Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

по ней.

Из этой надписи мы узнаем, что крестьяне платили подать (форо;) и другие налоги, обязаны были повинностями, в частности, обязаны были содержать прибывающих к ним представителей власти, что они действительно страдали от постоев и вымогательств, что о^а^ыр^ац было не только египетским явлением, так как и скаптапарены прибегали к этому методу пассивного сопротивления.

249

Фракия была страна по преимуществу сельскохозяйственная. Эксплоатация рудных богатств составляла одно из основных занятий горных племен, достигших в этом деле большого совершенства. Вегеций сообщает, что при осадах «делают под землей ход, наподобие тех шахт, которые бессы, занятые ремеслом добывания золота и серебра, прокладывают, отыскивая жилы этих металлов» (IV, 24; ср. II, 11).

О ремеслах во Фракии говорят надписи коллегий кожевников (IGRR I, 717), каменщиков (тё^т] Xiftoupywv, ibid. 807), мастеров по производству «сирийской» верхней одежды (те-¦/yt} oupoTcouov, ibid. 1482, Филиппополь), охотников (то xuv^ySv xoivov, ibid. 731). Объединение цырюльников (стшаушуп twv xouplcov) упоминается ibid. 782, грузчиков (г, те/vYj twv аосххо-<p6pcuv) Mel. № 66 (Перинф).

Торговля, по всей вероятности, находилась в руках вифин-цев, александрийских TCpayp.aTEu6p.evot, «эллинов», имевших, как мы видели, в городах свои организации. Иноземцем (из Лао-дикеи) был и историк Т. Клавдий Андроник, оставивший свое надгробие в Каллиполе (IGRR I, 818).

Фракия сохранила многое от своей древней культуры, особенно в области религиозных верований. В частности, во Фракии сохранился обычай хоронить покойников в колесницах и насыпать над ними курган.* Христианство, отразившее всеобщее уравнение населения, не добилось в этой провинции успеха. И все же Фракия также поддалась нивелирующей силе Рима, в основном стала эллинско-римской, если даже в отдаленных от городских центров районах сохранились самобытные черты общественного строя и культуры.

САН XI, стр. 573.

3АКЛЮЧЕНИЕ

Обозрение восточных провинций Римской империи показывает, как разнообразны были пути, по которым шло объединение в единое государство стран и народов, различных по своей культуре, по своему историческому прошлому, по уровню социально-экономического развития. Но хотя конкретные исторические явления индивидуальны и неповторимы, в них проявляются исторические закономерности, которые именно в силу конкретности и индивидуальности их разнообразных проявлений приобретают полнокровность и силу, позволяющие видеть за случайными отдельными фактами движущие силы истории.

Так называемая прагматическая история ограничивается описанием последовательных событий и их взаимной связи. При этом большое место отводится действиям, побуждениям и целям отдельных политических деятелей и групп. В частности, в буржуазной историографии стало общим местом объяснять состояние Римской империи во II в. политикой Траяна, Адриана, Антонина и «век Антонинов» применяется не только как хронологический термин, но и как характеристика существа этого исторического периода. Но такое изучение истории совершенно несостоятельно.

Конечно, «в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, -движимые умыслом, страстью, ставящие себе определенные цели. Здесь ничто не делается без сознанного намерения, без желанной цели. Но как ни важно это различие для исторического исследования,— особенно отдельных эпох и событий,— оно нимало не изменяет того факта, что ход истории определяется внутренними общими законами. В самом деле, на поверхности явлений и в этой области, несмотря на сознанные и желанные цели людей, царствует, повидимому, случайность... Но где на поверхности господствует случайность, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скры-

251

тым законам. Все дело в том, чтобы открыть эти законы... Когда заходит речь об исследовании тех причин, от которых,— сознательно или бессознательно зависели побуждения исторических деятелей и которые были, стало быть, истинными последними причинами исторических событий, то надо иметь в виду не столько побуждения отдельных лиц, хотя бы и самых замечательных, сколько те побуждения, которые приЕодят в движение большие массы: целые народы или целые классы данного народа. Да и здесь важны не кратковременные взрывы, не скоропреходящие вспышки, а продолжительные движения, причиняющие великие исторические перемены».*

Самые разнообразные цели и стремления, страсти и настроения отдельных лиц, политических группировок и целых народностей сыграли свою роль в создании Римской империи: честолюбие Цезаря и военная беспомощность Помпея, алчность римских купцов,политическая инертность обедневшего,в значительно й части обезземеленного крестьянства, продажность деклассированного римского люмпенпролетариата, отчаяние и тупая покорность побежденных римским оружием народов, страх перед революцией рабов и жажда гражданского мира и множество других случайных факторов. Но если в результате столкновения и переплетения самых разнообразных случайных и противоречивых импульсов возникла империя, то это было результатом объективной необходимости укрепить рабовладельческое общество путем создания новой формы политического строя. Кризис рабовладельческого общества в его классической форме мог быть разрешен в условиях того времени только попыткой укрепить позицию господствующего класса путем военной диктатуры, насильственного подавления демократии и создания единства экономики и политического строя всех подпавших под власть Рима стран и народов.

В этом объективно был заинтересован господствующий класс рабовладельцев не только Рима, но и провинций, которые внесли свою долю в строительство империи, причем эта доля все возрастала. Само завоевание провинций стало возможным в результате их внутреннего упадка; не только ослабление военной мощи Египта, царства Селевкидов, эллинистических государств Малой Азии было причиной их покорения Римом; оно было и результатом внутреннего кризиса, разрешение которого в интересах господствующего класса могло быть дано лишь в виде завоевания страны Римом. Обожествление Августа и его культ в городах Малой Азии были выражением не только сервилизма, но и реальных экономических интересов господ-

*Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах; К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 667—669.

252

ствующего класса, его потребности включиться в состав единой империи.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Принадлежность к александрийскому гражданству была для жителей египта необходимым условием для
Для которых сумма пожертвования в надписи
Импортируемые в александрию продукты частично подвергались здесь последующей обработке
Считая населения александрии
Ориентировавшуюся на города

сайт копирайтеров Евгений