Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1'ом, что жречество не составляло отдельную касту и жреческие

">н;1шпюсти были частью граждапских^Это же обстоятельство

мщирит и о том, что жрецы не приносили обета безбрачия.

Кппгчпо, эти положепия нельзя безоговорочно распространять

nil iicox жрецов. Мы знаем, что жрецы Мелькарта в Гадесе

имели «непорочное ложе» и даже видом своим отличались от

• и-сильного населепия { Sil . It . Ill , 23—28). Вероятно, это можно 175


отнести и к служителям карфагенского храма этого бога. А в культе Астарты сложилось другое положение. Упомянутый Абдмелькарт был верховным жрецом Астарты, что не номешало ему иметь сына и занимать пост еуффета.

^Основную массу храмовой корпорации составляли нростые жрецы и жрицы ( khn , khnm , khnt ), игравшие главную роль в отправлении культаЛ Наряду с ними в надписях упоминаются sn ' (например, CIS , о955). Как полагал С. Гзелль, речь идет о более пизкой ступени жреческой иерархии [313, т. IV , с. 397]. Надо, однако, отметить, что эти должности также могли переда ваться по наследству и были весьма ночетны, ибо их носители могли принадлежать к аристократии. Так, в только что упомянутой надписи можно прочитать, что отцом и дедом Гимилькона, жреца Баал-Шамима, были sn ' Азрубаал и Эшмунамац, а отцом и дедом последнего — верховные жрецы. Так что в одной семье на протяжении нескольких поколений были представлены все ступени жреческой иерархии. Хотя кастового жречества в Карфагене не было, существовала, вероятно, традиция сохранения жреческих обязанностей в определенных еемьях\К храмовому персоналу принадлежали, видимо, также гадатели, музыканты, священные брадобреи и нисцы [313, т. IV , с. 401—402].

В самом низу стоили храмовые рабы] В надписях выделяются две группы рабов: рабы храма того или инбго божества, как Бодастарт, раб храма Цидтиннит ( CIS , 348), или его тезка, раб храма Астарты Могучей ( CIS , 4842), и рабы бога, как Шафат, раб Астарты Могучей ( CIS , 255), или Бааладар, раб Цидмель карта ( CIS , 256). Точно определить разницу между этими двумя категориями пока невозможно. Характерно, что храмовые рабы в отличие от рабов частных лиц нередко указывали свою генеалогию: так, Химилькат, раб храма Милькастарта, называет отца, деда и нрадеда ( CIS , 250). По-видимому, положение этих рабов было более высоким, чем частных. Некоторые из них, вероятно «рабы бога», могли быть заняты непосредственно в культе [110, с. 253 — 256]. Наличие рабов храма уже само по себе говорит о существовании храмового хозяйства. Однако храмы были поставлены под государственный контроль: надзор над ними осуществляла специальная комиссия «десяти над священными делами» ( CIS , 168, 169, 175), которая ведала святилищами [НО, с. 256; 511, с. 124-125].

Культ

( Существенной частью культа были различные праздники и цере mohhhJ Во фрагменте надниси ( CIS , 165), относящейся, ве-176 роятно, к III в. до н. э., упоминаются дары, которые необходимо


иосантить в храм в четвертый и пятый депь какого-то праздника |313, т. IV , с. 404—405]. Известно о праздниках в честь Мель-карта в Тире ( los . Ant . hid . VIII , 5, 3) и Гадесе ( Paus . IX , 4, 6). Кмрфагепяне участвовали в тирском празднике, отправляя it мгтронолито священных послов. Но они, по-видимому, справ-.11 и л и подобный праздник и у себя. На него, может Й?1ть, намекает упоминание в пунической надпи си ид \Це~рйД/Гдн^ погребения божества» ]^Ф-Р6^'7Урр7"27~^--Э). УмирТГтощЙм и воскрешающим богом в финикийской религии был Мелькарт, почитаемый и в Тире, и в его колониях.[Поскольку Цере был ганзан именно с Карфагеном, можно говорить, что речь идет и карфагенском празднике в честь смерти, ногребения и воскресения Мелькарта) [380, с. 43—57].

\ Несомненно, в Карфагене отмечался нраздник в честь Тин-пит. jOh пережил гибель пунического города и торжестненно праздновался также в римское время, когда богиня называлась уже Целестину.О нем говорит Ангустин ( civ . Dei II , 26, 2). Mo его словам, на праздник Целестис люди собираются со всех сторон; во время праздника устраиваются сценические представлении, исполняемые мимами;! все наполняется неприличием и иостыдством, так что найоолее стыдливые матроны отворачиваются от непристойных жестов мимов. В другом месте ( II , 4) он говорит о «постыднейших играх», которыми отмечается праздник Деа Целестис. Видимо, культ этой богини был оргаистическим и сопровождался мистериями, восхваляющими богиню плодородия и любви.

Религиозные нраздники финикийцев вообще сопровождались театральными представлениями. Правда, ни в самом Карфагене, ни в городах его державы следов таких представлений пока не найдено. Но несколько позже, когда пуническая культура и ее влияние были еще в зените, в Каларисе и в африканской Тугге создавались театры для них. В Тугге, например, театр располагался на краю святилища, был отделен от часовен двором с портиками; там найдено несколько ступеней в виде сегментов, спускающихся к орхестре, которую замыкал портик |Г)2 / 1, с. 212—214]. Внешний вид таких театров (по крайней мере в позднюю эпоху) явно испытал греческое влияние. Это, разумеется, не означает, что н пуническом мире существовало театральное искусство;; в Карфагене театр не был отделен от культа, и его представления являлись лишь частью религиозных 11|ш:штикоп. Праздники сопровождались также музыкой и тан-цлмиу как это было в сидонском храме Эшмуна, где обнаружен нлтарь с изображением музыкантов и танцоров [256, с. 565 — ltl / t \. Праздники отмечались также играми и забавами, как тот ииммий праздник, о котором говорит Саллюстий ( lug . 66,2; 177

IJ Itiiinu 1033


68,2). Он нродолжался не менее трех дней, ибо историк уноми-нает о третьем дне, прибавляя, что он праздновался но всей Африке.

На стене пещеры Гротта Реджина в Сицилии была обнаружена надпись в честь Исиды и рисунок, на котором, в частности, изображен корабль Исиды. Это — первое подтверждение существования нраздника египетской богини. Во II в. н. э. этот нраздник подробно описал Апулей ( Met . XI , 8—17). Тенерь точность его описания подтверждена археологически [461, с. 549 — 551]. Этот рисунок, сопровождаемый надписью, доказывает, что празднество в честь Исиды совершалось и в пуническую эпоху. Оно отмечалось ранней весной, когда «зимние непогоды успокаиваются, волны бурные стихают, море становится доступным для плавания, и жрецы, спуская на воду судно, еще не знающее влаги, посвящают его (богине)... как первину мореходства» ( Apul . Met . XI , 5; пер. М. А. Кузьмина). Судя по Анулею, важной частью нраздника было торжественное шествие к морю и возвращение в храм. Шествие сопровождалось какими-то нредставлениями, музыкой и танцами.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

сно говорят о нем как о солярном божестве
Ноложенной на вершину треугольника
Было выгодно сицилийским финикийцам
Мифолог
снее обстоит дело с тем философом

сайт копирайтеров Евгений