Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

168

Конечно, Александрия, столица Египта, крупнейший центр мировой торговли и очаг эллинско-римской культуры, занимала особое положение. В латинском тексте своей надписи Корнелий Галл называет себя praefectus Alexandreae et Aegypti, противопоставляя, таким образом, Александрию Египту; точно так же в надписи OGIS 679 назван верховный жрец 'AXe?av-Spsioc? xoci Ai.yuTtTou пастве;. Александрийские граждане имели ряд привилегий, побуждавших домогаться александрийского гражданства. Как видно из переписки Плиния с Траяном (ер. 5—6), принадлежность к александрийскому гражданству была для жителей Египта необходимым условием для приобретения римского гражданства. Содержание «александрийского гражданства», характер связанных с ним прав и привилегий точно неизвестны. Неизвестно даже, были ли александрийские граждане свободны от подушной подати. В Александрии и других полисах граждане делились по греческому образцу на филы и демы — скорее всего по территориальному признаку. В административном отношении Александрия делилась на пять районов, названных первыми буквами греческого алфавита А, В, Г, Д, Е (Псевдокалисфен I, 32 толкует их как инициалы 'AXe^avSpo? BaaiXsl)?rivo?; Д165 ''Exticts); эти округа охватывали все население, тогда как в демы и филы включались лишь г раждане определенного района. Повидимому, включение в филу и дем было непременным условием и показателем принадлежности к александрийскому гражданству. Таково же было положение в Птолемаиде и Навкратиде, а затем и в Антиноополе.

С припиской к дему было связано включение в списки эфебов. Для этого отец представлял экзегету декларацию, подкрепленную документами и присягой. Проверка социального положения кандидата и процедура его включения в списки эфебов называлась е"<тхрюц. Пребывавшие в свое время в эфебах именовались Ц>г)Ргих6те$.

Из среды граждан назначались, а там, где была буле, избирались магистраты (ctpyjxi) из состава цензовых элементов. В надписи из Птолемаиды (OGIS 668) от имени города говорят «6470 и прошедшие эфебию (ё<рт]Реих6те?) во второй год Клавдия»; по всей вероятности, эти 6470 представляют состоятельных граждан.

Кроме этого сомнительного ius honorum, граждане (во всяком случае Александрии) были свободны от литургий вне Александрии; в эдикте префекта Тиберия Юлия Александра (OGIS 669, § 6) мы читаем: «Соответствует милостям Августов и то, чтобы прирожденные (e\jysvs"i<;) александрийцы, даже живущие в интересах своего дела (Sia <pi^ePYtav) вне Александрии (Iv т^ /йрк), не привлекались ни к какой литургии, на что вы ча-

169

ото жаловались, и я сам буду соблюдать, чтобы никто из прирожденных александрийцев не привлекался к провинциальным литургиям (sl<; AsiToupyioo; x00?"^-?)-

Жители Александрии, не имевшие прав александрийского гражданства, назывались о\ атгб 'AXe^avSps'tai; в отличие от граждан 'AAe?av8ps~t<;. Политический статус их был различен. Евреи, занимавшие в Александрии во времена Филона два округа из пяти, составляли отдельную самоуправляющуюся единицу — TToXtxsu|j.a, имели своего этнарха (или генарха, по Филону) и синедрион (герусию). Иосиф Флавий (Ant. XIX, 5, 2—3) цитирует два указа Клавдия, подтверждающие те привилегии, которыми искони пользовались александрийские иудеи. «Самоуправление», конечно, распространялось только на дела культа и внутренние дела общины.

Что касается прочих городов, метрополий номов, то здесь до III в. никаких элементов муниципальной жизни, оформленных в конституционных актах, не было. Однако и здесь выделялись отдельно «эллины» не столько по этническому происхождению, сколько по имущественному положению; эти цензовые группы, допускавшиеся в гимнасии (oi ктеб yujxvaaiiou)/ составляли привилегированный слой, пользовавшийся льготой в отношении размера подушной подати и поставлявший кандидатов на местные должности.

Имеются данные, к сожалению, пока недостаточно категоричные, о сохранении значительных пережитков общинного строя в египетской деревне. Деревни не пользовались правом юридического лица, и потому в официальных документах трудно ожидать найти явные следы общинной собственности.* Но во всяком случае организация деревни сохранила пережитки прежнего общинного строя, которые использовались римлянами для эксплоатации земледельческого населения. Связанность земледельца с общиной, основанная некогда на общинном землевладении, превратилась в обязательную приписку его к своей деревне, вместе с которой он должен был нести повинности в пользу государства. Прикрепление к origo (ISta) — несомненный пережиток общинного строя, потерявший свою старую экономическую основу. Встречающийся в папирусах термин xoivdv для обозначения сельской организации,** напоминающий о xoi\6v дли 8т5[>.о<; в надписях сельских общин в Азии, говорит о том, что деревня имела свою старинную организацию, хотя официально, вероятно, не признанную правительством. Наряду с xcop.oypafAfXKTSui; (сельский писарь), который был пред-

* См. P. J о ug u e t, ук. соч., стр. 207 ел., где собран относящийся •сюда материал.

** P. Jouguet, ук. соч., стр. 208.

170

ч;тавителем правительственной власти, продолжали существовать upsaPuTSpoi (старейшины) во главе с комархом. Постепенно эти представители сельского населения превратились в агентов правительства, выполняющих его предначертания, а функции комарха сошли на-нет. Но во внутренней жизни села, в распределении налагаемых правительством повинностей, денежных и натуральных, в выдвижении кандидатов на литургии сельская организация играла важную роль. Жители села могли выносить постановления об оказании почестей, об установке статуи и т. п. В надписи в честь префекта Бальбилла (OGIS 666) говорится: ISo^s тсЛ<; air6 xtojj.7)^ ВоиоЕргш? ф^^ьстоссгОось, т. е. применяется формулировка декрета буле.

В силу особых условий, в которых находился Египет как провинция, нивелирующая сила империи здесь сказывалась ¦слабее и медленнее. Обычаи, установившиеся здесь в течение тысячелетий, изживались медленно и с трудом. Древняя религия, обычное право, язык сохранялись и под эллинистическим и под римским господством. Римляне застали в Египте бюрократический аппарат управления, вполне пригодный для безудержной эксплоатации богатств страны, и римляне его с некоторыми модификациями использовали.

Во главе управления стояли ближайшие помощники префекта —SixaioSoTTj? (iuridicus), \8ioc, Хоуо<;, управлявший прежде всего имуществом и доходами патримония через ряд прокураторов, архиерей, архидикаст (верховный судья). Страна делилась на Верхний и Нижний Египет, к которым была присоединена третья область на юге—Гептаномида. Во главе каждой области стоял эпистратег. Во главе каждого нома стоял стратег, резиденцией которого была метрополия, наиболее крупное поселение в номе. В крупных номах, как Арсиноя, было два-три стратега. Номы делились на touch; низшей административной единицей были отдельные поселения — xwjxai. В метрополиях, помимо прямых агентов центральной власти и ее уполномоченных, были и apx<*'i (honores)— должности, замещавшиеся кандидатами из местной знати; стратег представлял их список эпистратегу, который путем жеребьевки назначал кандидатов на должность. Эти &pxovTS? в метрополиях — экзегеты, косме-ты, гимнасиархи, архиереи, агораномы, eu&Y)viapx«b ^o[Avr((j.a-Toypacpoi — были по существу чиновниками, а не муниципальными магистратами. Ттоурхру-сите'Хс, и хш^оуроф.цосте'^, секретари TOrcoi и хпу.а.1, были основными представителями государственной власти в низших административных единицах. Громадный, сильно разветвленный фискальный аппарат держал на учете все многообразные группы населения и был заинтересован в консервировании всех категорий населения, которые сложились здесь в результате македонского, а затем римского

171

завоевания. Найденный сравнительно недавно «Гномон идио-лога» (BGU V, 1), один из важнейших папирусных документов, дает нам ясное представление о том, как сложна была система деления населения Египта на категории по признакам сословным, племенным, локальным.

Гномон («тариф», «справочник»), как указано в предисловии к нему, представляет выдержки из первого гномона, составленного Августом, и позднейших к нему добавлений, разъяснений и распоряжений, изданных императорами, сенатом, префектами Египта и руководителями '18we, Хбуо?. «Гномон идиолога> составлен при жизни Антонина Пия (§ 36).

Гномон не имеет характера систематического свода прав и обязанностей аппарата 18 щ Хбуо?", он дает лишь, как указывает автор в предисловии, справочный материал, касающийся наиболее типичных случаев в практике идиолога.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сын аполлония дважды каллиада

На своих монетах они подчеркивают свою связь с эллинизмом
Как эдикт тиберия юлия александра
Они становились проводниками новых отношений

сайт копирайтеров Евгений