Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Между тем новая, еще неизданная книга молодых экономистов - «Част-
ная монета и власть государей» - поднимает некоторые новые пробле-
мы и предлагает блестящие решения, хотя, прочитав эту книгу до конца,
понимаешь, что окончательного ответа не дает и она, тем более, что
хронологические рамки ее ограничены концом XVI века.

Вексель - «листок бумаги» формата наших современных банкнот,
Учебники по торговле объясняют, как составить вексель по форме,
которая, сделавшись неприкосновенной святыней, остается неизменной
на протяжении столетий. Из года в год повторяются одни и те же
предосторожности, одни и те же формулы, одни и те же призывы.
Прочесть сегодня один из таких векселей (а в наших архивах их
тысячи) - значит прочесть и все остальные,

В принципе вексель - это способ отправить из одного населенного
пункта в другой или на отдаленную ярмарку сумму денег, которую
требуется выплатить в другой монете: если вексель посылается из
Лиона в Медину-дель-Камно, он будет выражен в Марковых экю,
лионской разменной монете, а заплатят по нему в мараведи, кастильской
разменной монете, по курсу, принятому в Медине, если же вексель
будет выписан на Антверпен, в месте назначения по нему заплатят
в голландских ливрах... Нетрудно понять, что в сделке участвуют
четверо. Четверо, которые на жаргоне торговцев носят родовые на-
звания, впрочем порой изменяющиеся. Но проблема не в названиях,
а в самом механизме действия векселя и в необходимости участия
в сделке четырех человек. Поясню мою мысль на примере, который
может показаться чересчур простым.

В 1945 году перевести деньги из Франции в Италию было чрез-
вычайно трудно, но не невозможно. В самом деле, в Париже сущест-
вовало довольно известное агентство, вы относили туда некую сумму во
франках, и коллеги тех, с кем вы имели дело в Париже, выплачивали
обозначенную сумму в лирах в Венеции, Генуе или Риме. Таким
образом, в приведенном мною примере фигурируют два посредника:
один в Париже, другой- в Венеции, которые всецело доверяют один
другому. Третий - француз, внесший свои франки и получивший
взамен бумагу (расписку), которую должен послать в Венецию, и нако-
нец, четвертый - доверенное лицо француза, пересылающего деньги;
он-то и получит в Венеции эквивалент первоначальной суммы в лирах,
за вычетом накладных расходов. Итого четыре участника. Если же я -
путешественник, который получает в Венеции деньги, внесенные мною
же в Париже, я играю двойную роль и участвую в деле в двух лицах:
квартет все равно налицо.

374                      Глава четвертая. Суперструктуры

Главное, что вытекает из этого выдуманного примера, это что для
осуществления сделки необходимы канал связи - два агента - и, по
краям, два клиента, собственным каналом связи не располагающие.
Наконец, расписка, полученная в Париже - вырванный из блокнота,
заполненный на скорую руку листок бумаги,- это упрощенная разно-
видность священного векселя.
Сделаем несколько дополнительных замечаний:
1) В нашем примере Париж - Венеция (1945) совершенно очевид-
но, что перевод денег может производиться как из Парижа в Венецию,
так и из Венеции в Париж: по отношению к данному месту вексель,
отправляемый оттуда в другое место,- называется траттой, а вексель,
возвращающийся в этот пункт,- римессой. Именно об этом говорит
Ж. Траншан в своей «Арифметике» (1561): менять, говорит он,- это
значит «брать деньги в одном городе, дабы отдать ту же сумму в другом,
или, напротив, отдавать деньги в одном месте, чтобы получить ту же
сумму в другом» ^.

2) Чаще всего города и ярмарки, между которыми происходит
обмен, располагаются в разных государствах, у каждого из которых
своя монетная система. Но есть и такие векселя, которые курсируют
в пределах одного государства, например, начиная с XVI века, между
Лионом и Парижем, Руаном, Туром, Нантом, Бордо, Ла-Рошелью,
Марселем... В обоих случаях расстоянию между местом отправления
и местом получения векселя соответствует разница в суммах. За перевод
денег платят процент, меняющийся в зависимости от курса. Таким
образом, в сделке всегда присутствует некоторая неопределенность,
«риск», отчего Церковь, запрещающая всякое предоставление денег
взаймы под проценты как ростовщичество, допускает существование
векселей, так сказать, снимая с них обвинение в грехе ростовщичества.
Снисходительность эта, вне всякого сомнения, открыла двери капи-
тализму, а объяснялась она, возможно, тем, что Церковь, получавшая
доходы со всей Европы, сталкивалась с теми же проблемами, что
и торговцы. Заметим, однако, что Церковь дозволяет существование
векселей лишь в тех случаях, когда деньги действительно переводятся
из одного места в другое.

3) Что же касается четырех участников, необходимых для операций
с векселями, их роль непременно будут играть либо банки, либо негоци-
анты, либо торговцы, либо менялы. Не всякий, кто умеет писать, имеет
право выписать вексель. Право это принадлежит узким группам специ-
алистов. Кондильяк сообщает, что «даже на рынках величайшая похва-
ла, какой может удостоиться торговец, звучит так: он знает толк в заем-

V. Верхняя ступенька иерархической лестницы капитализма          375

ных письмах» ^. Знать толк в заемных письмах, или векселях, нелегко,
так как за ними скрываются сложные соотношения монет. Само же
составление векселей - дело довольно простое. Достаточно воспроиз-
вести, сделав необходимые уточнения (место, имена, внесенная сумма
денег в той или иной монете), формулу, все элементы которой всегда
остаются неизменными. Разумеется, вексель должен быть написан соб-
ственноручно, а образцы нашего почерка - дополнительная предосто-
рожность! - иметься у вашего корреспондента.

4) В процессе длительного существования характер векселя изме-
нился, а функции расширились. Начиная с XVI века купцы пытаются
превратить его в оборотный документ, однако обыкновение делать на
векселе передаточную надпись прививается очень медленно. Напротив,
очень рано - хотя церковные власти и осуждают такое отклонение -
вексель, выписанный на некоего векселеполучателя, может возвратить-
ся к его владельцу, будучи прежде по предварительному сговору -
договору относительно ricorsa * - переведен на одного или нескольких
других человек. Такая практика вошла в обыкновение в Италии еще
в XVI веке, но о ней имели представление и в Лионе, где в т\ же пору
употребляли слова «ретратта» (rechange) или «ресконтра» (rescontre).
Джулио Мандич упоминает вексель, который путешествовал таким
образом в течение шести лет! Я со своей стороны, нашел вексель
Филиппа II, данный Фуггерам в 1590 ГОДУ и оплаченный лишь в 1596
году! В обоих случаях речь идет о скрытой форме процентной ссуды.
Ретратта позволяет даже порой производить фиктивные, если нс мошен-
нические, операции, называемые во Франции «кавалерийскими». Од-
нако, чем бы ни являлись подобные сделки - орудием кредита или
инструментом чистой спекуляции,- перевод векселей требует ловкости,
умения разбираться в арбитрамсах ** и выбирать наиболее выгодные
маршруты. Жак Лаффит, служащий банка Перрего, ставший в 1808
году, после смерти своего патрона, его преемником, считал себя величай-
шим знатоком подобных операций, в отличие от старика Перрего,
который, по мнению Лаффита, ничего в них не смыслил ^.

Последнее превращение, о котором следует сказать: в ту пору, когда
вексель почти утратил свое значение, вытесненный банковским билетом
(и, в еще большей степени, чеком, который был введен в употребление
в Англии, а около 1865 года появился и во Франции), был принят закон

* Обратное движение, подписание второго векселя для уплаты процентом по предыду-
щему займу (ит..).
** Извлечение дохода из разницы вексельных курсов (примеч. ред.).

376                      Глава четвертая. Суперструктуры

от 7 июня 1884 года ^', который, «узаконив реальное положение дел»,
разрешил «выписывать вексель на то же место, где производится выпла-
та». Так было ликвидировано священное требование разницы места.

Создал ли вексель интер-Европу? Историки всегда исследовали преж-
де всего эту «внутреннюю» историю векселя. Но нас и здесь в первую
очередь интересуют процессы экзогенные, роль векселя в становлении
формирующегося капитализма и европейской экономики, также еще
только формирующейся, но уже на этой ранней стадии достигшей
некоего единства.

Самый лучший способ перейти от внутреннего к внешнему - это,
конечно, начать с примера. Я выйду за пределы французского шести-
угольника и возьму пример из жизни Кастилии, который знаю дос-
конально. Симон Руис, купец из Медины-дель-Кампо - вся переписка
которого сохранилась,- перепробовав множество ремесел, занялся
в конце жизни, после 1590 года, спекуляцией векселями, выписыва-
емыми из Медины-дель-Кампо на Флоренцию (тратты) и из Флоренции
на Медину (римессы). Именно на этой пересылке векселей туда и обрат-
но он и составил себе капитал. Таким образом, речь идет уже нс
о простых переводах денег, какие вначале осуществлялись с помощью
векселей.

Симон Руис только что приобрел у торговца шерстью, проживающе-
го в его родном городе Медина-дель-Камно, вексель на Флоренцию,
в котором этот торговец обращает в наличность в свою пользу стоимость
тюков шерсти, отправленных морем из Аликанте в Ливорно, а оттуда во
Флоренцию,- тюков, за которые покупатели еще только должны
заплатить. Торговец шерстью продает свой вексель Симону Руису с тем,
чтобы получить все причитающиеся ему от продажи деньги немедленно;
иначе ему пришлось бы ждать, пока груз попадет во Флоренцию,
а затем - пока вексель из Флоренции вернется в Медину-дель-Кампо,
на что уйдет больше трех месяцев. Итак, он получает свои деньги
авансом - производится учет векселя. Что же касается Симона Руиса,
он отправляет вексель своему соотечественнику, обосновавшемуся во
Флоренции купцу Бальтасару Суаресу, человеку в высшей степени
надежному и пользующемуся его полным доверием. Бальтасар получает
вексель, взимает деньги с плательщика и тотчас покупает новый век-
сель, который выписан на Медину-дель-Кампо и по которому тамошние
векселеполучатели должны заплатить Симону Руису. Таким образом,
через полгода после посылки первого векселя, Руис возвращал себе свой

V. Верхняя ступенька иерархической лестницы капитализма          377

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Крестьянские волнения быстро вспыхи вали
Назовешь самыми прекрасными деревнями в мире
Франция
Как охарак теризовал глубокие размышления видаля де ла блаша люсьен февр возможная франция
Каким же образом этому ничтожеству

сайт копирайтеров Евгений