Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Промежуточное положение между хыр.7) и тгбХц занимал тотго<;, управляемый топархом (ibid. 766). Римляне не находили нужным стимулировать здесь городскую жизнь. В этом отношении интерес представляет большая надпись из Пиза (SIG3 880= IGRR I, 766) 202 г. Речь идет в ней о создании нового эмпория по распоряжению императора.

В начале надписи воздается хвала императору и всему его дому в связи с основанием эмпория, куда переселился ряд лиц, список которых приводится. Список содержит 288 имен (некоторые вычеркнуты, к другим приписано «с братом») с указанием села, откуда происходят переселенцы. Далее следует указ правителя провинции:

«К. Сицинний Клар, легат августов pro praetore, говорит. Радуясь предвидению будущего поселений, наши государи, величайшие и божественнейшие императоры, желая, чтобы их провинция оставалась в течение всей их жизни в том же благолепии, предписали, чтобы существующие эмпории были лучше, а не бывшие раньше — возникли; и стало так. Итак, ввиду того, что возникающие по божественному дару должны быть счастливее и по организации руководителей, я приказал послать в эти

246

эмпории не демотов эмпория, а булевтов топархов, дав им печать для бумаг и право судопроизводства и заповедав им управлять жителями не путем обид и насилия, а при помощи справедливости и милосердия... А чтобы эти эмпории были счастливее, я убедил почтенных людей переселиться в них из окружных сел и убедить других переселиться в эти эмпории; при этом я наметил, что желающие сделать это добровольно получат великие дары от божественной фортуны августов, а именно свободу от взноса на продовольствование города (лоХетхоъ о?[т]ои [dcv]-eiacpoplav) и освобождение от заботы о бургариях, пограничной службы и ангарий. Вот что относится к назначению топархов и к освобождению от литургий ли^ которые добровольно переселяются или будут переселяться».

В дальнейшем легат устанавливает порядок постройки и оборудования жилищ для переселенцев, причем для этого используются военные постройки под ответственностью топархов и архонтов.

Как видно из терминологии надписи, переселенцы не получают гражданства в эмпорионе, они именуются не тсо>Лта1, a oixv-Topet; или evoixouvTe<;; хотя в надписи упоминаются архонты, но самоуправления эмпории не получил, туда легат назначил оих ёртор ixouc; 8^р.6та<;, аХХа товару.00? роиХеота?, т. е. администрация назначена из тотсо^'а.

Из этой же надписи мы узнаем также кое-что о повинностях населения: участие своими взносами в восполнении анноны, несение службы в пограничной охране и ангарий (транспортная повинность). Освобождение от литургии не означало, однако, освобождения от налогов и податей.

Хотя Фракия была провинцией пограничной, она не имела у себя легионов и была в военном отношении под наблюдением Ме-зии. Но в Перинфе стоял отряд морского флота (xXaaoY)5 Пе-piv&tac, IGRR I, 781). Забота о содержании военных дорог выражена в распоряжении Нерона (61 г.) «построитьна военных дорогах таверны и претории» (ClL III, 6123). О том же говорят милевые столбы с соответствующими надписями. В виде исключения Марк Аврелий дал городу Филиппополю крепостные стены (CILIII, 7409; IGRR 1,712). Римляне высоко ценили военные качества фракийцев, которые сохранили свою воинственность и в период поздней империи (Amm. Marcell. XXVII,

29).

Каковы были аграрные отношения во Фракии в период империи, источники не сообщают; трудно сказать, писал ли Гораций об общинной собственности у «гетов» на основании реальных данных или он следовал литературному трафарету. Но что значительные территории не были приписаны к полисам и находились если не в собственности, то во всяком случае в ведении

247

' племен и сельских общин, доказывается не только наличием комархий, но и надписями о межевании полей (6'poi Корто-xoiti(»v yv'kxc, 'Po8oTtY]t§o<;, IGRR I, 709; ctypou 2s[t,x]o... ttjvwv opoi;, ibid. 813). Надпись на скале у Траянополя о'ро? Upa? /w-pa? (Mel. № 108) может относиться к жреческой или императорской собственности.

О положении крестьян, об их податях и повинностях некоторое представление дает известная надпись IGRR I, 674, содержащая прошение на имя Гордиана, 238 г. В начале надписи дано введение на латинском языке: «В добрый час. В консульство Фульвия Пия и Понтия Прокула, в XVII день до январских календ * списано и удостоверено из Книги рескриптов, данных государем нашим, имп. цез. М. Антонием Гордианом Пием, Счастливым Августом и выставленных в Риме в портике терм Траяна, в нижеследующих словах. Дано через Аврелия Пурра, солдата X претор, когорты [P(iae) F(elicis) G]ordia-na [e et] Proculi, односельчанина и совладельца». Отсюда видно, что прошение подано крестьянами через их односельчанина-солдата, который затем позаботился о снятии копии с резолюции императора и о составлении надписи. Случаи, когда солдат оказывал услуги своим землякам, были, вероятно, нередки. В другой надписи (IGRR I, 738) кометы выражают благодарность преторианцу за какие-то заслуги.

За латинским введением в надписи следует греческий текст:

«Императору цезарю М. Антонию Гордиану Пию Счастливому Августу прошение от селян скаптопаренов, они же гре-ситы»... «Мы живем и владеем землей (xexTyjidb:) в вышеназванном селе, весьма благоустроенном благодаря обладанию горячими водами и своему расположению между двумя находящимися во Фракии лагерями. Издревле жители оставались без обид и потрясений и без напряжения вносили подати и выполняли прочие распоряжения; когда же со временем кое-кто начал прибегать к силе и производить насилия, тогда и село начало приходить в упадок (еХаттоъс9-оа). Когда в двух милях от нашего села совершаются прославленные празднества, прибывающие туда на пятнадцать дней ради празднества не остаются на месте празднования, но оставляют его, прибывают в наше село и заставляют нас предоставлять им помещения (^sviat;) и многое другое для их надобностей, без уплаты денег. Вдобавок солдаты, посылаемые в другое место, отклоняются от собственных дорог, прибывают к нам и тоже принуждают нас предоставлять им помещения и провиант, не давая никакой платы. Прибывают же большей частью для пользования водами правители провин-

* 16 декабря 238 г.

248

ции, а также твои прокураторы. И вот, представителей власти мы очень часто принимали по необходимости, прочих же мы не в силах вынести и многократно обращались к правителямФракии, которые, следуя божественным предписаниям, приказали не чинить нам обид, ибо мы заявили, что не можем больше выдержать, но намерены оставить свои отчие очаги из-за чинимых над нами насилий, ведь воистину от большого числа домохозяев мы дошли до чрезвычайно малого. И некоторое время распоряжения правителей возымели действие, и никто нас не притеснял ни в смысле постоев, ни в отношении предоставления провианта; но с течением времени очень многие опять дерзнули въесться к нам, презирая наши частные интересы. И вот, так как мы уже не в силах сносить тяготы и воистину мы рискуем бросить, как и остальные, свои отчие очаги, мы ради этого просим тебя, непобедимый Август, чтобы ты своим божественным предписанием приказал каждому итти своими путями, а не, оставляя прочие селения, прибывать к нам и не заставлять нас даром выдавать им провиант и предоставлять помещение, чего мы не обязаны делать, так как правители многократно приказывали, чтобы не предоставлять помещений никому, кроме лиц, присылаемых правителями и прокураторами по делам службы. Если же нас будут притеснять, мы убежим со своих родных мест и казна понесет величайший ущерб; удостоившись милосердия твоего божественного провидения и оставшись на своей земле (Ь xoic, ibioic), мы сумеем платить священные подати и вносить прочие платежи». В заключение просители выражают желание выставить благоприятную резолюцию императора для всеобщего сведения в виде надписи.

Далее в надписи следует материал о расследовании дела. Отсюда мы узнаем, что селение находилось в округе города Лав-талии, что здесь были горячие ключи, куда приезжали для отдыха и лечения, что ежегодно с 1 октября здесь происходило пятнадцатидневное празднество, что жалобы крестьян справедливы, так как в результате постоев и вымогательств крестьяне дошли «до крайней нужды».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Императорские имения известны благодаря надписям
10 границы провинции азия
Из этой надписи видно
Префект египта эмилий рект в сопроводительном тексте называет клавдия наш бог
Коммагена оставалась самостоятельным царством

сайт копирайтеров Евгений