Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Те случайные и разрозненные материалы, которыми мы располагаем, позволяют сделать общий вывод об углублении классовых противоречий в Азии, что было неизбежным результатом вступления в последнюю стадию рабовладельческого общества.

* L. Robert (Etudes Anatoliennes, стр. 375 ел.) выдвинул более правдоподобное предположение, что Филагр в качестве эдикта высудил для города ХТГ1СТЦ с 107 рабами. В этом случае надпись свидетельствует о большом числе рабов в частном имении. Этому предположению противоречит в тексте БтцмкИои? SouXou?; но это могло быть сказано пролеп-

тически.

** V. Chapot, о. с, стр. 176—177. *** L. Robert, Etudes Anatoliennes, P. 1936, стр. dO4 ;

5 А. Ранович 65

I

Broughton, склонный скорее переоценивать преуспеяние Азии, отмечает, что низшие классы в городах получили мало выгод,, что за благополучным фасадом скрывалось много тревог и что щедрость богачей в городах в значительной мере надо квалифицировать, как социальную страховку.* Арним из сопоставления речей 50 и 43 Диона Хризостома приходит к заключению, что в Азии «существовали тайные общества с антиправительственной тенденцией. Их ненависть была направлена против лиц богатых и привилегированных, представленных в советах».** Джонс в своей цитированной выше последней работе о греческих городах приходит к общему выводу, что греческие города в период империи «имели слишком узкую классовую базу». Концентрация богатства в руках немногих и пролетаризация масс привела, по Джонсу, к тому, что образовалась малочисленная клика зажиточных семей, в конце концов потерявших интерес к развитию своей цивилизации и культуры.***

При всем этом народы Азии сохранили устойчивость против нивелирующей силы империи, а трудящиеся сумели найти формы для выражения протеста против римского гнета. Народы Азии не только усвоили греко-римскую культуру, но и внесли в нее свой вклад; в Смирне и Эфесе музеи были очагами культуры, медицинские школы в Пергаме и Эфесе пользовались мировой славой. Уроженец Пергама Гален — один из величайших медиков древности. Философ перипатетик Александр, софист Антоний Полемон, писатель Ксенофонт Эфесский,знаменитый ритор Элий Аристид, Александр из Магнесиина Меандре, творец статуи Афродиты Мелийской, и менее видные представители науки и искусства **** свидетельствуют об интенсивной культурной жизни Азии. .

Но, усвоив греко-римскую культуру, города Азии пытались сохранить кое-какие местные черты. Местный патриотизм и возникавшее на этой почве соперничество между городами принимали в условиях полного упадка политической жизни уродливые формы, и Дион Хризостом справедливо над этим смеется; но в этих смешных и порой унизительных формах сказывалось и стремление к сохранению хотя бы видимости самостоятельности. Города, фактически приведенные к одному уровню, сохраняли, однако, различные названия высших магистратур (tJTpaTTjyot;, (TTsyavvjipopo^ и др.). На монетах Приены

* Ук. соч., стр. 812.

** Н. v. Arnim, Werke und Leben des Dion von Prusa, B. 1898, стр. 372.

*** A. H. M. J о n e s, Greek cities from Alexander to Justinian, Oxf. 1940, стр. VI.

**** В надписи Le-Bas — Waddington 1618 упоминается неизвестный поэт К. Юлий Лонгиан.

66

мы находим Бианта, одного из семи мудрецов, уроженца Приены, на монетах Самоса — Пифагора, на монетах Коса — Гиппократа, на монетах Книда — изображение шедевра Пракси-теля, Афродиты Книдской; этим города подчеркивают свою связь с прежней славной историей. Может быть, выражение • стремления к установлению местных связей позволительно видеть в обычае совместной чеканки монет несколькими городами— Эфес, Пергам, Смирна, Сарды, Гиераполь, Лаоди-кея; Адрам. иттий, Кизик, Апамея и др.; М и л е т, Эфес, Смирна, Кос и др.

У нас нет данных о прямых выступлениях против римской нласти в Азии; да вряд ли они и были возможны.* Пожалуй, одним из видов протеста против существующего строя мог быть «разбой», под которым в древних источниках часто имеется в виду мятеж. Приключения и похождения разбойников были излюбленным мотивом в античном романе и новелле. Недалеко от древней Трои имел свою резиденцию разбойник Тилобор, до такой степени прославившийся, что Арриан счел для себя интересным написать его биографию.

Для борьбы с разбоем и внутренними смутами существовали специальные военные посты (stationes). Характерна малограмотная надпись, посвященная солдату с такого поста (IGRR, IV, 886): «Привет, прохожие. Авр. Ириней, воин, воевал слав-но, многих разбойников истребил своими руками, умер в Лими-рах в Линии своейсмертью. Братья его Папий и Тимий, сыновья Аполлония... поставили этот кенотаф на память». Для борьбы со смутами в Азии учреждена была особая должность иринархов, в других провинциях неизвестная. Функции иринархов были определены Антонином Пием, когда он был проконсулом Азии (Dig. XLVIII, 3, 6); они не только боролись против разбоя, но были также представителями политической полиции. Поэтому, хотя полиция находилась в ведении муниципальных органов и содержалась за их счет, иринарха назначал проконсул из кандидатов, представленных городским управлением, преимущественно из римских граждан или императорских вольноотпущенников и даже рабов.

Но в основном оппозиция против Рима и существующего строя проявилась в области идеологии. По всей вероятности, в Азии впервые зародилось христианство, во всяком случае то его течение, которое было проникнуто ненавистью к Риму, революционно-демократическим духом. Автор «Откровения

* В надписи IGRR IV, 914 из Кибиры (I в.) Вераний Филагр восхваляется между прочим за то, что он «подавил крупный заговор, принесший величайшее горе городу: xocraXueravTa ouv[w](J.oaiav {J.eyd>.vjv v/y XuTTtnitjav tyjv rcoXiv.

67

Иоанна», древнейшего христианского произведения, обращается к семи церквам в Азии — в Эфес, Смирну, Пергам, Тиатиру, Сарды, Филадельфию, Лаодикею. Среди Павловых посланий есть адресованные эфесянам иколоссянам. Под именем Игнатия дошли до нас послания к эфесянам, магнесийцам, траллийцам, филадельфийцам, смирнянам. «Откровение Иоанна» проникнуто духом борьбы и верой в близкую победу, оно рисует картину жестокой небесной расправы с вавилонской блудницей — Римом — и миром зла, после чего настанет тысячелетнее царство справедливости и блаженства для верующих. Здесь нет слащавой проповеди любви и всепрощения; напротив, все дышит чувством ненависти и жаждой мести, притом скорой; «се гряду скоро» (III, И), «се гряду скоро и возмездие мое со мной, чтобы воздать каждому по делам его» (XXII, 12). Знаменательно, что именно в Азии, во Фригии, в середине II в., когда оформляется церковная организация, склонная найти пути примирения с империей, возникает ересь монтанистов (катафри-гийская ересь), сохраняющая и развивающая революционно-демократическую линию раннего христианства. Монтанисты отвергали новый принцип организации епископальной церкви, не желали мириться с существующим порядком и ждали скорого пришествия спасителя. Монтанисты сохранили демократическую организацию общины и совместные трапезы (juijai'vi.a. и cufJtTOcria). Монтанизм, не приемлющий мира, объявляющий ему войну (хотя только при помощи сил небесных), мог стать при благоприятных условиях знаменем активного движения против Рима. Поэтому христианские императоры впоследствии в борьбе против ересей издают против монтанистов особо суровые указы (Cod. lust. I, Ъ, 5; I, 5, 20; Cod. Theod. XVI, 5, 65).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Основные налоги подушный
По этой надписи нельзя установить

Носившему титул префекта

сайт копирайтеров Евгений