Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ми были срублены ливанские кедры, и « labris » — двой ной топор, символ власти с незапамятных времен, один из символов наиболее таинственной средиземно морской цивилизации — критской культуры.

25° — Рыцарь Медного змея. Еще раз мы видим в символике этой степени воздействие библейских преда ний на шотландский обряд.

В четвертой книге Чисел рассказывается о том, как Моисей вел народ от горы Ор путем Чермного моря, сделав медного змея и выставив его на знамя. «И, если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него (медного змея), останется жив» (21, 4—10). Такая вот своеобразная медицинская гомеопатия того времени.

Тем не менее символика этой степени шире, чем библейские предания. Терапевтическое прочтение симво ла змея не привилегия Библии. Достаточно упомянуть о благотворном действии древнеегипетского « Kneph » или о змеях, обитавших в храме Эскулапа.

26° — Князь Милосердия (или Сострадания) — вво дит нас в мир рыцарских традиций. Согласно Палу, данная степень уходит корнями в обряды рыцарских орденов средневековья: Ордена тринитариев (основанно го в 1198 г .) и Ордена Отцов Милосердия ( 1218 г .). Важ ная подробность: местопребыванием второго из упомяну тых орденов был собор Сен-Виктор в Марселе, где в одной из крипт до сих пор хранится икона «черной Девы», центральной фигуры алхимической традиции. Говорят, что она символизировала исходную материю во всех манипуляциях алхимиков 52 .

Титул Князь Милосердия известен и на Востоке: господином милосердия иногда называют Будду. Буд дистская школа «махаяна» полагает, что Будда, обретя просветление, отказался погрузиться тотчас в нирвану, дабы посвятить себя делу Великого Милосердия (со страдания) — на санскрите « mahakaruna »,— то есть делу просветления всех существ.

Степень Рыцаря Солнца, по мнению Меллора, соеди няет в себе христианскую и герметическую символику. Согласно другим авторам, данная степень отражает влияние мистерий Митры, выражающееся в ритуальной символизации семи « Amesha Spenta » — бессмертных свя тых персидской традиции, олицетворяемой присутствием семи масонов. Согласно другим источникам, речь идет о семи «философских» планетах, образующих солнечную

192

корону, то есть семь братьев вокруг председателя Совета во время заседания масонов этой степени 53 .

Получение степени Рыцаря Солнца, судя по всему, построено таким образом, чтобы посвященный привык видеть за покровом чувственных представлений образующую их духовную реальность, духовное Солнце, воспринимаемое как ценность в себе сквозь пелену космических газов, находящихся в стадии взрыва. Следует также напомнить, что Солнце является символом победы (ср. « sol invictus » древних римлян). Не случайно этот символ появляется в титуле шотландского обряда именно в тот момент, когда посвященный в эту степень готовится постичь цель, неизменно оказывающуюся, однако, за пределами досягаемости,— Верховную ини циацию.

На степени — Рыцарь Кадош (на древнееврейском «кадош» значит «святой») завершается основание шотландского обряда, так как последние три степени, адми нистративные степени, являются вершиной ритуального корпуса, и в их основание положены знания, полученные братьями в ходе предыдущих этапов масонского пути. Титулы и символика административных степеней чрезвычайно перегружены внешним блеском. Очевидно, та ким образом масонские братья, достигшие высших степеней, пытаются продемонстрировать достоинство и значи мость своего положения. Но и на этом высшем этапе, равно как и на всех предыдущих этапах масонского пути, титулы, символы, ритуалы являются сугубо интеллектуальными и эмоциональными знаками. В этом своем качестве они мало чем отличаются от других званий и ти тулов, построенных на основании универсальных архети пов. Так что нет ничего странного в том, что масонские звания и титулы отчасти или целиком совпадают с теми, которые приняты в обычной жизни. Таким образом, понятно, отчего в 33-й, и последней, степени шотланд ского обряда присутствует символ вполне императорской власти — орел, сжимающий в когтях меч с лентой, на которой начертан девиз « Deus meumque jus » («Бог мое право»). У. Порчатти связывает его непосредственно с Ричардом Львиное Сердце 54 .

Однако наряду с символами «власти» в белом масонст ве имеется также символика «познания». В той же 33-й степени мы обнаруживаем девятиконечную звезду, то есть геометрическую фигуру, составленную из трех пере плетенных равносторонних треугольников, содержащих

193

имя Великого Архитектора Вселенной, составленное из еврейских литер « Yod He Vau He », которыми посвящен ные Израиля обозначали имя божества, произносимое в строго оговоренных торжественных случаях. В обычной религиозной практике это имя заменяло слово « Adonai » или иносказательные обороты речи.

Можно было бы долго рассказывать о степени Рыцаря Кадош и его богатой обрядности, воспроизводящей исто рии тамплиеров и смерть на костре их великого магистра Жака де Моле.

Обычно эту степень называют степенью «вендетты», так как в основу ее положены слова де Моле, сказанные им, как гласит легенда, в пламени костра: « Nekanm , Adonai , Nekam » («Отмщения, Господи, отмщения»). Смысл поучения данной степени — поиск справедливо сти и борьба с духовным и светским деспотизмом. Напомним, что тамплиеры были уничтожены священным союзом папы и короля.

Таково внешнее, если так можно выразиться, обрам ление степени. Эзотерическое же поучение Рыцаря Ка дош, судя по всему, более возвышенно. Эта степень требует от масона переводить мысль в действие. Лучше сказать, возвращать мысль к деятельности, имея в виду тот факт, что начало инициационного пути в ордене и шотландском обряде, как помнит читатель, имеет отправ ной точкой символику ручного труда над неотесанным камнем. Достигнув ЗО-й степени обряда, вольный каменщик уже прошел этап гностической спекулятив ности, возвысил себя до восприятия мира идей. Теперь он подготовлен к тому, чтобы возвратиться в мир людей, с которым, по правде говоря, никогда не порывал; теперь он вооружен волей творить справедливость, геометри ческим пониманием пропорций, духом свободы и любви к истине, которые он приобрел в ходе свободного, вечного и подлежащего совершенствованию поиска.

Рыцарь Кадош возвращается в мир, чтобы символически «отомстить» за де Моле, то есть восстановить правосудие, попранное беззаконием, стать средоточием света справедливости. Действовать рыцарь должен в тишине и скромности, как бы под защитой мистического щита. Он не скажет ни слова, но будет при сем, чтобы никто не заподозрил, что и он из числа бесчестных демагогов. Отмщение зла есть преодоление зла. Одни называют его прощением, другие — уходом от мирской суеты, третьи же — правосудием, не пристрастной, но рациональной справедливостью, построенной на чувстве человечности.

Последняя фраза шотландского обряда получения степени — восхваление чувства долга, такое же как и в степени Тайного Мастера.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 12 масонство
Имеет пифагорейство в качестве пред шественника масонства
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 7 чувство
Две ко лонны масонского храма можно рассматривать как символ архетип рубежа

сайт копирайтеров Евгений