Пиши и продавай! |
>
Циркин Ю. Карфаген и его культураВведениеГлава I. ФИНИКИЙЦЫ НА ЗАПАДЕГлава II. Величие и падение КарфагенаГлава III. Экономика, социальные отношения, политический стройГлава IV. Город и повседневная жизньГлава V. РелигияГлава VI. СловесностьГлава VII. ИскусствоЗаключениеСПИСОК СОКРАЩЕНИЙУКАЗАТЕЛЬ ИМЕНУКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ
Сиро-финикийское побережье издавна играло роль своеобразного шарнира, соединяющего мир Древнего Востока с миром Запада. Эта его роль особенно возросла во II тысячелетии до н. э., когда, с одной стороны, центр тяжести месопотамской внешней торговли переместился из района Персидского залива в район побережья Средиземного моря, а с другой — в Эгейском бассейне возникло классовое общество и первые государства — минойский Крит и позже — государства микенской Греции. Контакты между городами сиро-финикийского побережья и Эгеидой устанавливаются уже в начале II тысячелетия. Минойские н микенские сосуды.в изобилии встречаются как на берегу, так и во внутренних районах Сирии и Палестины, проникая вплоть до Мари на Евфрате [358, с. 19—20; 395, с. 162; /.81, с. 57-58; 129-130; 491, с. 181]. Главным контрагентом эгейцев на восточном побережье Сре Эти связи не были односторонними. Можно с уверенностью говорить о нлаваниях угаритян на Крит [106, с. 13]. Жители побережья нроникали и на Балканский полуостров. В связи с этим привлекает внимание находка месопотамеких лазури-товых цилиндров в Фивах [49, с. 111 — 112; 216, с. 300]'. Греческая традиция приписывала оенование беотийских Фив мифологическому персонажу Кадму ( Her . II , 49; V , 57—58; Apollod . Ш, 4, 1). Такое косвенное подтверждение традиции заставляет с большим доверием отнестись и к сведениям о других поселениях финикийцев в различных городах и на островах Эллады. В той же традиции Кадм связывается с Тиром, который миф считает родиной персонажа. Не отразилась ли в этом роль Тира в контактах с Беотией (ср. [355, с. 27])? Характерно, что Кур-ций Руф ( IV , 4, 20) называет беотийские Фивы колонией тирий-цев наряду с Карфагеном и Гадесом. Связи городов сиро-финикийского побережья простирались и дальше к западу. Об этом свидетельствуют находки бронзовой фигурки финикийского божества, датируемой XIV —Х111 вв. до н. э., в водах южного побережья Сицилии и сирийской цилиндрической печати XIV в. до н. э. в Южной Испании. В Испании обнаружены также остатки скорлупы страусовых яиц, идолов из костей гиппопотама и гребней из слоновой кости, относящиеся ко 11 тысячелетию до н. э. В Африке, в Ликсе и Утике, были найдены египетские скарабеи, предшествующие 1200 г. до н. э. [167, с. 23-26; 215, с. 271-274, 307-308; 405, с. 308; 434, с. 202]. И все же господство на море минойских критян, а затем микенских греков (как, впрочем, может быть, и владычество Египта) сдерживало финикийскую экспансию в западном направлении. Положение изменилось в XII в. до н. э. В это время Восточное Средиземноморье испытало потрясения, вызванные упадком великих дотоле держав этого региона и мощными передвижениями пародов. Волны нашествий «народов моря» захватили и сиро-финикийское побережье; в частности, филистимляне из Аскалона разрушили Сидон ( lusL . XV 111, 3, 5). На севере погиб Угарит (но, тш-видимому, в результате не нападения, а землетрясении). В целом, однако, изменение политической и этнической карты Восточного Средиземноморья пошло на пользу Финикии. Уже, вероятно, очень скоро восстанавливается Сидон, игравший позже значительную роль в экономической и политической жизни этого региона. В период упадка крупных государств мелкие восстанавливают свои силы быстрее, 1 Один из цилиндров определенно датируется серединой XIV в. до н, э. 10 [МО, с. 21-24]. и it XII — IX вв. до н. э. именно небольшие государства Финикии, Сирии и Палестины выдвигаются на первый план [120» с. 35; 178, с. 145-170; 373а, с. 84-85, 98-99]. В этих условиях Тир, который и раньше, вероятно, участвовал в контактах с Западом, теперь полностью перенимает эстафету западных связей у погибшего Угарита [358, с. 21]. По местной храмовой традиции, сохраненной Геродотом ( II , 44), Тир был основан в XXVIII в. до н. э. Во II тысячелетии до п. э. он был довольно значительным центром Финикии [106, г. П, 11; 355, с. 19, 26-29; 462, стб. 1027-1028]. Правда, в традиции встречается упоминание о более позднем основании города. Но Юстину ( XVIII , 3, 5), его основали сидонцы, бежавшие ил разрушенного города за год до Троянской войны, т. е., по традиционной хронологии, в 1195 г. до н. э. Иосиф Флавий ( Ant . IikI . VIII , 3, 1) отмечает, что иерусалимский храм был построен Соломоном через 240 лет после основания Тира. По библейским данным, этот храм был завершен на одиннадцатом году правления Соломона ( I Reg . VI , 1). И если датировать царство-наиие Соломона 965 — 928 гг. до н. э. [13, с. 192], то датой осно-капня Тира, по Иосифу Флавию, будет 1194 г. до н. э. 2 Совпадение этих дат едва ли может быть случайностью. Явно речь идет о каком-то важном событии в истории финикийского города. Археологические раскопки показывают, что приблизительно в это время, в самом начале XII в. до н. э., филистимляне основывают на палестинском побережье свои города, и том числе Аскалон [254, т. (, с- 108, 125], а именно аскалониты и разрушили, но Юстину, Сидон. По-видимому, иосле гибели Сидона ого жители бежали в Тир, и за счет, них население тсшосло настолько значительно, что возникла легенда об основании Тира сидонцами, и этот факт нашел отражение и в летосчислении 3 . Переселение значительной части сидонцев в Тир должно было, с одной стороны, усилить этот город, а с другой — создать и нем демографическое напряжение, которое при тогдашнем уровне развития производительных сил могло быть снято только и результате выселении части жителей за море 4 . Это обстоя- " А. ван деи Бра идеи относит начало царствования Соломона к 971 г, 1178, с. 1711, и тогда начало повой эры Тира должно прийтись на 1200 г. до н. э. Ту же дату принимает О. Эйссфельдт [250, стб. 1883]. П. Сэнта предлагает датировать начало нов.ой эры Тира 1198 г. до н. э. [21.5, с. 116, прим. 445]. Ото обстоятельство было, видимо, использовано позже сидонцами в традиции, подчеркивающей стремление Сидона к утверждению своего первенства, и Финикии. А Роль перенаселения как толчка к колонизации подчеркивает К. Маркс тельство было использовано правящими кругами Тира для достижения своих политических и экономических целей. Крушение микенских государств создало условия, при которых финикийцы получили возможность обосноваться в некоторых частях Эгейского бассейна. Сведения о проникновении финикийцев в Эгеиду зачастую связаны с такими мифологическими фигурами, как Кадм или Феникс. Им приписывается создание первых финикийских поселений на Родосе ( Diod . V , 58, 2) и Фере ( Her . IV , 152). Стефан Византийский ( v . Ki ) r > T | Qo ) делает энонимом Киферы сына Феникса Кифера, а Афиней ( VIII , 360е) в качестве основателя финикийской общины на Родосе вместо Кадма называет Палланта. Неясно, насколько эти нерсонажи греческой мифологии, происходившие, по мифам, из Финикии, символизировали реальных финикийцев. Однако в нашем распоряжении имеются и сведения, не связанные с деятельностью мифологических персонажей. Фуки-дид ( I , 8) называет финикийцев наряду с карийцами морскими разбойниками, обосновавшимися на островах. Упоминая об изгнании карийцев критским царем Миносом, он не говорит о финикийцах, и нет оснований распространять на них это сообщение, считая тех и других современниками. Геродот (11,44; VI , 47) и Павсаний ( V , 25, 12) говорят об основании финикийцами храма Геракла на Фасосе и разработке ими на этом острове золотых рудников между Энирой и Кеиирой. Эти названия, по крайней мере второе, считаются семитскими по происхождению [150, с. 106, прим. 2; 466, с. 108-109, нрим. 7; 467, с. 284]. По Стефану Византийскому ( v . MfjA , og ), финикийцы были основателями на Мелосе одноименного города. Им же Геродот ( III , 23, 1) приписывает создание храма Афродиты на Кифере. Ничего заведомо неисторического в этих сообщениях нет. Исследование культа Геракла на Фасосе показывает, что речь идет о тирском Мелькарте [150, с. 88—107; 153, с. 35]. Основываясь на особенностях культа, носящих следы финикийского влияния, Д. ван Берхем предположил, что финикийцы прибыли на Фасос через Кос, Эрифры и Лемнос [150, с. 107 — 108]. Это предположение подтверждается общим направлением торговых связей догреческого Фасоса, особенно с Лемносом, который, по Гомеру (П. XXIII , 745), был местом финикийского торжища [308, с. 90—91]. По Павсанию ( lit , 23, 1), в кифер-ском храме Афродита была представлена вооруженной, что мало соответствует эллинским представлениям о богине любви. В то же время вооруженной наподобие Минервы появляется Астарта, финикийская богиня любви, на монетах Секси в Испании [301, с. 13]. Все это позволяет говорить об историчности тра-12 диции существования финикийских поселений в Эгеиде. Можно вспомнить в связи с этим известную библейскую историю о жертвоприношении авраама |
|
|
|