Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но все же, хоть и слабыми темпами, города в Каппадокии росли. Если Страбон знает только два города Кесарию-Ма-заку и Тиану, то во II в. мы находим уже ряд городов, преимущественно в Малой Армении и Каппадокийском Понте: Сатала, Мелитена, Амасия, Себастополь, Себастия, Неокесария, Ко-

* Th. Mommsen, Gesammelte Schriften VI, стр. 20 ел. ** Е. К u h n, Stadtische und burgerliche Verfassung des romischen Reiches, II, стр. 233 ел.

122

мана. Однако не все эти города чеканили монету, не все они получили тип организаций эллинистических городов.

Как возникали города, об этом дает нам представление рассказ Прокопия (de aedif. Ill, 4, 15—18): «Было местечко в так называемой в древние времена Малой Армении, недалеко от реки Евфрата, где стоял гарнизоном отряд римских воинов. Это местечко называли Мелитеной, а отряд — легионом. Здесь в прежние времена римляне выстроили укрепление в виде че-тыреугольника, на ровном месте. Оно было вполне достаточным для воинов как убежище, и здесь они хранили свои военные знамена. Впоследствии по воле римского императора Траяна это место получило звание города и стало столицей здешней страны. С течением времени город Мелитена стал большим и многолюдным. Так как строиться внутри стен было уже невозможно (как я сказал, это укрепление занимало очень небольшое пространство), они стали строиться на равнине около этой крепости; здесь они выстроили себе храмы, здания, правительственные учреждения, торговую площадь, лавки для различных товаров; они проложили всюду городские улицы, выстроили галлереи, бани, театры и все другое, что служит для украшения большого города».*

Недостаточность имеющихся в настоящее время источников не позволяет установить, в какой мере в новых городах утвердился греческий тип их организации. Ничтожное количество надписей, найденных до сих пор в Каппадокии, само по себе может служить показателем слабого развития городской жизни. Почти нет вовсе надписей, восхваляющих щедрость магистратов. Единственная большая надпись в этом роде — OGIS 529 (Себастополь). pouXv) xoci Svi(io<; засвидетельствованы для Команы — Гиераполя (IGRR, 111,121, 125); здесь же засвидетельствованы пританы со смешанным именем Юлий Антоний Митра Anna (125) и с чисто местным именем Майбузан (121), гимнасиарх, коллегии пританов и эпимелетов, * * агораном (IGRR III, 115); архонты, fiou~kr, и 8r,iioc, упоминаются в Себастополе (ibid. Ill, 113, 114) и Себасте (ibid. 119). Амасия на монетах титулуется 'ASpiavstoc SeouTjpsia 'Avtwvivwcv/] 'Aixaaioc М^тротгоХц INscoxopo^ 7грытт] той Поутои. Неокесария также фигурирует на монетах как метрополия (ср. IGRR III, 115), а также, конечно, Кеса-рия-Мазака и Комана. Некоторые незначительные поселения получили звание колоний, но нет данных о том, как в них было организовано управление. В надписях упоминаются понтархи, руководители xoiva в Pontus Polemoniacus (IGRR III, 115,

* Перевод С. П. Кондратьева, ВДИ № 4/9.

** «Anatolian Studies presented to sir William Ramsay», Manch. 1924, I, стр. 399 ел.

123

116) и армениарх (ibid. 132), но каппадокарх, упоминаемый в Дигестах (XXVII, I, 6, 14), в надписях не встречается. Пови-димому, единственным действительно эллинизированным городом была Тиана, которую Филострат (V. Ар. I, 4) характеризует как «эллинский город», отмечая, что это был богатый город; это определялось, надо полагать, его местоположением у Киликийских ворот и связями с Азией и Киликией.

О том, в какой мере Каппадокия как римская провинция втянулась в торговый оборот, можно судить лишь по случайным данным эпиграфики и нумизматики. Заранее можно предположить, что страна, бедная ресурсами и с низким уровнем производства, вряд ли могла занять сколько-нибудь серьезное место в торговле. Монеты из Кесарии-Мазаки найдены в отдаленных местах — на Балканах и в Дунайских странах, в Палестине и на Кавказе, в Коринфе и Дура-Европос. Но это объясняется не торговыми сношениями Кесарии, а тем, что здесь был центр чеканки римской имперской серебряной монеты в две, одну и полдрахмы. Эти монеты имеют латинскую легенду, датируются по годам императора и соответствуют римскому стандарту.* Совершенно очевидно, что они предназначены не для местного обращения. Что касается бронзовых монет, то их выпускало немного городов.

Поразительный случай представляют клады монет в Дура-Европос. Здесь из 2817 монет найдено 518 бронзовых монет Амасии, больше, чем антиохийских (356); по количеству монет Амасия уступает только Эдессе (896) и Нисибису (643). Ама-сийские монеты все относятся к правлению Септимия Севера, и в этом, повидимому, лежит объяснение этого странного факта: в начале III в. в связи с событиями в Сирии чеканка монет для обращения в Месопотамии временно прекратилась и в оборот пошли монеты Амасии; ни до Септимия, ни после него монет Амасии в кладе Дуры нет ни одной.** Сам по себе город Амасия вряд ли имел обширные торговые связи, судя по тому, что этот город на Понте Эвксинском не упоминается в надписях Северного Причерноморья в IOSPE.

В CIL III и II встречаются упоминания каппадокиицев далеко от родины — на Балканах, в Италии; но эти случаи чрезвычайно редки. В надписи из Себастополя (IGRR III, 112, время Траяна) говорится о лице, построившем на свои средства портик и торговые ряды (1руа<тту'р1а).

Все эти данные недостаточны для категорических выводов, но сама их недостаточность в некоторой мере показательна.

* Head, Historia numorum, стр. 752 ел.

** A. R. Bellinger, The eighth and ninth Dure Hoards, N. Y. 1939, стр. 2, 68 ел. и табл. к стр. 14.

324

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что в Каппадо-кии пока не найдено ни одной надписи, упоминающей распространенные в Малой Азии коллегии.

Римское владычество должно было внести изменения в земельные отношения. Прежде всего смещение Архелая привело к конфискации его земельных владений. По словам Тацита (Ann. II, 42), Тиберий, превратив Каппадокию в прокуратор-скую провинцию, уменьшил вдвое сбор с торгового оборота (centesima rerum venalium), рассчитывая, что его доход от новой провинции покроет ущерб, который получит aerarium mi-litare от этого уменьшения сбора. Земля составляла основной доход Архелая, который позволил ему накопить сокровище, укрытое в сильно укрепленном ерор.а — Норе (Нероассе). Ар-хелай написал даже трактат о земледелии, на который ссылает-i ся Плиний Старший (NH 18, 73). Вероятно, были конфискованы ' частично и во всяком случае реорганизованы храмовые владения. Надписи показывают, что Комана была превращена в полис (IGRR III, 121,125) и, следовательно, земледельческое население частично переходило на положение приписанных к полису и даже, может быть, проживавших в нем земледельцев. Созданные римлянами новые города также, конечно, получили свои земельные территории. При этом многочисленные 9роиркх, принадлежавшие раньше «частью царям, частью их друзьям» (Str. XII, 2, 9), упразднялись, хотя, как мы видели выше, владельцы крупных имений и «сатрапы» сохранились еще и в поздней империи. К сожалению, конкретных материалов, рисующих процесс изменения аграрных отношений и их приближения к римскому типу, источники не дают. Можно лишь предположить, что темп этих изменений был таким же медленным, как и темп роста городской жизни. В Каппадокии, надо полагать, и в римское время сохранилось немало элементов общинного и патриархального уклада, облегчивших здесь переворот, поведший к установлению феодальных отношений на Востоке.

Дух времени, однако, сказался и в Каппадокии. В стихотворной эпитафии из Амасии (IGRR III, 103) сообщается, что покойник Кисомброт был выдающимся юристом (sv vop.ixYj itpou^ovTa) и был еудебным заседателем при правителе Вифинии. В другой стихотворной эпитафии из Себастополя (ibid. 118) говорится об ученом грамматике Максиме. *• Новая религия, христиан-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ранович А. Восточные провинции Римской империи в IIII вв. истории античности 7 городов
Максимальная территория ее распространения от гор тавра в малой азии на севере
Как раз в период империи создается грандиозная литература талмуда литература восточных
Ведшие обширную торговлю

сайт копирайтеров Евгений