Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

(Существенной частью культа были жертвоприношения, устанавливающие связь между богом и человекомЛВ 480 г . до н. э. в день роковой битвы при Гимере карфагенский военачальник Гамилькар приносил жертвы, и именно во время жертвоприношения он был убит ( Her . VII , 167; Diod . XI , 21, 4; 22, 1). Через двести сорок три года другой Гамилькар — Барка — перед отправлением в Испанию также совершал жертвоприношения ( Nep . Ham . II , 3). Но1в основном это было делом жречества. За исполнение этого обряда верующие платили жрецам, не говоря о том, что при некоторых жертвоприношениях часть жертвенных животных или растений оставалась в распоряжении 178 жрецов, рб этом сообщают так называемые жертвенные тарифы,


которые целиком или во фрагментах дошли до нас ( KAI , 69,

' V 75). .

| Особенно поражали греков и римлян человеческие жертвы!

•  'то не было особенностью пунийцев: человеческие жертв он ринТя ИКЧ1ИЯ были свойственны многим древним народам. Сами греки к римляне в свое время их совершали. В «Илиаде» ( XXIII ,175 — 17(1) упоминается о заклании 12 троянских юношей при погре-

•  н'иии Патрокла. И даже в «историческое» время, в I тысячеле- vii и до н. э. такие жертвы приносились, например перед битвой при Саламине в Греции ( Pint . Them . 13) или после поражения при Каннах в Риме ( Liv . XXII , 57, 6). И все же для греков и римлян это было исключением, оно в какой-то степени оправды-иллось чрезвычайными обстоятельствами, грозящими гибелью родине, но всегда вызывало ужас, как у Фемистокла, который Гн.1л вынужден подчиниться и убить трех знатных персов перед сражением [70, с. 453].1Для пунийцев те это было обычным пилением,! которое поражало античных авторов, и они — от < 1офокла-до христианских писателей III — V вв. н. э. —сохранили сведения о человеческих жертвоприношениях в Карфагене 9 . Эти сведения дополняются археологическими свидетель- (I нами.

Этот старинпый обычай был принесен в Африку с Востока. Гам приносили богам самое дорогое — перворожденного сына, чтобы обеспечить благополучие рода и государства. Филон Пиблский ( FUG , III , fr . IV ; V ) пишет, что в древности «могуще-етненпые» лица государств или народов 10 в случае опасности жертвовали богам в качестве искупления любимых детей. Можно вспомнить в связи с этим известную библейскую историю о жертвоприношении Авраама, который по приказу бога должен был принести в жертву единственного сына Исаака, и лишь и последний момент человек был заменен ягненком ( Gen . XXII , 2 13). Красноречив и другой библейский рассказ, который повествует об убийстве и сожжении Иеффаем своей единственной дочери в^илу обета, данного богу, причем здесь никакой Пимены не произошло ( hid . XI , 31—40). Этот древний обычай, ужасный/й героический в одно и то же время, существовал и и Карфагене.

Людей жертвовали различным богам. Плиний ( XXXVI , 39) сообщает, что пунийцы ежегодпо приносили человеческую жертву Геркулесу — Мелькарту. По Валерию Максиму ( IX , 2), жертвы припосились финикийскому «Нептуну»ЛЧасто в жертву

'' Тексты собраны в f 372, с. 315—319].

10 Возможно, что греческое хоатооттве; является переводом финикийского ilnirii . Именно так, как мы видели, титуловались карфагенские аристократы. 179

12*


приносили воепнопленных, избирая зачастую среди них самых красивых, полагая, что так будет угоднее богам)(Лн>г1. XX , 65, 1). И этот обычай идет с Востока, как видно из надписи моавского царн Me щи ( KAI , 181, 16—17) и из различных библейских историй (например, I Sam . 15, 32 — 33). Карфагеняне таких пленных нриносили в жертву не только богам, но и душам погибших предков, как это сделал Ганнибал, потомок погибшего при Гимере Гамилькара, уничтожив три тысячи нленных гиме рийцев в том месте, где несколько десятилетий назад был убит его предок ( Uiod . XIII , 62, 4).

В основном человеческие жертвы приносились Баал-Хам-мону./Особенно известны жертвы детей, главным образом нер-венцев,* мальчиков, но часто и девочек, притом в основном из аристократических семейств) Антропологические исследования останков таких жертв показали, что 85 % жертв было моложе шести меснцев [505, с. 197 — 198]. Сожженные дети часто изображались на стелах с атрибутами и жестами божества, так что можно полагать, что пунийцы их героизировали или даже обожествляли [207, с. 49; 372, с. 331], считая, видимо, что душа жертвы поднимается непосредственно к богу, входя в царство Баал-Хаммона. Правда, жертву не сжигйли живой; ребенка сначала умертвляли, а уже мертвого сжигали на бронзовых руках статуи бога, причем совершалось это ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир [275, с. 174 — 181; 372, с. 316 — 318, 329]. Такое жертвоприношение, как полагают многие современные исследователи, называлось «молк» (или «молек») [204, с. 261, прим. 15; 244, с. 384; 275, с. 167-170}. Это слово встречается в Библии. Неправильно понятое, оно послужило поводом для сконструирования несуществовавшего у финикийцев бога Молоха, пожирающего человеческие жизни. Описание этого жертвоприношения вдохновило Г. Флобера на знаменитую нр-кую сцену жертвоприношения детей в его романе «Саламбо» [90, с. 197-199].

Диодор ( XIII , 86, 3) говорит о жертве ребенка Крону, т. е. Баал-Хаммону, как об «отеческом обычае» (то nctTpiov eftog ). Он действительно, как мы видели, восходит к старинным хана-анейским традициям. Однако в нервое время существования Карфагена он, но-видимому, не соблюдался: приблизительно до 700 г . до н. э. или даже несколько позже урны тофета содержат только останки животных. И только с рубежа VIII — VII вв. или, скорее, в первой четверти VII в. до н. э. урны начинают заполняться пеплом сожженных детей [203, с. 19; 215, с. 370— 375; 372, с. 320]. Старые традиции родины тенерь возрождаются в Карфагене, что, веронтно, свнзапо с изменениями в жизни 180 города и государства, которые произошли в первой четверти


\ 11 и. до н. э., в частности, с новым притоком иммигрантов и i Тира. В жертву, как отмечалось, приносили главным образом и'той аристократов. Это совпадало со старинными представлении ми о долге тех, кто возглавлял общину, перед богами: •оегпечить милость богов к общине ценой пожертвования богам • ммого дорогого.

Однако позднее карфагенские аристократы предпочитали i . i и но покупать чужих детей и отдавать их в жертву богу. I In когда армия Агафокла подошла к стенам города и над Карфагеном нависла опасность поражения, если не гибели, пунийцы, решив, что это связано с гневом божества на нечестие лучших людей государства», вернулись к старому обычаю и ¦ ожгли более 500 детей, из которых 200 — сыновья знатных

< 1'мсйств — были определены властями, а не менее 300 было
пожертвовано добровольно ( Diod . XX , 14). Последние, видимо,
происходили уже из разных слоев общества. Археологические
исследования в тофете показали, что в III в. до н. э. круг жертво-
ни тел ей был уже довольно широк, вплоть до рабов [207, с. 266].

Однако при всей своей набожности многие карфагеняне питались уклониться от принесения этой жестокой жертвы.

< илий Италик ( IV , 765 — 822) рассказывает, как Ганнибал
уклонился от принесения в жертву своего сына, обещав богам
и имен роскошные жертвы после победы над Римом. Раскопки
к тофете показывают, что в урнах харонили зачастую останки
и.' родившихся детей, а зародышей, по-видимому, выкидышей
| !!0.Ч, с. 20; 275, с. 176]. ЦТорой этот обычай смягчается, и
¦ .ертвм детей замещаются жертвами ягнятЛ Такие «жертвы
шмещения» называются «молхомор» [413, с'.Тбб; 486а, с. 159—
Hit |. Это не изобретение карфагенян. «Жертвы замещения»
существовали и на Востоке. Мы вспоминали библейский рас
сказ о том, как в последнюю минуту ангел удержал руку
Лнраама, готовящегося нанести смертельный удар Исааку, и
послал ему ягненка, чтобы он пожертвовал богу животное вместо
i мна. Перед нами мифологическое отображение «жертвы заме
щении». Такие жертвы, как уже говорилось, практиковали
кпрфагеняне в начале своей истории. Позже, хотя они никогда
не отказывались от человеческих жертвоприношений, замеще
ние детей ягнятами становится все более распространенным.
' >по основывается на формуле «душа за душу, кровь за кровь,
<кн;нм. за жизнь» [277, с. 1—3].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Особенно важны нульгарно пуничсские надписи
Это ясно видно из упоминания плиния
Были женщины
В этом отразились древ­пие связи сардинии с южной испанией
Циркин Ю. Карфаген и его культура истории античности 4 великой

сайт копирайтеров Евгений