так и из городов естественно считать наилучшими те, которые уплачивают больше всего денег. Судебные заседания происходят у вас каждый год, и на них стекается множество людей — адвокаты, судьи, юристы, правительственные чиновники, низшие магистраты, рабы, погонщики мулов, торговцы, ремесленники, так что кто имеет товары на складе, продает их по наивысшей цене. Среди вас нет праздных. А там, где собирается много людей, деньги больше всего оборачиваются и возрастают богатства». В этом панегирике, вопреки напыщенной фразеологии и явным преувеличениям, вроде того, что Апамея «стоит во главе Фригии, Лидии и Карии>, сквозят черты далеко не утешительные для преуспевающего города. Обширная торговля Апамеи сводится к ярмарке в связи с заседанием суда раз в год. А процветание города выражается в том, что римская казна больше всего его грабит.

Конечно, в системе империи города Азии подняли, надо полагать, свою торговлю не только благодаря лучшему состоянию путей сообщения, благодаря длительному миру, но и

А. Ранович

4!)

вследствие расширения спроса в результате распространения греко-римской культуры в отсталых районах, вовлечения в среду цивилизованных народов варваров из соседних с Азией стран. Но это не означает, что благосостояние масс населения поднялось в такой же мере, как доходы богачей; напротив, пропасть между классами эксплоатируемыми и эксплоатирую-щими должна была углубляться. Этому способствовал особый характер торговли. Города Малой Азии «платили древнему Риму ежегодную дань. На вырученные деньги Рим покупал у них товары, и покупал по вздутым ценам. Малоазийцы надували римлян, выманивая у своих завоевателей путем торговли часть уплаченной ими дани. И все же в накладе оставались малоазийцы. За их товары им во всяком случае платили их же собственными деньгами».* Таким образом, торговля служила каналом, по которому часть взимаемых со всего народа податей перекачивалась в карманы богатых торговцев.

У. Рамсэй опубликовал остающуюся до сих пор загадочной надпись III в. о так называемых ?evoi Tsx[zops"i'oi (Рамсэй полагал, что то была антихристианская организация);** здесь приводится список взносов разных лиц в императорском имении на приобретение статуи и разной утвари для культа императора. Эти взносы в отдельных случаях достигают внушительной цифры в 6000 денариев. Отсюда пытались делатьвывод о высоком жизненном уровне населения. Но у нас нет данных о том, что эти зажиточные ?evoi Tsxuopstoi — рядовые крестьяне. Помимо того, как предполагает Рамсэй, здесь могли быть показаны, как это в таких случаях бывает, фиктивные цифры (например, вместо 100 пишут условно 1000). Наконец, необходимо учесть, что в результате общего кризиса империи в III в. стоимость денария резко упала. В надгробиях, где назначался штраф нарушителю покоя могилы обычно 300—500, максимум 1000 денариев, появляются цифры 5000 (IGRR IV, 872 и до-бавл.). Поэтому надо признать слишком поспешным вывод М. Ростовцева из надписи Рамсэя, что положение сельского хозяйства в Азии было вполне хорошим.***

Упадок муниципальной жизни нисколько не ослабил соперничества между городами Азии, принявшего в условиях упадка нездоровый характер и производившего на современников комическое впечатление. Дион Хризостом (Or. XXXVIII, 144) открыто смеется над погоней за пустыми титулами. Эфес на монетах отмечает, что он хат7.тгои<; А, т.е. город, где прежде

* К. Маркс, Капитал, т. I, стр. 106.

** W. M. Ramsa у, Studies in the history and art of the eastern provinces of the Roman Empire, 1906, стр. 319 ел.

***M. Rostowzew, Studien zur Geschichte des romischen Kolo-nats, Lp2. 1910, стр. 301.

60

всего должен высадиться проконсул. Многие города на монетах и в надписях называют себя оср^атт], fxeytaTY], Аартро-татт|, TrpwfY] (Head полагает, что термтт) означает просто, что депутация данного города занимала первое место в шествиях в честь императора; поэтому Магнесия именует себя на монете седьмой).* Особенно великую честь для себя видели города в том, чтобы иметь у себя храм культа императора и носить, таким образом, титул неокора. Эфес в правление Луция Вера стал дважды неокор, при Каракалле — трижды, при Гелио-габале — четырежды (при Максимине снова появляется на монетах Эфеса xpic vsee-xopoi;, повидимому, в результате exstin-ctio memoriae).** Неокорат настолько крепко привился как почетный титул, что Сарды в надписи 459 г. при господстве уже христианства продолжают называть себя Sic vsowcopoc. (Le Bas — Waddington 628).

Высшим должностным лицом был азиарх; повидимому7 должность ap/iepsuc 'Acriocc —верховного жреца императорского культа — совпадала с азиархией. Во главе совета отдельных городов стоял стратег, в надписях и на монетах встречается также в качестве эпонима стефанофор: иногда во главе управления стояла коллегия — aovapxioc.*** Должности стратега и тгрйтоь ap/ovxec были особенно почетны. Но и прочие магистратуры привлекали охотников. Римляне использовали эту тщеславную тягу к литургиям, чтобы создать свой административный аппарат в провинции. Избрание в магистраты и связанные с этим добровольные дары и пожертвования превратились в принудительную службу с обязательными расходами из личных средств магистратов на городские нужды. Эта установка правительства получила официальную формулировку в рескрипте Марка Аврелия и Луция Вера: «Установление, которым предусмотрено, что, если кто избран в декурионы, он получает магистратуру, надо соблюдать лишь постольку, поскольку дело касается всех пригодных и достаточных людей. Если же некоторые из них настолько немощны и истощены, что не только общественные должности им не под силу, но они едва могут жить на свои средства,-то бесполезной неприлично поручать таким людям должности, тем более когда есть такие, которых можно назначать, с удобством для должности, для их благосостояния и для блеска" общины» (Dig. L, 4, 6, рг.). От каждого маги-

* Под это объяснение, однако, не подходит легенда на смирнской монете: irptoTcov 'Аспос<; у' vewxopwv tuv Sepaafwv xa.AAsi xat [isye&ei — «первых в Азии, трижды неокоров Августов, по величине и красоте».

** Head, Historia numorum, стр. 507—508. *** Ibid., стр. 609.

4* 51

страта, независимо от характера его должности, ожидали денежных раздач и участия в расходах подведомственного ему учреждения, и эти ожидания оправдывались. Своеобразную литургию в Азии представлял выпуск монет от имени города отдельным лицом, получившим магистратуру от города или от императора. В этом случае на монете указано aveO^xe: IToXejicov CTTpaT7]yc~v dcveS-Tjxs Sp.up [vocioic;]. Водном случае таким .гицом оказалась даже женщина: knl <7Ts<pavY];p6pou ОЬ'кта.с, KXauSiav-^ aveOyj-/.e.* Вступительный взнос при вступлении в должность (summa honoraria) стал правилом, и даже при занятии незначительной должности агоранома в Филадельфии ее обладатель вносит крупную сумму в 10 000 денариев. Но римляне превратили обычай в закон, honos (магистратуру) в munus (повинность) и тем положили начало закрепощению сословий.

Римляне имели в Азии и свой аппарат. Кроме проконсула и его свиты, канцелярии, судейских и финансовых агентов и помощников, существовал аппарат императорского фиска, который все расширялся. Взыскание податей и налогов — в этом заключалась главная функция римского государственного аппарата в Азии.

Уже Цезарь-заменил десятину твердой денежной податью с крестьян. О размерах этой подати у нас нет прямых данных. По сообщению Аппиана (b. civ. IV, 75), проконсул Азии предоставил Бруту сумму в 16 000 талантов, собранную из податей (ёх tCv <p6p(ov тг,с, 'Каме). Антоний, по Ашшану (b. civ. V, 4—6), взыскал в Азии подать за девять лет вперед и, кроме того, наложил контрибуции на царей и вольные города. По Плутарху (Ant. 24,4), Антоний взыскал в итоге 200000 талантов, что согласуется с аппиановой цифрой — 16 000 талантов в год. Если принять численность сельского населения в Азии 3 млн., то это дает 32 денария на душу, считая и грудных младенцев,— цифра высокая, но вполне правдоподобная. В Египте подушная подать местами составляла 40 египетских драхм и, кроме того, крестьяне платили за землю аренду.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Особенно покупающих из вторых рук

Сконструировалась сенатская проконсульская провинция азия
В сирии-финикии блестящая колония тир
Ведшие обширную торговлю

сайт копирайтеров Евгений