Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Конечно, легенды и традиция об основании городов могут, как это часто бывает, не содержать никакого исторического ядра, но во всяком случае правдоподобно, что многие кили-кийские города восходят к героическому периоду истории эллинов или по крайней мере к раннему периоду греческой

96

колонизации.* Даже под персидским владычеством некоторые города — Таре, Солы, Голмы и др.— чеканили монету е греческой легендой. Но в горах жили варварские племена, вероятно, местного происхождения. Об одном таком племени — клиты — Тацит сообщает, что когда Архелай, царь Каппа -докии, к владениям которого римляне причислили часть Киликии, попытался провести по римскому образцу ценз и установить подати, племя ушло в горы Тавра и оказывало серьезное сопротивление войскам Архелая (Ann. VI, 41). Позднее, при Клавдии, те же племена клитов,** как это уже не раз бывало и в других случаях, под водительством Тро-собора укрепились в горах и стали оттуда совершать нападения на земледельцев и горожан, на торговцев и моряков (XII, 45).

Наряду со старыми возникали и новые города. Селевкиды, в царстве которых большей частью находилась Киликия, построили (или обновили) ряд городов: Александрию на Иссе, Солы, Селинунт, Зефирий; Селевкия на Каликадне в Суровой Киликии стала одним из важнейших центров эллинистической культуры на южном побережье Малой Азии, о чем свидетельствуют еще сохранившиеся величественные могильники. Птолемеи, временно владевшие частью Киликии, также строили здесь города (Птолемаида, Арсиноя).

В период распада царства Селевкидов города приобрели автономию и возникли полунезависимые династы — топархи, царьки. Теократия в Олбе, во главе которой стояли верховные жрецы Зевса Олбийского, носившие имена Зенофанили Тевкр, сохранялась и в римское время.

С конца II в. до н. э. Киликия была центром пиратства, бывшего грозным бичом не только для морской торговли, но и для Равнинной Киликии, которой тоже не щадили пираты. Борьба с пиратами послужила поводом для римского вмешательства, и в 102 г. Марк Антоний получил в качестве провинции (в старом смысле слова) Киликию. В 92 г. Сулла в качестве претора получил провинцию Киликию, в 88 г. — Оппий. В 83 г. часть Киликии захватил Тигран, выселивший между прочим жителей города Солы, чтобы заселить новую армянскую столицу Тигранокерту. Помпеи после разгрома пиратов и победы над Митридатом и Тиграном восстановил провинцию. Солы были восстановлены и приняли название Помпейополь.

* А. Н. М. Jones, The cities of the eastern Roman provinces, Oxf. 1937, стр. 192 ел.

** Диттенбергер, следуя А. Вильгельму, полагает, что в обоих случаях у Тацита надо читать не clitarum, a eiltarum, ссылаясь на надпись OGIS. 574.

96

Однако организация провинции затянулась на двести лет. Киликия была слишком сложным конгломератом разнородных частей, чтобы ее можно было без труда организовать как единую провинцию. Если в прибрежных городах, организованных по типу греческих полисов, можно было ввести обычное римское провинциальное управление, то с глубинными районами дело обстояло гораздо сложнее. Здесь Помпеи предпочел оставить местных династов под наблюдением легата провинции Сирии.

В Гиераполе—Кастабалах—сидел Таркондимот, носивший вначале титул топарха, затем царя. Его династия довольно хорошо известна благодаря упоминаниям у историков (Тацит, Дион Кассий), в надписях и на монетах; после смерти Фило-п а тор а в 17 г. его владения были, повидимому, непосредственно включены в провинцию.

Суровая Киликия, в значительной части входившая в состав владений Аминты, царя Галатии, после его смерти в 25 г. до н. э. частью отошла к новой провинции Галатии, частью была отдана во владение каппадокийскому царю Архелаю, а после превращения Каппадокии в провинцию (17 г.) оставалась сначала за его сыном, а в 38 г. отдана Антиоху IV, царю Коммагены. Веспасиан окончательно присоединил эту область к провинции.

Наконец, в Олбе династия Тевкридов — верховных жрецов — продержалась до 41 г., когда Олба была отдана Поле-мону II, лишившемуся своего Боспорского царства. Опять-таки Веспасиан положил конец призрачной самостоятельности и этой области.

Одно время (между 58 и 47 гг. до н. э.) к провинции Киликии был причислен о. Кипр. С другой стороны, Равнинная Киликия в 27 г. до н. э. была включена в состав Сирии — Финикии. Веспасиан объединил и Равнинную и Суровую Киликии в одну провинцию. Но на этом процесс ее конституирования не закончился. Антоний Пий присоединил к ней Ликаонию и Исаврию, входившие ранее в состав Галатии.

Вообще там, где римляне не заставали уже установившуюся городскую жизнь, они долгое время опирались на местных династов, создавали эфемерные «царства», перекраивали многократно провинции, иногда по временным военным соображениям, пока, наконец, не находили наиболее, как казалось, удобного способа размежевания провинций. Это перекраивание провинций, при котором не считались с местными связями и традициями, в конечном счете немало содействовало нивелированию населения, забвению традиций, утрате старых и приобретению новых связей, укреплению представления у покоренных племен и народов о принадлежности их не столь-

97

ко к той или иной народности, племени, старому государственному объединению, сколько к единой Римской империи.

Как и в других провинциях, римская власть, упраздняя старые общественные условия жизни, опиралась по преимуществу на города, сохранившие в той или иной мере призрак муниципальной автономии. Некоторые города преуспевали, благоустраивались. Развалины киликййских городов, больших и малых, сохраняют остатки храмов, театров, цистерн, водопроводов; надписи сообщают о периодически устраиваемых играх с раздачей призов. Построенный после аннексии Олбы небольшой город Диокесария имел большую центральную улицу, окаймленную портиком с колоннами, театр и другие общественные сооружения. Главный город провинции, резиденция римского легата Таре, расположенный по обоим берегам реки Кидн, был крупным экономическим центром. «Нигде,— пишет филострат (V. Ар. I, 7),— так не велика роскошь, как здесь. Высокомерие и насмешливость здесь в чести, а изящное одеяние ценят выше, чем в Афинах мудрость». В надписи в честь Александра Севера Таре именуется «Александрина, Севери-ана, Антониниана, Адриана, первая, величайшая и прекраснейшая метрополия, стоящая во главе трех провинций — Киликии, Исаврии, Ликаонии, дважды неокор, единственный удостоенный демиургией и киликархией из префектов, свободным общим советом (xoivopouXiq)) и другими многочисленными, величайшими и изысканными дарами» (IGRR III, 879, 880).

С Тарсом соперничал Аназабр, который также титулуется «метрополия, стоящая во главе трех провинций, дважды неокор» (ibid. 898), Мопсуестия—ispa *ai eXsu&epa xal ai/rovojjicx; анХт] xai au[A{Aax°S "Pcop-a'tcuv (ibid. 915), Эги, «вольный город» с почитаемым храмом Асклепия и др. Дион Хризостом (Or. XXXIV) много потешается над соперничеством городов. При общем упадке муниципальной жизни это соперничество принимало уродливый характер; города нагромождали титулы один на другой, не брезгая и такими сомнительными, как Maximiniana или Macriniana, наперерыв учреждали игры, притом обязательно «вселенские» (oecumenici). *

Вначале, при организации провинции Помпеем, было, должно быть, немало civitates liberae; но римляне, как и всюду, отнимали постепенно у городов свободу; ее сохранили только Тя"~ \Эги, Мопсуестия. Буле засвидетельствована в надписях ^. городов: Иотапа (IGRR III, 833), Сиедры (ibid, уурий (ibid. 839), Солы (ibid. 875, у (ЗоиХт) xod 6 Sr,\i.oq, V просто St^cx;), Tape, Гиераполь — Кастабалы, Моп-

Historia numorum, № 715 ел.

Рядом с организацией полисов продолжала существовать, как и в Галатии, племенная организация. Надписи в честь «великого первосвященника» Зенофана в I в. до н. э. составляются от имени 'OXjBeiov 6 §r,\>.oc, xal xavva/rai (MAMA III, 64, 65), т. е. город Олба выступает рядом с племенем кеннатов; и в римское время на монетах фигурируют племена кеннаты и ла-лассеи. Города иногда сохраняли между собой родственные связи,* и на монетах фигурируют иной раз имена метрополий не городов, а племен. В Канителидах некоторые надгробия говорят о связях между этим городом и Элеессой Себастой: за нарушения покоя могилы налагаются штрафы «в казну господа Цезаря 10 000 денариев, городу Себасте 8000 денариев и народу Канителидов 2500 денариев» (W i I h e 1 m, Denkschr. Ak. Wien. XLIV, № 123), «фиску тысячу денариев и городу Себасте тысячу денариев» (ibid., № 129).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Особенно интересен конец надписи ig
Наряду с местным городским
Способного на революционное переустройство общества
В состав провинции одно время

сайт копирайтеров Евгений