Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Развивая дальше учение в защиту оценочного фактора в познании истории и социальной жизни, Михайловский утверждал право человека на суд над историей в соответствии с принципом правды, органично объединяющим истину и справедливость. Иными словами, социальное знание теснейшим образом связано с нравственной оценкой, с интересами, идеалами, симпатиями и антипатиями познающей личности. Ибо каждый человек имеет право критиковать великий Божий мир с точки зрения своего "кусочка мозга". Истина существует для человека - это ее главный критерий. Обосновывая ценностно-оценочную природу истины и признавая наряду с "правдой-истиной" "правду-справедливость", утверждая в качестве принципа моделирования исторического процесса субъективный метод, Михайловский пошел в этом обосновании значительно дальше Лаврова, дополнив его новой аргументацией, в частности, учением о свободе воли человека.

Итак, и у Лаврова и у Михайловского философия истории предстает как применение к судьбам человечества идеи прогресса, в ходе которого осуществляются идеалы разумности, добра и справедливости. Согласно связанному с их именами направлению, с момента зарождения философии истории в качестве особой системы знания идея прогресса составляет ее "высший принцип", позволяющий понять историю как движение человечества не только от прошлого к настоящему, но и от настоящего к будущему.

2.Социологические основания историософской рефлексии Н.И.Кареева

Разработка теории прогресса в лоне историософской модели выявила к началу 80-х годов новый этап в развитии философии истории - этап, характеризующийся развитой саморефлексией, выяснением собственных задач, предмета и целей исследования, вычленением специфической проблематики. Можно сказать, что философско-историческая мысль к этому времени оформилась в качестве системы знания, ориентированного на выяснение смысла истории, на постоянный суд ее по критерию "лучшего" и "худшего", "истинного" и "ложного”, "осуществившегося" и "должного", что, в свою очередь, превращало философию истории в критику всемирной истории с точки зрения наших идеалов. Так понятая философия истории вытесняла идею Провидения, утверждала здравый позитивный смысл знания, а с ним социологизм в объяснении исторического процесса и всемирной истории.

Правда, отношения философии и социологии к этому времени несколько изменились. Для последней это был период резкого приращения знаний. Заголовки монографий, статей, брошюр буквально пестрели термином "социология". Делались попытки систематического изложения социологической проблематики с четким определением собственных методов и задач, появились первые учебные пособия по социологии. За пределами России приобрели известность работы М.М. Ковалевского, В.Е. де-Роберти, Л.И. Петражицкого. При разнообразии направлений выявилась тенденция к "методологической консолидации". Внутри социологического знания усилилась роль сциентизма и одновременно была сделана ставка на эмпирические исследования, что тоже немало "прибавило" к ее авторитету в обществознании. В России, в отличие от Запада, наряду с государственной имела место обширная, фундированная земская статистика, проводимая народнической интеллигенцией. К началу века ее обобщением занимались многочисленные журналы, научные общества, частные лица. Вместе с фигурой социолога-теоретика появляется фигура социолога-эмпирика. Социология вставала "на собственные ноги", претендуя на свою значимость для всего обществознания. Выходившие фундаментальные труды по теории социологии ориентировали на приложение ее методов и законов, главным из которых по-прежнему считался закон поступательного развития, к области общественных наук в целом, и к философии истории, в частности. Философия истории и социология продолжали развиваться в тесном единстве. Более того, как оценивал ситуацию Радлов, "сама философия истории постепенно превращается в социологию и подпадает под влияние позитивизма" . Наиболее последовательным выразителем этой связи, активным защитником и проводником социологического направления в философии истории был Николай Иванович Кареев (1858 - 1931), имевший к этому времени известность как философ, социолог и историк.

Н. И. Кареев родился в небогатой, но родовитой дворянской семье. В 1873 году закончил историко-филологический факультет Московского университета, где его учителями были С.М. Соловьев и В.Е. Герье. В 1879 году он защитил магистерскую диссертацию "Крестьянский вопрос во Франции в последней четверти ХYIII в., а в 1881 г. опубликовал ее, приобретя широкую известность по аграрной истории Франции. В 1883 году Кареев защитил докторскую диссертацию по теме "Основные вопросы философии истории", которая принесла ему признание как видного специалиста в области историософии. По философским взглядам Кареев был позитивистом, испытавшим достаточно сильное влияние неокантианства, в частности, Риккерта. В 1874-89 гг. был профессором Варшавского Университета. С 1879 по 1899 гг. преподавал в Московском Университете, из которого был уволен в связи со студенческими волнениями. Придерживался либеральной ориентации. Во время революции 1905-1907 гг. вступил в ряды кадетской партии и одно время являлся председателем петербургской организации партии кадетов, рассматривая свое членство в партии как "профессорское участие в политике"; от партии кадетов был членом I Государственной Думы. С 1910 года - член-корр. Российской Академии Наук. После 1917 года продолжал активную научную и педагогическую деятельность. В 1924-25 гг. опубликовал 3-х томную работу "Историки французской революции". Незадолго до смерти (1929 г.) стал почетным академиком АН СССР.

Основные сочинения Н.И. Кареева: Основные вопросы философии истории; Критика историософических идей и опыт научной теории исторического прогресса; Моим критикам. Защита книги "Основные вопросы философии истории”; Сущность исторического процесса и роль личности в истории; Введение в изучение социологии; Историко-философские и социологические этюды; Историология. Теория исторического процесса.

Н.И. Кареев был убежденным защитником связи философии истории и социологии как двух взаимодополняющих наук. Законы общества как социального организма, считал он, определяют движение человеческой истории и находятся в компетенции социологии - вот почему социология является составной частью научной философии истории. Воссоздание хода истории с учетом ее законов спасает историческое знание от религиозно-мистического провиденциализма и от схоластики логического конструирования. В силу того, что исторические построения осуществляются на основе социологической "формулы прогресса", отражающей наши представления об общественном идеале, они предполагают известный домысел. Это с необходимостью, считал Кареев, обращает к философской рефлексии по поводу того, как возможно познание истории. У Кареева мы впервые в отечественной философии находим специальное изложение вопросов исторической эпистемологии, правда, с общесоциологических позиций.

Философия истории, считал он, играет ту же роль по отношению к истории, какую натурфилософия играет по отношению к природе: она домысливает недостающие связи, исходя из своих представлений о должном, основанных на знании общих законов развития. Но ее домысел не имеет ничего общего с попытками "выстроить план истории". Во-первых, в его основе лежат поиски смысла истории на основе учения о прогрессе, который вносит в нее некоторую упорядоченность; во-вторых, философское исследование исторической реальности, с точки зрения ее соответствия "должному", переводит понятие общества "как оно есть" в иную модальность - "каким оно должно быть"; в-третьих, обращение к общественному идеалу легитимирует право суда над совершившимся.

В силу этого философия истории, заключает Кареев, предполагает субъективное отношение исследователя к истории.

"Философия истории есть изображение истории с точки зрения гипотезы, что у жизни человечества должны быть только одна разумная цель, одна разумная последовательность в ее достижении, одна общая всем людям основа этой последовательности" .

К решению такой задачи можно относиться научно и ненаучно: ненаучное отношение - это умозрительное, связанное с попытками схоластического построения хода истории с целью открытия в ней идеального процесса развития "сущности вещей". Научная философия истории, исходит из идеи прогресса; она "не построяет" ее хода, а берет его таким, каким нам дает его наука, но только оценивает его с точки зрения некоторой умозрительной формулы. Иными словами, "научная философия истории ищет смысл истории, но не как ее сверхчувственную сущность, а как значение ее перемен для человечества" .

Таким образом, формула прогресса, с которой у Кареева связан необходимый исследователю философский домысел, есть "мерка" (не более!), которую он "прикладывает" к действительной истории, имея в виду возможности развития общества и личности. Это некоторое "одеяние", скроенное из опыта, которое он примеряет, чтобы понять связь прошлого, настоящего и будущего. Но, именно "мерка", а не план, заданный априори, определяющий, как следует развертываться истории во времени и пространстве. Историософская модель действительности по формуле прогресса - это только "гипотетическое построение его законов, основанное на внесении в научное исследование духовной и общественной эволюции - объединяющего принципа разумной цели, к которой должна стремиться эта эволюция" .

Предваряя возможные обвинения в субъективизме, Кареев обосновывал их неправомерность серией рассуждений о субъективизме "законном" и "произвольно-случайном". Со вторым он себя вообще не связывал, а о первом писал: "Законный субъективизм, чуждый всякого пристрастия и всякой односторонности, сводится к субъективному отношению историка, как человеческой личности, к человечеству, как совокупности таких личностей" . Он не имеет ничего общего с "метафизическим творчеством" и с пристрастностью исследователя, продиктованной его принадлежностью к определенной партии, социальной группе, классу, нации и т.п.; но необходим в социальном познании, в философском осмыслении истории в качестве некоторого "объединяющего принципа".

"Узнать a priori реальные факты истории, ее настоящий ход, все ее действительное содержание - невозможно, но вполне возможно отнестись ко всему этому с априорной точки зрения, подойти ко всему этому с априорной руководящей идеей, внести в знание всего этого априорный объединяющий принцип" .

Таким априорным объединяющим принципом Кареев считал идеал общественной и личной жизни.

Здесь необходимо отметить еще один момент его концепции: верховным принципом философии истории для Кареева является человеческая личность. "Историософия естественно становится на антропологическую точку зрения, ибо и на самом деле человек - центр мира истории, через которого и для которого происходит все, совершающееся в истории" . В обосновании этой идеи Кареев очевидно тяготеет к субъективному методу Михайловского, влияние которого он и не отрицал. Если философия истории есть применение к судьбам человечества идеи прогресса, то и "смысл истории" означает не что иное как значимость ее для человека и человечества. Мир сам по себе неразумен, но личность, его познающая, разумна и потому имеет право морального суда над историей; не человек существует для истории, а история - для человека. Провожая в общую гробницу вечности ушедшие и уходящие поколения, философия истории выражает достигнутый человечеством к этому моменту уровень самосознания, уровень его науки, философии, искусства, поскольку дух, творящий историю, есть тот же, который стремится ее понять с высоты идеала, содержание которого в каждую эпоху и для каждого народа определяет философия истории.

Субъективизм для Кареева, таким образом, означает встать на общечеловеческую точку зрения; когда исследователь чувствует себя человеком, а не членом какой-то партии, нации или государства, тогда происходит "освобождение" его как познающего субъекта от " случайных определений", стесняющих научное познание. Ученый должен оставить за порогом исследования свои идеалы как человека определенной профессии, национальности, вероисповедания, но должен постоянно чувствовать свою принадлежность к человечеству. Это та граница, дальше которой освободиться от субъективного момента в историческом познании невозможно, да и ненужно. Личность может сбросить с себя груз принадлежности к тому или иному союзу, сообществу индивидов, освободиться от давления той социальной роли, которую она играет в обществе, но она не может освободить себя от принадлежности к человеческому роду. Защищая такой субъективизм, Кареев выступал, с одной стороны, против "эмпирического объективизма" историков, а с другой стороны, против переноса на историю объективизма естествоиспытателей.

Итак, интерес к принципам философского анализа исторической реальности актуализировал проблематику исторической эпистемологии. Поворот к ней выражал в целом общую логику развития философии истории, выявившуюся к этому времени в западноевропейской философской мысли. Специфика подхода к этой проблеме в русской философии истории, в частности разработка ее Кареевым, состояла в том, что этот интерес был спровоцирован обращением к социологически интерпретированной идее прогресса. Поэтому речь шла по сути дела о "социологическом варианте" исторической эпистемологии.

Обосновывая правомерность такого подхода, Кареев актуализирует понятие историософии. Заметим, что этот термин с середины XIX века чаще всего использовался для обозначения гегелевской философии истории, а также спекулятивной теоретической истории вообще. В русской философской мысли он, как правило, употреблялся в значении философии истории. Кареев закрепляет за ним особый смысл, непосредственно связанный с его пониманием связи философии и социологии. С этой целью он разводит понятия "философия истории" и "историософия".

Философия истории есть философское обозрение прошлых судеб человечества , связанное с поисками смысла действительной истории; историософия - это философская теория исторического знания и исторического процесса в целом, это "общее подготовление философии истории", "общие принципы философствования в истории".

"Философией истории, - писал Кареев, - я называю историю человечества с философской точки зрения, а философскую теорию исторического знания и исторического процесса, отвлеченно взятого, называю историософией: она должна заимствовать свои учения из философии (самые общие воззрения), из историки, т.е. исторического знания (методы) и из психологии и социологии (законы духовной и общественной жизни), чтобы быть теорией философии истории, системой ее общих идей и принципов, какие необходимы при занятии всякой наукой" .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории 4 вопросы
По богатству принесенных им плодов период этот имеет мало параллелей в истории русской культуры
Философ материалист николай представитель
В истории русской философской мысли он сыграл роль своего рода связующего звена между поколениями сороковых
Философ

сайт копирайтеров Евгений