Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В середине 1-го тысячелетия на Индийском субконти ненте насчитывалось около двух десятков крупных госу дарств и целый ряд мелких княжеств. В конце VI в. до н. э. многочисленные племена и небольшие государства в бас сейне Инда подчинились Дарию I и вошли в две новые сат рапии, названные Гандхара и Хинду. Таким образом, были установлены более тесные связи между цивилизацией Ин дии и культурами ближневосточного и греческого мира. Затем в конце IV в. до н. э. Ахеменидская держава была разгромлена Александром Великим и некоторые племена и государства Индии покорились греко-македонцам добро вольно (например, Таксила) или были завоеваны силой оружия. Ко двору Александра Великого явился знатный индиец Сандрокотт и убеждал его продолжить поход на восток, чтобы свергнуть с престола царя из династии Нан дов. Однако завоеватели встретили настолько сильное со противление, что им пришлось пуститься в обратный путь. Тогда тот же Сандрокотт возглавил антимакедонское дви жение и после изгнания оставленных Александром Вели ким гарнизонов, начал объединение Индии, основав ди настию Маурьев (317-180 гг. до н. э.). Сандракотт, упоми наемый греческими писателями, — это Чандрагупта, который подчинил своей власти Северную Индию от Пенджаба до Бенгалии. Его преемники распространили свою власть и на территорию Декана. Расцвета держава Маурь ев достигла в середине III в. до н. э. при внуке Чандрагуп ты — Ашоке.

Отец его Биндусара правил 25 лет без потрясений. Он поддерживал контакты с греческим миром, при его дворе находились послы Птолемея из Египта и Антиоха Селевка из Западной Азии. При нем процветала торговля с внешним миром — египтяне красили свои ткани индийским индиго, заворачивали свои мумии в индийский муслин, из Индии вывозились некоторые сорта стекла.

Ашока унаследовал от отца огромную империю, вклю чавшую всю Северную и Центральную Индию и простирав шуюся от Афганистана до Майсора. «Старая мечта об объ единении всей Индии под одной высшей властью вооду шевила Ашоку,—пишет Дж. Неру,— и он не медля пред принял завоевание Калинги на восточном побережье, ох ватывающем примерно территорию современной Ориссы и часть Андхры. Его армии одержали победу, несмотря на мужественное и упорное сопротивление населения Калинги. Эта война сопровождалась жестокой резней, и, когда весть об этом дошла до Ашоки, его охватило рас каяние и он почувствовал отвращение к войне. Единствен ный из победоносных монархов и полководцев мира, он решил прекратить войну в самый разгар победы» [144, т. I , 203]. Вся Индия признала его власть, исключая южную часть; однако он не стал ее завоевывать и под влиянием уче ния Будды стал заниматься завоеваниями в области духа.

Почему произошла такая разительная перемена в поведении могущественного монарха?

Ученые дают разные ответы.

Так, советский востоковед Г.М. Бонгард-Левин считает, что при завоевании Калинги Ашока столкнулся с труднос тями, которые заставили его изменить методы действий: главное внимание в этот период обращается на идеоло гические средства укрепления огромного государства» [17, 67]. Вот здесь-то и пригодился буддизм, и не случайно Ашока в своих знаменитых «эдиктах», высеченных на ска лах по всей империи, обращает внимание на общие нормы поведения и выполнение «дхармы» (благой порядок, закон), предписывающей основные добродетели.

По мнению другого советского специалиста Г.Ф. Ильина, буддизм позволил в качестве идеологической основы решить главную задачу, стоявшую перед Ашокой: не дальнейшее ( расширение и без того огромной империи, а ее внутреннее укрепление, сплочение в единое целое значительного числа народов, различавшихся по языку, культуре и уровню соци ального и экономического развития [84а, т. 2, 466].

На другой позиции находится П. Левек, который пишет, что «Ашоку вдохновляли неземные идеалы. «Достичь неба — что может быть важнее!» — восклицал он. Однако временами его мучили угрызения совести, напри мер после завоевания Капинги, за которым последовала резня. Это чувство трудно представить себе у власти телей Средиземноморья той эпохи» [122, 208]. С ним со лидаризируется известный английский индолог А. Бэшем, указывавший в своей книге «Чудо, которым была Индия» на нравственную и духовную трансформацию Ашоки, на человеколюбие во внутреннем управлении и отказ от агрес сивных войн [2&, 62-63].

Во всяком случае несомненно одно: монарх-миротворец понял, что духовная власть во много раз сильнее грубой, физической силы, что именно культурное влияние способно прочно цементировать различные народы и соединить в одно целое многие цивилизации той эпохи.

Ашока, любимец богов — дэванамприя, как именует ся он в эдиктах, послал своих миссионеров и послов на За пад, в государства Азии, Европы, Африки, и на Восток, в страны Юго-Восточной Азии, Тибет и Китай. Они несли буд дизм в качестве мошной идеологии и культурной силы. Из вестно, однако, что реальных политических результатов — морального главенства над всем цивилизованным миром Ашока не смог достигнуть.

В связи с этим представляет интерес мысленно про моделировать несостоявшийся вариант развития цивили зованного мира в случае успеха его новой политики, чьим основным орудием является этико-идеологическое воздействие на сознание людей.

Прежде всего будем исходить из того, что в индийском обществе доминировала стационарно-информационная сис тема управления с преобладанием этико-идеологических мо тиваций. Не следует забывать и то, что такого рода систе мы управления присуши древним цивилизациям сакрально го характера, которые расположены в зоне, тянущейся от Индии через Персию и Месопотамию до северных районов Африки [256, 361]. Древнегреческая же цивилизация имела динамически-информационную систему управления с доми нированием познавательной мотивации. Иными словами, между различными цивилизациями древнего мира в описываемую эпоху существовали общие черты. Их-то и хотел ис пользовать Ашока в своем стремлении ненасильственным путем объединить весь цивилизованный мир под своим вер ховенством.

Большое значение Ашока придавал успеху своей пропа ганды в распространении буддизма и идеалов мира и спо койствия в эллинистических и греческих государствах. В егэ «эдиктах», или «Надписях», сформулирован идеал царской власти, весьма близкий идеалу эллинистического властите ля. Очень похожи титулатуры, часто встречается выражение «друг богов, царь с дружеским лицом», которое близко фор мулам Птолемеев и Селевкидов. Ашока объявляет о своей любви к людям — эллинистические монархи тоже провоз глашают себя филантропами (друзьями человечества). В этом случае сущность «доброй власти» состоит в справедливости, т. е. одно и то же понимание присуще обоим мирам, теперь неразрывно связанным друг с другом. «Оставалось главное различие, — пишет П. Левек, — греческий царь был ве дом только разумом, Ашока — верой, которую он не переставал распространять, пропагандируя Закон» [122, 208]. И хотя такого рода устремления были чужды эллинис тическим властителям, Ашока сумел преодолеть и это пре пятствие путем модификации индийского буддизма в прием лемое для средиземноморских культур учение. В Александ рии, Эдессе, Афинах и других центрах эллинистических го сударств были созданы философские школы, где излагался новый вариант буддизма, впитавший в себя местные идеи и верования (не следует забывать колоссальную гибкость буд дизма, благодаря которой он способен адаптироваться к любым условиям).

Вот собственные слова Ашоки, приведенные им в «Боль шом наскальном указе (№ 13)»: «Когда прошло восемь пет после помазания, царь Пиядаси Годный Богам, покорил Калингу. Сто пятьдесят тысяч человек было угнано отту да, сто тысяч убито на месте и гораздо более того умерло: Вслед за этим, как только были покорены калингяне, у царя Угодного Богам появилась жгучая потребность в дхарме, страстное стремление к дхарме, желание наставлять в дхарме... И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито, или умер ло, или уведено оттуда, — даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угодного Бо гам. И если кто причинит вред. Угодный Богам считает, что надо прощать, насколько простить можно. Даже лес ных жителей, какие живут на земле, покоренной Угод ным Богом, даже их он хочет умиротворить и снискать их расположение. Ведь о своем раскаянии и о причине его Угодный Богам рассказывает им для того, чтобы они устыдились и никого не убивали. Ибо Угодный Богам желает всем живым существам безопасности, самооб ладания, душевного спокойствия и мягкости. И ту победу Угодный Богам считает главной, которая одержана с по мощью дхармы. И эта победа одержана им здесь и на всех границах, даже отстоящих отсюда на шестьсот йод- жан, там, где царь ионов Антийока, а за этим царем Антийокой еще четыре царя: Турамая. Антикини, Мака и Апиксудара, и к югу. там, где чолы и пандьи и еще юж нее до Тамбапанни (о. Шри-Ланка—В.П.)»[210, 114-115 J .

Новое в политике Ашоки состоит в том, что он традици онную стратегию территориальных захватов пытался заме нить победой дхармы. Именно таким образом он одержал много побед, даже над пятью эллинскими царями, чьи име на, слегка видоизмененные индийским произношением, в данном отрывке следует читать: Антиох II Теос — правитель Сирии, Птолемей II Филадельф — правитель Египта, Антигон Гонат — царь Македонии, Маг — царь Кирены и Александр —царь Эпира. Подавая пример праведного прав ления, используя своих миссионеров и послов, Ашока хотел убедить правителей эллинистического Востока и Средизем номорья в достоинствах своей новой политики и этим заво евал колоссальный нравственный авторитет.

Не забыл Ашока и Китай, Корею, Японию, куда проник буддизм. Его взгляда! нашли точки соприкосновения с ки тайскими воззрениями той поры, согласно которым можно создать идеальное общество, где нет ни насилия, ни войн, где все люди в равной степени пользуются земными блага ми, где никто не обижает друг друга. Уже в древнюю эпоху китайской истории были выработаны понятия «Датун» («Ве ликое единение», или «Великая гармония») и «Тайпин» («Ве ликое равновесие», или «Великое спокойствие»). С ними не разрывно связана вся история общественно-политической мысли Китая, в том числе и все философские учения — кон фунцианство, даосизм, моизм [99, 3-4]. Поэтому идеи Ашоки, пропагандируемые его миссионерами, монахами возни кших подобно грибам буддийских монастырей и послами, упали на благодатную почву, овладели сознанием правите лей китайских царств и способствовали их единению в мощ ную централизованную империю, где основными ценностя ми считаются гуманность, верность, уважение к старшим, соблюдение норм взаимоотношения между людьми.

Через Китай буддизм проник в Корею и Японию, вызвав огромное уважение к личности Ашоки. Иными словами, и здесь его моральный авторитет стал непререкаемым. Таким образом, общеиндийский правитель настойчиво провозгла шал свое стремление к «завоеванию праведностью» всего цивилизованного мира и добился этого и на Западе, и на Востоке.

Впервые в истории человечества в цивилизованном мире стали господствовать не грубая сила и вооруженное наси лие, а культура и нравственный авторитет, основанные на общечеловеческих ценностях. Все споры и противоречия, воз никающие между различивши государствами, стали разре шать ненасильственными способами, путем поиска консен суса на основе высоких законов нравственности. Благодаря этому наметилось сближение восточных и западных цивили заций. Их стабильность способствовала невиданному разви тию философии, искусства, науки, нравственности. Более того, единый цивилизованный мир той эпохи начал оказы вать благотворное влияние на варварский мир, передавая ему в ходе культурных контактов свои достижения. Орбита ци вилизации древнего мира стала постепенно расширяться, что привело к уменьшению социальной напряженности в общес твах Средиземноморья, эллинского Востока, Южной и Юго- Восточной Азии и Дальнего Востока. С этой эпохи в развитии цивилизаций доминирующую роль стали играть этичес кие идеалы и нормы, исходящие из прекрасного знания чело веческой природы. Понятно, что определенную и важную роль в этом играли также собственность и власть. Но в триаде «собственность —власть — нравственность» приоритет отдавался нравственности — без духовности все остальное оказывается мертвым и непрочным.

В реальности же Ашоке так и не удалось стать «мораль ным правителем» всего цивилизованного мира.

Сам он в конце своей жизни стал буддийским монахом. Но память о нем до сих пор живет на всем Азиатском конти ненте, его наставления все еще многому могут научить нас. Благодаря покровительству Ашоки буддизм быстро распрос транился в Индии, Шри Ланке, Бирме, Таиланде, Вьетнаме, Суматре. Яве, Китае, Корее и Японии. Он оказал облагора живающее влияние на «дикие» племена, населявшие в то вре мя Центральную Азию, Афганистан и Монголию. Буддизм стал мировой религией, он сыграл важную цивилизующую роль во многих странах Азии, придя на смену примитивным общинным культам.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Другим вплоть до американского побережья
Волнующим ныне человечество
Где излагался новый вариант буддизма
Поликарпов В. Если бы... Исторические версии истории 9 цивилизации
К 1920 году была завершена приостановленная в связи с первой мировой войной большая программа

сайт копирайтеров Евгений