Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

3 «К тому же и поляки, и казаки, стоявшие за вора, и московское правительство,
– все нуждались в средствах и обирали народ. А ведь уже и прежде непосильны
были налоги, взимавшиеся одним только московским правительством. Теперь
же прибавились казаки и поляки, грабившие и разорявшие все, что встречали на
своем пути. Разорение было полное, и помощи ждать было неоткуда». См.: Волькенштейн
О. Великая смута земли русской. 1584–1613 гг. М.: Труд и Воля, 1907.
С. 39. «Наконец, поборы на тушинского царя и на его администрацию сопровождались
страшным произволом и насилием, равно как и хозяйничанье панов в селах,
а тушинская власть оказывалась бессильною одинаково против собственных
агентов и против открытых разбойников и мародеров, во множестве бродивших
по Замосковью. О тех ужасах, какие делали эти разбойники или “загонные люди”
(от zagon— набег, наезд), можно читать удивительные подробности у Авраамия
Палицына и во многочисленных челобитьях и отписках воевод тушинскому правительству
». См.: Платонов С. О. Очерки по истории смуты в московском государстве
XVI–XVII вв. СПб., 1899. С. 382.

уход крестьян с земли, их объединение в вооруженные банды –
характерная черта смуты.

Если феодалы и их дружины способны сами поддерживать
порядок в своих владениях, то в централизованных аграрных
империях крах государства означал крушение всех институтов,
обеспечивающих правопорядок4. Права становились зыбкими.
Претенденты на власть в России начала XVII века – Лжедмитрий
Первый, Лжедмитрий Второй, Василий Шуйский, польский король
Сигизмунд – во время Смуты раздавали своим сторонникам
одни и те же поместья. На одну усадьбу претендовали несколько
помещиков, жалованные им грамоты мало чего стоили.

На фоне анархии, хаоса нелюбовь крестьянского большинства
к тем, кто пользовался привилегиями в условиях устойчивой власти,
становилась явной. Призывы грабить дома богатых, делить
их добро становятся массовыми5.

Без надежной системы коммуникаций невозможно контролировать
территорию, обеспечивать сбор налогов. Крах существующего
порядка привел к параличу транспорта. В результате
обострились проблемы снабжения продовольствием столицы

4 В Пекине повстанцы изгоняли чиновников из старых учреждений и их закрывали,
расстраивали всю государственную машину. Они открывали тюрьмы и выпускали
узников. См.: Симоновская Л. В. Антифеодальная борьба китайских крестьян в
XVII веке. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966. С. 252, 253.
5 «Обезображенные тела не убирались целый день. Лужи крови стояли на улицах.
Люди гуляли и веселились, дрались за добычу, продавали ее. Этот день для многих
был днем великого благополучия. Иные до того времени были совсем нищие,
а теперь набрали денег, мехов, золотых вещей, жемчуга, богатых одежд. Пьяные
хвастались и кричали: «Нет на свете сильнее и грознее московского народа! Целый
свет нас не одолеет! Нашему народу счету нет! Теперь пусть все перед нами молчат,
кланяются нам, в ногах у нас валяются! […] Толпы бросались на их дома, взламывали
замки, забирали платье, деньги, утварь, выводили лошадей и скот, а когда доходили
до погребов – тут было раздолье: поставят бочку дном вверх, разобьют дно
и черпают сапогами, котами, шапками и пьют, пока без чувств не попадают; и так
в этот день до ста человек лишились жизни. Душ не губили, зато сильно грабили
без всякой пощады, снимали с осужденных народной ненавистью даже рубахи, и
многие видели тогда – говорит очевидец – людей, адамовым способом прикрывавших
свою наготу листьями. Чернь, долго и много терпевшая, долго униженная, радовалась
этому дню, чтобы потешиться над знатными и. богатыми, отплатить им за
прежнее унижение. Потерпели тогда и такие, что вовсе не были сторонниками Годуновых,
за то единственно, что были богаты; и всеобщий грабеж и пьянство продолжались
до ночи, когда все заснули мертвецки». См.: Костомаров Н.И. Смутное
время Московского государства в начале XVII столетия. Исторические монографии
и исследования. М.: Чарли, 1994. С. 284, 153.

империи6. С этим столкнулись польские войска, занявшие в последние
годы Смуты Москву. «Шиши», крестьяне, взявшиеся за
оружие в ответ на произвольные реквизиции, грабили обозы,
уничтожали польские продотряды. Их действия не были проявлением
патриотических чувств. Они боролись против тех, кто забирал
у них хлеб и уводил скот.

В аграрных империях власти стремились иметь средства, позволяющие
финансировать войны, справляться с последствиями
неурожаев. В государственной сокровищнице хранились драгоценные
металлы, камни, иногда продовольствие. Расхищение сокровищницы
– характерный штрих Смутного времени.

Там, где проводились масштабные ирригационные работы, паралич
административного аппарата приводил к расстройству водного
хозяйства. Наводнения в Китае в периоды заката династий –
пример того, как крах государства сказывался на жизни людей.

* * *

Чем сложнее институты, тем более хрупкими они оказываются
при крахе централизованного государства. Это относится к государственному
аппарату, торговле на дальние расстояния, финансовым
рынкам. В периоды смуты институциональная структура
общества становилась проще. Более устойчивыми оказывались
базовые отношения: семья, крестьянское хозяйство, отношения
между лордом и слугой.

Каковы признаки завершения династического цикла? Нет
цент ра, способного обеспечить порядок, собрать налоги, содержать
армию, платить чиновникам. Монополии государства на
применение насилия тоже нет. Налицо кризис систем ирригации
и водного транспорта, трудности в обеспечении столицы зерном,
неспособность правительства оказывать эффективную помощь

6 Л. Симоновская так описывает состояние снабжения Пекина продовольствием
в период смуты в Китае, связанной с закатом Миньской династии: «Длительная
война в центральных и северных провинциях страны привела к резкому сокращению
налоговых поступлений в казну. Ослабление связи с южной частью империи,
время от времени нарушаемой восстанием, препятствовало передвижению грузов и
поступлению налогов. Местные власти, ссылаясь на разные обстоятельства, с большой
охотой задерживали собранные суммы у себя и не спешили с их отправкой в
столицу». См.: Симоновская Л. В. Антифеодальная борьба китайских крестьян в
XVII веке. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966. С. 177.

населению при неурожае. Результат смуты – усталость от анархии,
запутанные отношения собственности, разграбленная казна.
Слабость государства растягивается на многие годы.
Жизнь во время смуты непривычна, тяжела и опасна. Отсюда
мечты о восстановлении старого порядка. Люди забывают, как
ненавидели сборщиков налогов, завидовали привилегиям вышестоящих
сословий. Они помнят лишь о том, что раньше был порядок.

§ 2. Революции утверждение новых институтов

В XI–XII веке в Западной Европе появились города-государства,
отличные от полисов античности, но имевшие представительные
собрания, определявшие, как должны собираться налоги, на что
должны расходоваться государственные средства. Укоренялось
представление о священном праве частной собственности, о праве
«лучших людей», т. е. тех, кто платил налоги, управлять делами
государства. К XVIII веку беспрецедентные по масштабам
институциональные изменения сделали страны Западной Европы
непохожими на остальной аграрный мир. Они открыли дорогу
ускорению социально-экономического развития, процессу,
который позже получил название «современный экономический
рост»7.

По современным меркам, социальные перемены шли неспешно.
Традиции оставались становым хребтом европейского мира.
Однако постепенно трансформировалось отношение к новшествам,
изменяющим привычные установления. Распространялось
представление об изменениях как о средстве, позволявшем снять
преграды на пути развития общества. Они повышают уровень
благосостояния, увеличивают финансовые ресурсы государства.
Если для традиционных аграрных обществ связанные с переменами
потрясения – синоним беды, то в Западной Европе, европейских
переселенческих колониях отношение к изменениям
в жизни общества становилось иным. С ними стали связывать
исправление несовершенств существующего порядка, создание
предпосылок лучшей жизни.

В первых революциях XVII–XVIII веков – голландской,
английской, американской – роль традиции была еще сильна8.
Лидеры голландской революции ссылались на установления, дарованные
Бургундским домом. Английская революция XVII века

7 Kuznets S. Modern Economic Growth. Rate, Structure, and Spread. New Haven; L.
Yale University Press, 1966.
8 О том, были бы события в Англии середины XVII века бунтом (смутой) или революцией,
историки будут спорить всегда. См.: Aylmer G.E. Rebellion or Revolution?
England 1640–1660. Oxford: Oxford University Press, 1986. P. 195.

была реакцией на попытки королевской власти изменить организацию
жизни страны, отказаться от привычных прав и свобод9.
Во время революции традиционная система отправления
правосудия пострадала, но не была полностью дезорганизована.
Несмотря на гражданскую войну, государственные финансы не
рухнули. Парламент вотировал сбор налогов, которые раньше отклонял
как несправедливые. Лидеры нового режима осознавали,
как легко свергнуть новую власть, за которой не стоит традиция10,
поэтому пытались помириться с Карлом I, понимали, что без этого
стабилизировать новую власть трудно.

Противники французской революции приводили в качестве
доказательства ее принципиального отличия от английской
именно сохранение в Англии социальной стабильности на фоне
гражданской войны XVII века. Но эти отличия не надо абсолютизировать11.
Традиции рушились и в Англии. В обществе, лишенном
ограничений, налагаемых традицией, насилие становится
ключевым доводом в споре. Неспособность правительства контролировать
применение насилия – характерная черта периода
английской революции. С этим были связаны перебои в снабжении
городов продовольствием.

Гражданская война потребовала формирования постоянной
армии. Парламент проголосовал за налоги, необходимые для ее
содержания. Но гражданские власти не могли эффективно собрать
эти налоги и не могли распустить армию12. Это стало ключевой
проблемой времен английской революции. Для ее решения

9 О попытках Стюардов радикально изменить укоренившееся институциональное
устройство Англии, связанных с их убеждениями в божественном праве королей
и
необходимостью восстановить самодержавие см.: Davies G. The Early Stuarts 1603–
1660. Oxford: The Clarendon Press, 1937. P. 30.
10 Токвиль А. де. Старый порядок и революция / Пер. с франц. М. Федоровой. М.
:
Московский философский фонд, 1997.
11 Burke E., Paine T. Reflections on the Revolution in France and The Rights of Man.
N.Y.: Dolphin Books, 1961.
12 «Когда солдаты узнали о принятом в парламенте постановлении распустить армию,
оставив из 40 тыc. человек только 16 тыc. для гарнизонной службы в Англии,
а 12 тыc. человек отправить в Ирландию, возмущение в их среде стало всеобщим.
Задумав отделаться от “новой модели”, проникнутой “мятежным духом”, парламент
не позаботился выплатить ей задолженность, достигшую 331 тыc. ф. ст.». См.
:
История Европы. С древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 4. Европа нового
времени (XVII–XVIII века) М.: Наука, 1994. С. 32.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

О радикальной ломке системы
Как раз номенклатура
Институт милиции продолжает существовать лишь временно
Декрет о принудительном наборе в рабоче-крестьянскую красную армию

сайт копирайтеров Евгений