Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Триумфом сирийской религии было установление в Риме культа бога города Эмесы — Элагабала. А когда Аврелиан попытался искусственно насадить единую религию Sol Invictus, он в качестве воплощений этого «непобедимого Солнца» установил в его храме вывезенные из Пальмиры статуи Бела.

Сирия имела и местных богов, почитание которых было связано отчасти с пережитками первобытных культов, отчасти с особенностями бытового уклада. Можно указать, например, на пальмирских богов — покровителей караванов, Арсу и Азизу,* культы гор, рек, животных. Но не они определяют ха рактер религии народов Сирии; при всем многообразии верований в основном Сирия в религиозном отношении, сохраняя свою самобытность, совершает эволюцию по пути к созданию единой религии империи и сама дает некоторые необходимые для этого элементы.

Сирия внесла немалый вклад в римскую культуру. Она выдвинула ряд философов, ученых, писателей, оказавших громадное влияние на эллино-римскую культуру. Непосредственно перед римским завоеванием мы видим фигуру По-сидония из Апамеи, философа, историка, географа, пользовавшегося заслуженным уважением современников и занявшего почетное место в истории древней философии и науки. Философские традиции в Сирии были сильны. Софист Исей, Максим Тирский, киник Эномай из Гадары, пифагореец Никомах из Геразы, платоник-пифагореец Нумений из Апамеи, неоплатоник Порфирий, имя которого — перевод сирийского Малх, и многие другие сирийцы заняли видное место в греческой фи

^VT??nio^L Rostowzeff, The Caravan gcds of Palmyra, JRS ААП (1ЭЗг), стр. 107 ел. и замечания Н. Seyrig, Antiquites svriennes, «Syria» XV (1935), стр. 155 ел.

164

лософии. Из Flavia Neapolis (др. Сихем) вышел христианский философ и апологет Юстин. Многим обязана историческая наука Николаю Дамаскину, Иосифу Флавию, Гереннию Филону из Библа. Новейшие археологические открытия в Финикии показали, что Филон располагал древними финикийскими источниками для своих мифологических построений. Сирия выдвинула «Вольтера классической древности»— Лукиана из Самоса-ты. Здесь процветал греческий роман. Наиболее видным представителем этого жанра является Гелиодор («Эфиопия»); переплетение романических мотивов с религиозной экстатикой мы находим в «Деяниях Фомы». Сирия не только дала выдающихся ораторов, но и создала крупные школы риторики в Апамее, Кесарии, Халкиде, Газе, Тире. О юридической школе в Берите уже упоминалось. Берит и Антиохия славились также медицинскими школами. В Антиохии возникла и христианская школа, успешно конкурировавшая с александрийской школой катехетов.

Римская культура, таким образом, многим обязана Сирии. Это вполне закономерно; мировая империя ведь имела своим назначением включить в общий оборот все ресурсы провинций — материальные и духовные; в этом ее историческая роль.

Египет занимал в системе Римской империи особое положение. Эта страна древнейшей цивилизации не была организована римлянами по типу обычных провинций, управляемых проконсулом, легатом или прокуратором. В своих „Деяниях" Август заявляет:» Египет я подчинил власти римского народа» (Aegyptum imperio populi Romani tradidi; ATyurcrov Sr'f*.ou гРш-(xaiwv -^ysfj-oviai upocrl&Tjxa). В действительности он смотрел на Египет, как на свое личное владение, над которым он властвует в качестве преемника Птолемеев и древних фараонов. Он конфисковал в Египте громадные богатства, которые Тенни Франк оценивает в 250 млн. римских денариев, в свою личную пользу, и эти богатства послужили для него источником для тех щедрот, о которых он сообщает в своих „Деяниях" и о которых рассказывает Светоний (Aug. 41). Управление Египтом было поручено доверенному лицу императора, носившему титул префекта; в I —II вв. префект назначался из всадников. Префект был не столько представителем римского государства, сколько уполномоченным императора, его управляющими Филон так и называет его Ьитрсжо? —прокуратор.

Для массы египтян император был попрежнему царем, они дали ему соответствующее фараоновское имя и титулуют его Ьебс, Ы &s(3v (OGIS 650). В знаменитом папирусе, найденном в 1920 г. в Филадельфии и получившем название Epistula Clau-diana, Клавдий пишет александрийцам, что не хочет божеских почестей; но, публикуя это письмо, префект Египта Эмилий Рект в сопроводительном тексте называет Клавдия «наш бог».

Префект Египта был здесь полновластным господином, зависевшим только от императора; поэтому должность эта считалась одной из высших. По свидетельству Ульпиана (Dig. I, 17, 1), Август приравнял ее к должности проконсула, а Стра-бон пишет (XVII, 1, 12), что направленный в Египет префект

166

«занимает место царя». Первый префект Египта Корнелий Галл оставил трехязычную надпись, дающую представление о том, каково было значение власти префекта и как устанавливалась власть Августа в Египте. Греческий текст надписи (OGIS 654) гласит: «Гай Корнелий Галл, сын Гая, римский всадник, после уничтожения египетских царей поставленный Цезарем первым над Египтом, в течение пятнадцати дней, дважды одержав победу в бою, победивший восставшую Фиваиду, взявший частью приступом, частью после осады пять городов — Боресиду, Копт, Керамику, Великий Диополь, Офией, убив при этом вождей восстания, переваливший с войском пороги — место, бывшее непроходимым для войска до него, подчинивший всю Фиваиду, не покоренную царями, принявший послов эфиопов в Филах и получивший от их царя проксению, назначивший тирана в одной топархии Эфиопии, Триаконтасхойнос,— в дар отечественным богам и Нилу помощнику». Префект говорит в этой надписи тоном владыки, «первого над Египтом», и в стиле фараоновских славословий. Что касается восстания Фиваиды, то, судя по быстроте его подавления, оно вряд ли было значительным. В числе пяти городов, кроме Фив (ДмсттгоХк; [леуаХт]) и Копта, названы деревушки и пригороды.* Интересно все же отметить, что Фиваида была очагом восстаний и при Лагидах. Богатая хлебом страна, игравшая огромную роль в снабжении Италии, имевшая обширные старинные торговые связи, служившая источником громадных доходов для ее владык, давала императору большую экономическую силу, а в руках противника власти императора могла стать опасной. Поэтому Август ревниво относился к своей власти в провинции и запретил сенаторам и знатным всадникам даже въезд в Египет без именного разрешения. Когда Германик в 19 г. посетил Египет в качестве туриста, Тиберий ему за это строго выговаривал (Та с, Ann. II, 59; Dio Cass. LI, 17).

Август сразу же объявил Египет итготгХт) (Dio Cass. Ц, 13), т. е. население должно было платить подать. Для него Египет был прежде всего источником дохода. Август и его преемники не давали развиваться здесь муниципальной жизни; унаследованный от Птолемеев бюрократический аппарат избавлял римских правителей от необходимости искать опору в местных муниципальных учреждениях, как это было в других провинциях. Август предписал александрийцам устраивать свою общественную жизнь без буле (aveo ^ouXeutSv uoXiTEusaftoa IxlXsuasv; Dio. Cass., I.e.). Что Александрия до III в. не имела буле, было известно из указанного сообщения Диона Кассия и из SHA, Sev. 11: Deinde Alexandrinis ius bouleutarum dedit,

*Cm. W. Dittenberger, OGIS, ad locum.

167

qui sine publico consilio, ita ut sub regibus ante vivebant uno iudice contenti, quem Caesar dedisset. В дошедших до нас александрийских документах до III в. буле не упоминается. Напротив, в надписи в честь Элия Аристида (OGIS 709) мы читаем; 7]w6Xt?T5v 'AXe^avSpeiwv xai 'ЕррюитсоХц г, jxeyaXr), xal 75 |3ouXvj Ttov 'AvTivoemv vsu)v xal ol iv ты ДЁХтат-^ А:уи7гтоо хтХ,что прямо свидетельствует об отсутствии (ЗоиХ?- у Александрии. Диттен-бергер в комментарии к этой надписи считает, однако, что (ЗоиХ^' в Александрии существовала, и она-то выступала от имени т^тгбХк; twv 'AXe^av&pstmv. Открытия последнего времени устранили всякие сомнения на этот счет. Опубликованный Norsa у Vitelli (Bull, de la Soc. Roy. d'Archeol. d'Alex., 25) папирус, вошедший в PSl X, содержит изложение прошения александрийцев, направленного к Августу, об учреждении буле в Александрии. Публикация папируса вызвала оживленную полемику, в которой участвовали крупнейшие египтологи Белл, Шубарт, Фирек, Вилькен и др.;* спор шел главным образом о том, просили ли александрийцы учредить или восстановить буле, т. е. имела ли Александрия буле при Птолемеях или нет, упразднил ли Август буле, существовавшую до него, или не разрешил ее новой организации. Получив отказ, александрийцы не успокоились. Как видно из Epistula Claudiana, они ходатайствовали о том же перед Клавдием. Но и Клавдий им отказал, ответив уклончиво; о том, что было при древних царях, он ничего не может сказать (oux !x«> Xeysiv), но что при Августе и его преемниках буле не было, хорошо известно, и потому дело требует серьезного исследования.

Что касается других двух греческих полисов, существовавших в Египте при Птолемеях,— Навкратиды и Птолемаиды, то из приведенной надписи в честь Элия Аристида можно заключить, что и они не получили статуса civitas libera и не имели муниципального совета; во всяком случае в найденных до сих пор документах пока упоминания буле в этих городах не встречается до III в. Только основанный Адрианом в память своего любимца Антиноя город Антиноополь был организован по типу греческого полиса.

Греческие полисы в Египте не только не имели самоуправления, они не имели также внегородской территории, находящейся под их управлением (хотя могли владеть землей); номы находились в управлении стратега.**

* См. Н. Idris Bell, JEA XVII (1931), стр. 126; его же. The Problem of the Alexandrian Senate, «Aegyptus» XII (1932), стр. 173 ел.; U. W i 1 с k e n, AP IX; V i e г е с k, Noch einmal die (3ouXrj von Alexandria, «Aegyptus» XII (1932).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но императоры активно вмешивались в управление провинцией
Развалины киликийских городов
На монетах тира встречается даже сцена
Ее можно было без труда организовать как единую провинцию
В папирусе 167 г

сайт копирайтеров Евгений