Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В каждом из множества социллирующих колебаний ор ганизма человека проявляются пульсации Вселенной, в каж дом его вдохе происходит подключение «токов» космоса, каждое его движение совершается вместе с вращением пла нет, солнца, галактик, скоплений галактик и самой Вселен ной, каждую секунду организм человека воспринимает космические излучения и волны, несущие информацию о мире. Так, исследования показали, что на развитие науки оказы вают влияние различные факторы, в том числе и солнечная активность, «определяющая электромагнитные харак теристики Земли, сказывающиеся на функционировании всей биосферы, вплоть до творческой деятельности ученых» [82, 62]. Спонтанные творческие «озарения», возника ющие в результате своеобразных случайных мутаций мыш ления ученого, зависят от солнечной активности, которая заметно влияет на земную биосферу. Солнечная активность имеет циклический характер порядка 11 лет и проявляется на Земле в виде магнитных бурь, всплесков интенсивности космических лучей и т. д.

В истории науки это проявляется в повторяемости эпох периодов «бури и натиска», когда в основном и совершались фундаментальные открытия, например, в 1905 году — созда ние специальной теории относительности, в 1915-1916 — об щей теории относительности, в 1925-1927 гг. — квантовой механики.

Подобного рода корреляции обнаружены и в деятель ности композиторов: «...Всплески творческой и солнечной активности, как правило, всегда происходят синхронно» [80,72]. Следует помнить, что речь идет о новых физических и музыкальных идеях, а не экспериментах.

Человек и космос составляют единое целое, которое в силу хаотических процессов фрагментируется и дифферен цируется и которое проявляется в деятельности человека, : созидающего свой мир цивилизации. Однако мировое це лое отнюдь не является «вложенным» в индивида, как один из его принципов, по мнению Конфуция, не является заранее заданной «эталоном-схемой» или «монадой», должен ствующей развиваться, как считал Г. Лейбниц. Космические «вихри», представляющие собой переплетение мириа- дов стихийных сил и энергий, встречаются в человеке-изо бретателе. Его творчество есть конструирование того, чего еще не существует в действительности, что может возник нуть как потенция в вечно становящейся целостной природе. Именно благодаря вечному становлению природы, порождающему постоянно все новые и новые возможнос ти (в человеке и цивилизации это проявляется в виде веера альтернатив), в ней имеется «свободное» пространство, ко торое служит онтологической основой творческой деятель ности человека, его свободного развития. Если же свобод ное пространство цивилизованного бытия резко сужает ся, в силу максимальной упорядоченности социальной сис темы, то общество превращается в мертвую, закостенев шую структуру, неспособную к творческому существованию.

Нов соответствии с правилом Тода в любой упорядоченной системе всегда рождается хаос, следовательно, и в го ловах отдельных индивидов начинают появляться мысли, идеи и иллюзии о переустройстве цивилизационного по рядка. В социальном мире происходит процесс «перелива» этих мыслей, идей, иллюзий и гипотез из сферы субъектив ной реальности, каковым является духовный мир человека, в сферу социальной действительности посредством их материализации (опредмечивания). Данный процесс материализации идей происходит не столько в сфере про изводственной деятельности, сколько в области различ ного рода общественных движений, борьбы между соци альными группами и слоями, имеющими свои интересы и потребности. Разумеется, это охватывает и все сферы культуры, где меняются стили в искусстве, концепции в науке, религии, политике и пр.

И самое интересное, что цивилизанионным сдвигам в ис тории человечества соответствует космический коррелят, про являющийся прежде всего в солнечной активности. Действи тельно, в учении о биосфере (человечество же, еще раз на помним, является компонентом биосферы) В.И. Вернадский выделял не только ее глобальный геологический масштаб функционирования, но и подчеркивал, что организация био сферы является элементом космической организации [36]. Космос же —-сложная, иерархически устроенная (многоуров невая) единая система, многообразно воздействующая на каждую из своих подсистем (или систем, если Вселенную счи тают суперсистемой). Здесь можно выделить ряд важнейших общесистемных факторов, к коим относятся:

— информационность — космические влияния на Землю и в частности на биосферу, воспринимаются через посредство планетных структур (геосфер), включающих сложно органи зованную систему положительных и отрицательных связей: последние способны регулировать направление основных потоков энергии в геосферах и сами подвержены влиянию космических факторов. При определенных условиях эта сис тема может усиливать влияние космоса;

— временные циклы — существует иерархическая система

временных циклов разных масштабов; земные циклические процессы могут синхронизироваться космическими; возмож на также взаимная синхронизация параллельно протекаю щих земных процессов при установлении между ними «резо нансных» отношений; процессы, протекающие в циклах раз ных временных масштабов, качественно различны;

—кумулятивность—существуют разные фазы космической динамики и соответственно динамики земных процессов — фаза повышенной активности, во время которой происходит увеличение числа и разнообразия различных активных событий, их соединение и взаимное усиление (кумуляция), а также фаза относительно пассивная, во время которой пре жние связи, возникшие благодаря синхронизации, могут час тично распадаться, заменяясь более «случайной» системой отношений;

— асимметрия и дисимметрия — во всех интересующих нас системах Космоса, геосфер и живого вещества на всех основ ных структурных уровнях их организации прослеживается асимметрия и дисимметрия важнейших форм; для космичес ких систем и геосфер — это различные вихревые образова ния, в которых имеются выделенные направления вращения и происходит перераспределение и трансформация момента количества движения; какой-то аналог характерной для вихря полярности, видимо, имеет место также для живого вещест ва, в частности для информационного поля в некотором биологически активном состоянии;

— направленность эволюции — имеет место длительный процесс совместной направленной эволюции космической системы, в которую входит Земля, самой Земли (системы ге осфер) и живого вещества, хотя этот процесс сильно услож- нен временными циклами; поэтому некоторые фундаменталь ные тенденции развития биосферы обусловлены соответству ющими космическими тенденциями изменений, а также ос новными формами асимметрии космических динамических структур [228, 4-5]. Иными словами, циклические изменения цивилизационного характера зависят от космических рит мов, действующих на земную биосферу; история пульсирует благодаря «вихрям» всебытия.

В данном случае заслуживает внимания построение П. Сорокиным типов культуры в его работе «Социокуль турная динамика». На основе тщательного изучения двух-тысячелетнего периода античной (греко-римской) и евро пейской культуры он выделяет два основных типа культуры — идеациональный и чувственный. Первый тип харак теризуется наличием носителей культуры, основывающих свои воззрения на господствующих идеях, даже если они и примитивны: второй — доминированием в жизни осязаемых чувствами предметов. Между этими двумя основны ми типами обнаруживается два переходных типа, один из них П. Сорокин назвал идеалистическим: он являет соче тание двух основных типов (примером служат Золотой век Древней Греции с V по IV век до н. э. и Ренессанса, охва тывающий XII - XIV века); другой же представляет собой противопоставление элементов основных типов (состояние Европы в первые века н. э., когда ростки христианства про тивостояли все еще сильному язычеству). Эти типы «адек ватны» положениям теории культурной и социальной динамики, где фиксируется волнообразное изменение культур — от идеационального типа к смешанному и дальше к чувственному типу, через некоторое время обратное дви жение; следовательно, повторяются центральные темы культур во всем многообразии последних. При этом П. Со рокин полагает, что его теория «волнообразного движения культур» применима к египетской, индийской и ки тайской культурам, в которые он делает краткие экскурсы [182, 427-504].

Но почему же происходит изменение культур (или цивилизаций)?

Согласно П. Сорокину, движение культур имманент но, оно не зависит от действия посторонних факторов, как это предполагали эволюционисты. Культуры изме няются в силу их природы — носители культуры стремят ся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до преде ла; тогда приходится обращаться к иным принципам и двигаться к иному типу культуры. Однако из принципа единства космоса и человека следует, что в основе «волно образного движения культур», или цивилизаций, лежат космические факторы, преломленные через призму усло вий нашей планеты. Еще в 1929 году в письме В.И. Вер надскому, развивая его учение о биосфере, П.В. Флоренс кий пришел к мысли «о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы на звать пневматосферой, т. е. о существовании особой час ти вещества, вовлеченной в круговорот культуры, или точнее круговорот духа». Он указывает «на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусств» [158, 291]. Та кой подход нашел неожиданное подтверждение в исследованиях по современной астрофизике.

В этом плане большой интерес представляют резуль таты изучения хода солнечной активности за последние 5 000 лет, проведенные американским астрономом Дж. Эдди. При этом обнаружен не вполне регулярный цикл в среднем порядка 500-700 лет на основе анализа радиоак тивного углерода, хотя ситуация осложняется особеннос тями динамики геомагнитного поля, которые определяются как космическими факторами, так и процессами, протека ющими в глубинах Земли, очень инерционными во време ни по отношению к космическим факторам. И хотя результаты Эдди в дальнейшем будут несколько откорректиро ваны, они несомненно есть хорошее первое приближение и "могут быть использованы для анализа и законов солнеч ной активности и особенностей солнечно-земных связей. Для нас существенно то, что за последние 5 000 лет было no меньшей мере 12 резких отклонений солнечной активности; названия этих отклонений в древности соответствуют историческим эпохам, причем рост и падение всех климатологических кривых происходит в соответствии с дли тельными изменениями солнечной активности [229, 327]. Как правило, промежуток времени между соседними мак симумами солнечной активности — не более 600 лет. Интерес но, что в структуре циклов Эдди прослеживается что вроде 900-1200-летнего цикла, который, вероятно, состоит из двух полуциклов — длинного («600-700 лет) и коро ткого («200-300 лет). Структура этих циклов удивительным образом коррелирует с движением культур в теории П. Сорокина. Например, в наше время начинает повышать ся уровень солнечной активности, следующий за так на зываемым минимумом Маундера, и вместе с тем «чувствен ная» культура XV 1- XX вв. приближается к своему преде лу, ее начинает сменять «идеационалъная» культура, т. е. происходит цивилизационный сдвиг, характеризующийся целым рядом социальных катаклизмов XX столетия. Итак, имеется неразрывная связь между природой и цивилиза цией: что следует учитывать при рассмотрении неосущес твленных сценариев истории.

Атараксия — невозмутимость, спокойствие духа.

Историю каждой цивилизации следует рассматри вать как часть истории мировой цивилизации, «погруженной» в пространственно-временной континуум. Такой подход дает возможность учесть неосуществленные сценарии локальной цивилизации, чья реализация могла изменить ход истории человечества. В этом плане наибольшее значение придается смерти Алексан дра Македонского в 323 году до н. э. в Вавилоне. Он мог и выжить, если бы слушался советов врачей. Каковы были бы последствия этого? Не будучи в состоянии поставить такой эксперимент в реальности, А. Тойнби осуществил мыслен ный эксперимент. Он исходил из того, что именно конструи рование и исследование возможных альтернатив реального исторического события позволяет проникнуть в его сущность п о принципу: «Видя чужие страны — начинаешь лучик- понимать свою». Одним из сценариев такого рода мысленного эксперимента и является статья А. Тойнби «Если бы Алек сандр не умер тогда...», в которой описана цепочка не состо явшихся последовательных событий. В отличие от утвержде ния, что «это — фантастика, игра ума, но, пожалуй, игра полезная» [175,40], здесь есть вполне реальный смысл. Ведь самые невероятные, фантастические конструкции могут осу ществиться на практике, превратиться в действительность, о чем свидетельствует история. Достаточно вспомнить раз личного рода социальные утопии, воплощенные в жизнь, на пример, третий рейх Гитлера, государство Пол Пота и т. д. Итак, в жаркий июнь 323 г . до н. э. в Вавилоне Алек сандр Македонский заболел малярией, что опасно для его

сверхчеловеческого образа жизни. Божественный Александр, сын Зевса и властелин мира, занимался постоянно возведе нием грандиозного здания империи, прерываясь лишь сном, едой и буйными пирами. Но теперь тело 33-летнего богаты ря сотрясают приступы малярии; во время его болезни сроч ные дела решает государственный совет, состоящий из элли на Эвмена и македонских полководцев Пердикки и Птоле мея: «Если этот бог теперь умрет, империя останется без влас ти и взорвется» [187, 39].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Буддизм позволил в качестве идеологической основы решить главную задачу
С коей сталкивается цивилизация
Молотов осознавали угрозу нападения германии
Поликарпов В. Если бы... Исторические версии истории 4 побережья
Французов

сайт копирайтеров Евгений