Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

(Ямнии) была создана школа, «академия», где ученые раввины— «талмуд хахамы» занимались комментированием «закона», приспособлением его к новым условиям, созданием новых «галах»— законоположений культового и гражданско-правового характера. Здесь же велась работа по'систематизации «галах», результатом чего явился и религиозный кодекс — Талмуд. Такие же академии, как в Явне, возникли и в Лидде, в Сепфорисе, Тивериаде, Уше. Глава академии считался в глазах римлян духовным главой иудеев и пользовался рядом привилегий и иммунитетом.

Одновременно возникает обширная литература, относящаяся к мандейской религии, на арамейском диалекте. Много . мандейских текстов дошло до нас также в виде надписей (знаменитые магические чаши). Переводится на сирийский язык четвероевангелие (mepharasa), наряду с которым находится в обращении составленная Татианом компиляция из четырех евангелий (Диатессарон). В конце II в. в Сирии действует гностик Еардезан; «человек весьма способный и отлично владевший сирийским языком написал на родном языке диалоги против Маркиона и других... а также очень много других сочинений. Ученики ... перевели их с сирийского языка на греческий» (Eus. HE IV, 30). Особенно часто древние авторы цитируют его произведение «О роке». Если на Западе языком христианской пропаганды был латинский, а на Балканах и в Малой Азии — греческий, то в Сирии этим языком стал гирийский; в этом нашла свое выражение также оппозиция монофизитской и якобитской церкви официальному греческому православию. Эдесса стала центром христианской литературы на сирийском языке.

Меньше всего могло сохраниться оригинальных элементов в области права. Римское право господствовало безраздельно. Но поскольку ни преторское право, edictum perpetuum, ни отдельные указы и распоряжения не представляли систематического свода законов, они не могли предусмотреть все возможные случаи требований вмешательства и санкций закона.

Поэтому в области гражданского права оставалось много неясного или непредусмотренного в законе, и провинциалы в таких случаях руководствовались своими местными обычаями п местными законоположениями. По мере возникновения казусов римские юристы давали им соответствующее решение с точки зрения римского права, и эдикты императоров и их представителей по тому или иному вопросу получали силу закона, обязательного для всей империи. Кроме того, по мере роста числа римских граждан все более возрастала категория лиц, на которых распространялись нормы исключительно римского права.

11 А. Ранович 161

При всем том оставалось значительное поле действия для местного обычного права или для рецепированного на Востоке греческого права.* Да и там, где существовали законодательные нормы, римлянам приходилось считаться с местными условиями. Завещание римского гражданина, написанное по-гречески, было недействительно. Но в провинциях, где господствующим языком был греческий, нельзя было требовать от новоиспеченных римских граждан, чтобы они владели латинским языком, и приходилось итти на уступки (Dig. XXXVI, 1, 76 рг.)

Если по уголовным делам юрисдикция принадлежала только римскому суду, то по гражданским делам — всякого рода имущественным тяжбам — население, не знавшее римского права, боявшееся римских судей, не понимавшее их языка, часто предпочитало обращаться к старым, дорийским судьям и судиться по обычному праву. Правда, решения такого суда имели только моральную силу, но в некоторых случаях эта сила была достаточно велика; в частности, авторитет раввинов при господстве «закона» во внутренней жизни иудеев не уступал основанному на насилии авторитету римских властей. Поэтому разработка гражданского права в Талмуде имела не только теоретический характер.

Понятно, со временем римский суд вытеснил местное право. Еще в гервом Послании к коринфянам автор жалуется, что христиане предпочитают обращаться со своими тяжбами в римский суд: «Неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными» (VI, 2). Однако длительное применение на практике норм местного права отражается в документах. Сделки, браки, завещания совершаются в соответствии с греческим правом или местными обычаями или установлениями. Найденный в Гиераполе сирийский кодекс V в. (по всей вероятности, перевод с греческого), содержащий компиляцию главным образом семейного и наследственного права, обнаруживает много черт греческого и восточного права.** В частности, порядок наследования при отсутствии завещания скорее напоминает библейско-талмудические нормы, чем греческие и римские.

Мало того, есть основания полагать, что восточное право оказало влияние на римское. Мишна (8гитерш<л<;) была известна римским юристам, и некоторые положения римского права

* Так, продажа раба и половины виноградника в тексте пергамента из Дуры (DP 23, 180 г.) совершена в соответствии с греческим правом. С. Brandford, Die zivilen Archive von Dura, «Pap. u. Altertum.», стр. 379 ел.

** См. L. M i 11 e i s, Reichsrecht und Volksrecht in den ostlichen Provinzen des romischen Kaiserveiches, Lpz. 1891.

162

находят свое обоснование в талмудических законоположениях.*

Можно, таким образом, считать установленным, что в об-ласти права Сирия сохранила и в теории и на практике многие-элементы доримского права. Меньше всего это относится к западному побережью, где развитая городская жизнь требовала-, более тесного сближения с римскими установлениями; в Берите даже была создана школа римского права, из которой вышли выдающиеся юристы. Но во внутренних областях и на Востоке римляне не могли вытеснить до конца греческие и местные нормы гражданского права.

Больше всего воздействие Сирии на греко-римский мир сказывается в области религии. Потребность в создании мировой религии как дополнения к мировой империи выражалась в синкретизме, в слиянии греко-римских богов с восточными, в тенденции к созданию монотеистической религии путем перенесения атрибутов многих богов на одного бога. И здесь Сирия сыграла не малую роль.

Прежде всего необходимо указать на роль иудейского монотеизма, сложившегося в эллинистический период; иудейская пропаганда имела несомненный успех не только в Малой Азии и Египте, но и в Сирии, где находился религиозный центр иудаизма. Иосиф Флавий пишет, что в Антиохии иудеи, «привлекая к своей вере множество эллинов, сделали и этих последних в известной степени составной частью своей общины». В конце концов в лице христианского бога-отца единый иудейский бог Ягве победил всех своих языческих соперников. Иудейский монотеизм оказал воздействие на непосредственных соседей евреев, сирийцев, которые восприняли некоторые монотеистические идеи раньше, чем они утвердились в греко-римском культе. Это бросается в глаза при чтении семитских, особенно двуязычных надписей; в семитских надписях II — III вв., как правило, не называется имя бога, а дается отвлеченная формула: «да будет благословлено его имя вовеки, благого и милосердного» (Lidzbarski 477 ел.), в то время как греческий и латинский тексты в тех же надписях обращаются к конкретному божеству. Так, в пальмирской надписи 114 г. (Lidzbarski 474), греческому Ail иф[аты xal к>щу.6($ соответствует пальмирское lbrjk smh l'lm': «да будет благословенно его имя вовеки». В другой надписи 134 г. (Lidzbarski 477) греческому Ail [xeytcTTw Kspauviw соответствует lb'.l smn mr' 'lm': «владыке небесному — властителю мира».

* См. S. Meyer, Die Rechte der Israeliten, Athener und Romer, Lpz. 1862—1866, особенно II, 204—206, 234, 238 ел.

1]*

163

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Можно было ввести обычное римское провинциальное управление
К тому же по качеству участки самые разнообразные
Особенно более крупной
При городских буле была должность секретаря
Само название провинции долго

сайт копирайтеров Евгений