Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В то время, когда начался упадок Византийской империи, на юго-западном конце Европы раз ворачиваются события, ставшие исходным пун ктом развития «нового типа в истории чело вечества» [168, 25].

В 1479 году после объединения королевств Арагонии и Кастилии возникла Испания, которая вслед за уничтоже нием в 1492 году остатков эмирата Гренады и изгнания мусульман из Европы создала модель сильной монархической власти:

До этого Испания и Португалия развивались весьма быстро, так что даже, несмотря на эпидемию «черной смер ти», к концу XV столетия насчитывали 8,3 млн человек (око ло 10,5 % европейского населения).

Испания проявила значительную политическую и воен ную энергию, ведя борьбу с арабами и вытесняя их с Пире нейского полуострова. «Немного не хватало,—отмечает Й.Коссецкий,— чтобы после выдворения мусульман из Европы испанские войска ударили по Северо-Западной Африке, находящейся под арабским владычеством. Од нако в том же самом году, когда пал эмират Гренады, Колумб открыл Америку. Это открытие открыло путь для колонизации новых огромных и богатых областей, Гораздо более привлекательных, нежели арабские вла дения в Африке» [257, 78]. Энергия Испании и Португалии переключилась тогда в направлении отдаленных заморских краев. Поистине начался новый этап в развитии мировой цивилизации.

Вдоль меридиана, проходящего через восточную часть Южной Америки, недалеко от расположения нынешнего Рио- де-Жанейро, была установлена демаркационная линия меж ду испанской и португальской сферами влияния—на области, находящиеся к западу от этой линии, право имел испанс кий король, тогда как португальский монарх владел облас тями, к востоку от нее. Когда же Магеллан совершил круго светное морское путешествие, тогда другую демаркационную линию установили на Дальнем Востоке: ее провели по мери диану, пересекающему середину Австралии. Португальцы ос новывали свои колонии на восточном побережье Бразилии, в Африке, Индии, на островах Индийского океана, Испания же — в Центральной, Южной и частично также Северной Америке.

Испанские завоевания в Америке привели к уничтоже нию тамошних государств с высоким уровнем цивилизации. Ведь еще Г. Уэллс писал о существовании в Южной и Цен тральной Америке возникших за 1 000 лет до н. э., весьма интересных цивилизаций параллельного, хотя и отличного от цивилизаций древнего мира типа: «Подобно значитель но более ранним примитивным цивилизациям древнего мира, эти общины обнаруживали большую склонность к человеческим жертвоприношениям в эпоху посева и жат вы. Но в древнем мире... эти первобытные обряды впос ледствии смягчились, усложнились и уступили место дру гим, а в Америке они развились и достигли степени вы сокой напряженности [195,56]. В этих сакральных цивилизациях вся жизнедеятельность человека определялась стро жайшими предписаниями религии. Мудрость их жрецов была весьма изощренной, а их правители создали великолепно функционирующую государственную машину. Их жрецы сде лали астрономию весьма точной наукой — вычисленная ими длительность года достижима сегодня лишь для суперкомпью теров. Высокого уровня достигло искусство, изумительные изделия создавали их ремесленники. Памятники скульптуры этих цивилизаций поражают современного человека пласти ческой выразительностью и своей красотой, одновременно смущая его своей причудливостью и невообразимой услов ностью и сложностью, непривычных нашему образу мышле ния и способу восприятия мира (даже восприятие времени у них было особым).

И эти-то цивилизации были уничтожены в ходе завоева ний континента Америки испанскими конкистадорами. О масштабе разрушений нагляднее всего свидетельствует умень шение численности населения Центральной и Южной Америки — непосредственно перед началом конкисты там про живало около 60 млн человек, тогда как к середине XVII века их насчитывалось едва 12 млн. В Андах соответствующие цифры составляют 10 млн и 1,5 млн; в Мексике же 25 млн и 1,5 млн. Мы не говорим уже об уничтожении множества па мятников этих самобытных и прекрасных цивилизаций, к чему приложили свое «христианское» усердие грубые и неве жественные, за некоторым исключением, конкистадоры и монахи.

Весьма любопытно, что испанские конкистадоры суме ли для достижения завоевательских целей использовать так же и психологические факторы. Они ликвидировали аппа рат управления, который при помощи физического и пси хического террора осуществлял власть над народами и при этом был изолирован от общества. Во время прибытия ис панцев в Америку организация доколумбовых обществ была основана на сакральной системе, во многом подобной сис теме Древнего Египта, Основной аппарат управления об ществом составляли жрецы, располагающие значительным эзотерическим знанием; причем страх перед ними поддер живался также и приношением людей в жертву (особенно отличались этим ацтеки —в 1487 г . ими при освящении ве ликого храма в ходе кровавого ритуала было принесено в жертву 20 тысяч человек).

Такого рода ритуальная практика послужила для испанских конкистадоров предлогом для завоевания и уничтоже ния древнеамериканских цивилизаций. И Коссецкий отме чает, что они нанесли удар в самые чувствительные места системы управления покоренных обществ. Наряду с физичес кими репрессиями практиковалось сожжение священных книг, содержащих тайное знание жрецов. Без него последние не могли эффективно управлять народами и воспитывать своих преемников [257, 80]. Из-за этого потеряла свою власть и вскоре угасла жреческая элита и прервалась нить развития древнеамериканских цивилизаций. Сами же американские индейцы при столкновении с чуждой им европейской куль турой впали в состояние депрессии и апатии, не хотели иметь • детей, что ускорило процесс исчезновения отдельных племен. В данном случае достаточно своеобразен и вполне воз можен такой неосуществленный сценарий мировой цивили зации, когда какая-нибудь случайность могла вызвать силь ные изменения как в судьбах Нового Света, так и Западной Европы. Один из вероятных сценариев как раз-таки и связан с вторжением испанских конкистадоров в Южную Америку. Предположим такой ход событий — перед нами сильное государство инков, хотя и раздираемое внутренними кон фликтами. Правящая элита инков раздумывает, что ей де лать — в числе предложенных вариантов решений—высыл ка против испанцев войска, неожиданный удар, захват ло шадей (в Америке это животное было неизвестно, и испанс кая конница внушала индейцам суеверный страх), пленение и использование кузнеца и конюха для обучения собствен ных кузнецов и создания собственной кавалерии. Однако ни один из вариантов принят не был, хотя любой из них был вполне осуществим. «Это, вероятно, не помешало бы ин кам, — замечаете. Арутюнов,— в дальнейшем принять католицизм, но их язык кечуа был бы государственным на огромной территории и сегодня» [846, 39].

Посмотрим, что бы вышло в случае осуществления тако го достаточно реального, но не сбывшегося исторического сценария. Вначале проанализируем вероятный ход событий в империи инков, сумевшей уничтожить авантюриста Писар ро с его немногочисленным отрядом конкистадоров и моби лизовавшей весь свой громадный человеческий и военный потенциал против возможных попыток Испании завоевать ее. Во всяком случае империя инков смогла бы довольно дли тельное время (по меньшей мере в течение полувека) проти востоять испанским войскам; потом последним уже не при шлось бы оставаться в Южной Америке (как это будет пока зано во второй части нашего мысленного эксперимента).

Понятно, что испанская конкиста со всеми ее жестокос тями и преступлениями — прямое следствие открытия Аме рики. Нарушение изоляции Нового Света и установление глобальных связей все равно должно было произойти. Иное дело, что эти связи в нашем сценарии приняли бы другой характер, обусловленный независимостью империи инков, не склонивших голову перед испанскими конкистадорами.

Итак, отряд Писарро в результате неожиданного напа дения инкских войск был уничтожен, но не полностью. В плен захватили кузнеца, конюха и еще несколько человек, от ко торых получили все необходимые знания о лошадях, кавалерии, огнестрельном оружии, устройстве испанской монархии и принципах христианской религии. На основании получен ных от пленников данных воинов империи инков обучили обращению с лошадьми, езде на них. Была выработана стра тегия и тактика военных действий с испанской кавалерией и пехотой.

В результате новые отряды испанских конкистадоров встречают достойный отпор и не могут на протяжении полу века покорить древнеамериканскую империю, расположенную в Андах. Поэтому испанцам приходится пойти на мирные отношения с инками—устанавливаются торговля, дип ломатические связи, в империю инков прибывают христиан ские миссионеры, путешественники, ученые и инженеры и т. д. В ходе постоянных контактов индейцы осваивают привезен ные европейцами домашний скот и пшеницу, причем домаш ние животные используются не только на мясо (белки жи вотного происхождения сыграли свою роль в росте числен ности населения ряда индейских племен), но и в качестве тяг лового и транспортного средства, источника органического удобрения и т. д.

Многие племена Южной Америки сумели быстро пере нять европейские сельскохозяйственные навыки, не поступа ясь основами своего мировоззрения, а только модифицируя его. Это позволило уже через несколько десятилетий после контактов с испанцами развить у себя полноценное ското водство и земледелие и на основе этого создать новую само бытную материальную культуру, синтезировавшую черты и европейской, и доколумбовой культур.

Несколько иная ситуация сложилась в империи инков с обитателями Центральных Анд, где не было необходимости ни перестраивать собственное хозяйство в соответствии с европейскими представлениями, ни отступать под натиском новых форм экономики.

Исследования свидетельствуют, что инкское сельское хозяйство имело огромные достижения: бесчисленное множес тво насыпных террас, где сеяли злаки, широко развитые ир ригационные системы, активное использование удобрения (гуано) для повышения плодородия земли и т. д. Все это поз волило добиться изобилия продовольствия в Тауантисуйю (название империи инков), причем правящая элита потребляла некоторую часть из отдавшихся государству двух тре тей урожая, остальное хранилось в державных закромах и выдавалось по мере необходимости населению [117, 58-59]. Господство инков обусловливалось именно этим экономическим закреплением морально-психологического фактора воздействия на подданных империи—все были обеспечены из государственных запасов, нищих и бродяг не было (не слу чайно некоторые ученые говорят об «индейском социализ ме»). Нет ничего удивительного в том, что империя инков основывала свою стабильность на соединении экономики с моралью и психологией — это достаточно крепкий фунда мент для успешного функционирования державы.

Предположим, что инки проявили гибкость мышления при столкновении с новой реальностью в лице испанской силы: огнестрельное оружие, стальные доспехи, боевые кони и т. п. Здесь на помощь им пришел свойственный их правя щей элите прагматизм. Благодаря ему они завязывают ожив ленные отношения с испанской знатью, способствуя заклю чению браков между представителями инкской и испанской знати, а также исключают из своей религии жертвоприно шения детей.

Для усиления своей власти инки в полной мере использу ют сильную монотеистическую тенденцию своей религии. Ведь их религия является гелиоцентрической — она основы валась на поклонении Инти — богу Солнца, которого обыч но изображали в виде золотого диска, от которого во все стороны исходили яркие лучи. В хрониках при описании пантеона Куско (столицы империи инков) речь идет об Инти, Иль- япе — боге грома и молнии, Кильи — богине Луны и покро вительницы женщин и Виракоче — боге-творце [10, 148]. Наряду с этим в народе широко были распространены более древние религиозные представления, когда обожествлялись священные места и предметы, так называемые узки, т. е. хол мы, речки, скалы, родники, деревья и прочие объекты, обла дающие, по их верованию, сверхъестественной силой. Сущес твенно то, что фактически индейцы Перу (оно входило в им перию инков) почитали, по сути, лишь одно-единственное мужское божество, связанное с небом, солнцем, грозой и до ждем; множество же богов -— это лишь его ипостаси, выпол няющие различные, нечетко распределенные функции (такая же ситуация характерна и для древнеегипетской религии). Поэтому подобного рода монотеизм, соответствующий по литической структуре централизованного государства, инки используют при встрече с христианской религией. В итоге появляется свой, андский пророк типа Заратуштры, Конфуция или Эхнатона, что не позволило бы католицизму занять сильные позиции в империи инков.

Правящая элита начинает посылать своих детей на обуче ние в Европу, перенимает научные и технические достиже ния европейцев.

Все это вместе взятое позволяет надолго продлить сущес твование империи инков с ее великолепной культурой, впи тавшей как доколумбову, так и европейскую культуру с ее гуманизмом. В ней проступают черты «золотого века»: эры благополучия, счастья и любви, воспетой поэтами и истори ками Греции и Рима.

Существование империи инков, выдержавшей натиск ис панских конкистадоров, оказывает влияние на ход событий во всем Новом Свете — он при ее помощи не дал покорить себя европейцам, им пришлось входить в жизнь американ ского континента более или менее мирным путем, уважая права местного населения, не придавая возникшим отноше ниям трагической окраски.

Существование не подчинившейся испанским конкиста дорам империи инков не могло не оказать влияния и на судьбу западноевропейской цивилизации — она «вовсе не достигла бы того расцвета, который ожидал ее в последующие века» [10, 5]. Дело в том, что Западная Европа находилась в опас ном кризисе — она встретилась с угрозой османского нашес твия. Чтобы отразить эту угрозу. Западная Европа должна была иметь золото, а оно в те времена ( XVI столетие) утека ло на Восток, в обмен на пряности. Но без золота нельзя было ни собрать армию, ни построить мощный флот, без которых невозможно было противостоять сильной Османской империи. Испания рассчитывала на поток золота и серебра, ожи давшийся из завоеванных американских колоний. Однако сохранение империей инков своей независимости, поддержка ею других государств и цивилизаций доколумбовой Аме рики, гибкая дипломатия и политика, подкрепленная демог рафическим и экономическим потенциалом, позволили просочиться в Испанию лишь тоненькому ручейку драгоценных металлов. Османская империя, воспользовавшись бедствен ным состоянием испанской монархии, объявляет ей войну и громит ее. Это влечет за собой потерю испанского влияния в Италии и Германии, а также кладет конец доминированию Испании в средиземноморском бассейне. Выигрыш в такой ситуации получают не только турки, но и французы, чья дер жава тогда была главным противником габсбургской монархии. Французский король Франциск I находит общий язык с турецким султаном и добивается гегемонии в Западной Ев ропе, что выразилось, в частности, в принятии им титула им ператора.

На самом же деле ход мировой истории оказался иным, ибо могущественное инкское государство рухнуло под ударами завоевателей в считанные дни, что трагически отразилось на судьбах индейцев.

Сулейман Великолепный захватывает Вену

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Империя была разделена на ряд протектора тов
Карл великий создает супер этническую империю западатолько
В культурной системе
Крестовые походы на восток
Тем более недоступно это человеку

сайт копирайтеров Евгений