Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Страхов Н.Н. Жизнь и труды Н.Я. Данилевского // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.,1889.

Янов А.Л. Трагедия великого мыслителя // Вопр. филос. 1992, № 2.

Социальные перемены 60 - 70-х годов поставили российское общество и его интеллигенцию в новую ситуацию: рухнул основной оплот самодержавия - крепостничество, проведен ряд демократических реформ (судебная, земская, городская, образовательная, военная). Однако самодержавие, решительно повернувшее от либерализма к реакции, казалось обрело второе дыхание. Новый смысл обрел вопрос "Что делать?", поставленный Н.Г. Чернышевским

Один из ответов на него давала теория прогресса. С ней идентифицировала себя радикально настроенная молодежь народнического лагеря: в ней она нашла для себя не только искомую "формулу прогресса", но и некоторые ответы на вопрос о стратегии и тактике своего движения. Так, "Исторические письма" (1870) П.Л. Лаврова стали, по выражению Зеньковского, своего рода Евангелием народнической молодежи. Мировоззренческой основой нового направления стал модный в то время европейский позитивизм, "замешанный" в России на нигилизме. Особенность познавательной ситуации была связана с обращением к социологии, которая становилась все более и более популярной. Социология понималась как наука об общих законах развития общества и в такой интерпретации нередко толковалась в качестве "философии истории на научной почве" (А.П. Щапов). В 70-е годы не только философы, но и историки (В.Е. Герье, Н.И. Кареев, В.О. Ключевский, который даже говорил о новой дисциплине - "исторической социологии"), юристы (М.М. Ковалевский) стали настаивать на внесении "социологической точки зрения" в свою профессиональную сферу.

К этому времени исследовательский интерес переключился на общественные процессы, взаимосвязи и взаимодействия различных сторон жизни. Этот усложненный взгляд на общество - соответственно и на его историю - связывался с социологией, обращающей исследователя к научному анализу общественной динамики и статики, с одной стороны, и к человеческой цивилизации в целом, с другой стороны. Социология претендовала на роль междисциплинарной науки. Проводниками социологического подхода в философии истории стали Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900) и Николай Константинович Михайловский (1842 - 1904). Им принадлежит заслуга разработки в его рамках теории прогресса как исходной идеи философско-исторического моделирования.

П. Л. Лавров родился в помещичьей семье в селе Мелихово Псковской губернии. В 1842 году закончил Михайловское артиллерийское училище, с 1846 года - профессор математики Петербургской академии. В начале 40-х годов сблизился с революционными демократами, вступил в тайное общество "Земля и Воля". Свое собственное мировоззрение Лавров определял как антропологизм, считая человека "основной точкой философских построений". В 1861 году издал книгу "Очерки вопросов практической философии. Личность", которая послужила поводом к появлению известной статьи Н.Г. Чернышевского "Антропологический принцип в философии". В 1866 г. Лавров был арестован в связи с покушением Каракозова на Александра II (хотя и не имел к этому никакого отношения) и сослан в Вологодскую губернию. Здесь он пишет (под псевдонимом Миртов) свои "Исторические письма", принесшие ему всеобщую известность. В 1870 году Лавров бежал за границу, где провел все последующие годы своей жизни; с 1873 г. издает журнал "Вперед" и газету под тем же названием. Философско-исторические идеи Лаврова строго ориентированы на моральное сознание и потому не отделены четко от социологических вопросов. Умер и похоронен П.Л. Лавров в Париже.

Основные сочинения П.Л. Лаврова: Очерки вопросов практической философии; Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли (псевд. Арнольди); Исторические письма; Социальная революция и задачи нравственности; Биография - исповедь.

Определяя круг вопросов философии истории, Лавров писал: "Вопрос преимущественно идет об установлении теории прогресса как философского смысла истории" . Несколько схематизируя основные теоретические посылки Лаврова, предложенную им "формулу прогресса" можно представить следующими принципами: 1) предпосылкой любого позитивного знания и положительного действия является мыслящая личность; 2) все, что не противоречит правилам логики в нашем познании, является реальным бытием и развивается естественным образом; 3) наше сознание не дает основания судить, является ли оно продуктом этого реального бытия или, напротив, бытие есть продукт нашего сознания; 4) человек в своем сознании и поведении должен мыслить и поступать как свободная личность, решительно отметая все то, что препятствует его свободе. И как вывод тезис: реально только то, в чем человеку дано действовать в соответствии со своими идеалами.

Из этих философско-методологических принципов-посылок и вытекает историософская концепция Лаврова. Ее исходное утверждение: человек есть субъект познания и субъект исторической деятельности. Но если в природе его действия ограничены объективными законами, то в истории он свободен в своем поведении, здесь он всегда преследует свои цели в соответствии с выработанным идеалом. История человечества начинается с появлением критического отношения к прошлому, с постановки идеальных целей и борьбы за их реализацию. Иными словами, сознание есть творческая сила истории, оно не обязано следовать "естественному ходу вещей". Его способность к критике истории раздвигает рамки необходимости.

Но над критически мыслящей личностью всегда тяготеет сознание, что ее свобода и сама способность заниматься творчеством и критически мыслить оплачена тяжелым и несвободным трудом огромного большинства этого общества. "Дорого заплатило человечество за то, чтобы несколько мыслителей в своем кабинете могли говорить о его прогрессе", - признает Лавров в "Исторических письмах" . И несколько дальше продолжает: "Я сниму с себя ответственность за кровавую цену своего развития, если употреблю это самое развитие на то, чтобы уменьшить зло в настоящем и будущем" . Стремление оплатить этот долг и создает нравственную сферу человека как свободной личности. Свободный человек не может мириться с естественным ходом вещей. Он ставит перед обществом цели свободного развития, требование условий, достойных человека, и добивается их осуществления даже ценой собственной жизни.

Таким образом, с постановки критически мыслящей личностью сознательных целей и организации усилий масс на достижение их и начинается история как движение человечества по пути прогресса. С этого момента человек из царства естественной необходимости переходит в царство возможности свободы. (В трактовке этой идеи бесспорно чувствуется влияние гегелевской концепции "критически мыслящих личностей" и антропологической философии Фейербаха.)

Для самого ученого приведенный ход рассуждений являлся логическим раскрытием нравственного императива, который Лавров определяет следующим образом:

"Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом" .

В разъяснение своей формулы прогресса Лавров выдвинул три сферы его проявления: 1) прогресс как процесс, который развивает в человечестве сознание истины и справедливости при помощи работы критической мысли индивидов применительно к культуре их времени; 2) прогресс как физическое, интеллектуальное, нравственное развитие индивидуумов, осуществляемое в социальных формах истины и справедливости; 3) прогресс как сознательное развитие солидарности на основе критического отношения индивидуумов к себе и к окружающей их действительности. Последнее является высшей формой прогресса. Сказанное делает понятным, почему формула прогресса Лаврова стала “альфой” и “омегой” самосознания радикальной части русской интеллигенции и в определенном смысле программным принципом революционной деятельности народовольцев.

Иную формулу прогресса развивал Н. К. Михайловский на страницах журнала "Русское богатство", ставшего легальным органом народнической интеллигенции.

Н.К. Михайловский родился в г. Мещовске Калужской губернии в семье чиновника, выходца из дворянской семьи. Окончил Петербургский институт горных инженеров, в годы учебы принимал участие в студенческих революционных волнениях. С 1868 года был ведущим сотрудником, а затем соредактором журнала "Отечественные записки". В 70-е годы Михайловский сблизился с народовольцами. С начала 90-х годов являлся соредактором журнала "Русское богатство", идейного выразителя легального народничества, участвовал в народовольческом печатном органе "Народная воля". На философские и социологические взгляды Михайловского сильное влияние оказали идеи Герцена, Лаврова, Прудона. В центре его философских и социологических построений стоит человек - целостная, гармоничная и свободная личность. В области литературной критики Михайловский продолжал традицию 60-х годов Чернышевского и Добролюбова, согласно которой литература должна служить обществу и выносить приговор общественным явлениям. Как публицист и мыслитель Михайловский пользовался большой популярностью, его идеи оказали огромное влияние на революционное движение в России.

Основные сочинения Н.К. Михайловского: Письма о правде и неправде; Борьба за индивидуальность; Записки профана; Что такое прогресс?

В области философии Михайловский, как и Лавров, считал себя позитивистом. Однако в философии истории у него заметнее и сильнее обозначился субъективный момент, связанный, с одной стороны, с признанием за каждым человеком способности влиять на исторические события, а с другой стороны, с обоснованием ценностно-оценочного подхода в исследовании, т.е. с дальнейшей разработкой субъективного метода. В соответствии с последним, научную истину, считал Михайловский, нельзя отделить от идеалов и ценностей познающей личности: знание разума неотделимо от нравственной правды.

Не отрицая законосообразности общественного развития, Михайловский акцентировал роль личности в истории, связывая ее с моральной позицией, с непокорностью человека ходу вещей, с осознанием им свободного выбора деятельности. Собственно, суть прогресса - это приближение истории к личности, живущей полной и всесторонней жизнью; в основе прогресса лежит развитие человека как "неделимого", т.е. гармоничного и свободного субъекта истории. Михайловский утверждал, что личность никогда не должна быть принесена в жертву, ибо она свята и неприкосновенна. Поэтому все усилия нашего ума должны быть направлены на то, чтобы “самым тщательным образом следить в каждом частном случае за ее судьбами и становиться на ту сторону, где она может восторжествовать" . Отстаивая эту идею, мыслитель, конечно же, видел, что пока природа и общественное развитие отнюдь не благоволят человеку, подчиняя его естественной и исторической необходимости. Поэтому каждому “человеку-профану” приходится вести постоянную и упорную борьбу за свою индивидуальность. В этой борьбе Михайловский оставлял приоритет за человеком, которого он считал "мерой всех вещей".

"Пусть общество прогрессирует, но поймите, что личность при этом регрессирует, - писал Михайловский в своей программной работе "Борьба за индивидуальность”. ...Общество самим процессом своего развития стремится раздробить личность, оставить ей какое-нибудь одно специальное отправление, а остальное раздать другим, превратить ее из индивида в орган". И что из того профану, или, как разъясняет сам автор, человеку по преимуществу, что кому-то достанется завидная судьба двигателя прогресса - критически мыслящей личности? "Мне дела нет до ее совершенства, - решительно заявляет Михайловский от лица профана, - я сам хочу совершенствоваться" .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Смысл истории становление бердяева как самостоятельного история бердяев
Бог повелел царю царствовати
Отрицая закономерности исторического процесса
Очерк истории русской философии
Русская философия историиnbsp философии русской

сайт копирайтеров Евгений