Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как бы там ни было, масонские ложи получили широкое распространение в армии, сражавшейся за неза висимость. Самой знаменитой была Американская союзная ложа, действовавшая в системе «старого» масонства. Наиболее активные члены этой ложи были почти все захвачены в плен и убиты англичанами. Только в 1778 г . эта ложа возобновила свою деятельность в Реддинге, штат Коннектикут |2 .

После обретения независимости американское масон ство в отдельных штатах сохранило свою организа ционную структуру, то есть такую структуру, которая сложилась еще в колониальный период. Однако Американская союзная ложа обратилась с петицией к Великой ложе Бостона учредить центральную масонскую орга-

106

низацию во главе с Джорджем Вашингтоном. Но возобла дал дух автономии, и Великие ложи штатов сохранили в неприкосновенности свой суверенитет 13 .

Жизнь американского масонства в XVIII в. протека ла без особых потрясений, если, конечно, не считать период революционной эпопеи. Иначе обстояло дело в XIX в.

Начиная с 1826 г . в связи с аферой Моргана злобная антимасонская кампания захлестнула Соединенные Штаты. Поводом к ее развертыванию послужило исчезновение и предполагаемое убийство, в действительности не подтвердившееся, Уильяма Моргана, который объявил о своем намерении опубликовать книгу, разоблачающую все «секреты масонства». В его смерти были обвинены масоны. Смерть, впрочем, бьиа легкой, если учесть, что Морган объявился живым и здоро вым в 1831 г . Необходимо, правда, сказать, что повод для провокации был дан самими масонами, небольшая груп па которых выступила на страницах провинциальной газеты с угрозами в адрес Моргана. С 1826 по 1838 г . американское масонство вступило в полосу глубокого кризиса и преследований. Дело дошло до того, что масоны и их семьи не имели больше права работать на государственной службе, в школах и религиозных общи нах 14 .

В период 40-х годов XIX в. и в последующие годы орден сумел восстановить свои силы и добиться успеха. Широкое распространение получил так называ емый Древний шотландский обряд. Самый знаменитый его представитель, генерал, языковед, эрудит и поэт Альберт Пайк, в течение долгих лет бывший верховным командором Южных штатов, внес основополагающий вклад в культуру масонства. Речь идет о его книге «Нравственность и догма» (1871), являющейся истолко- вательным трактатом «высших шотландских степе ней».

Постепенно на протяжении XIX в. на территории Соединенных Штатов начинают формироваться «сопутствующие» масонские организации, сыгравшие значительную роль в закреплении масонства в американской жизни. Так, в 1805 г . был создан первый «лагерь» рыцарей-тамплиеров. В 1850 г . появился орден «Звезда Востока», открытый для женщин. В 1870 г . благодаря ини циативе У. Флеминга был создан «Староарабский орден тайного храма» 15 .

107

Тем временем в Европе произошли важные события. Масонство постепенно распространилось повсюду. Прав да, сначала его распространение столкнулось с неко торыми трудностями. Начиная с 40-х годов XVIII в. наметилось значительное укрепление его численности. Улучшался и качественный состав лож. В 1773 г . была основана ложа Великий Восток Франции.

Колыбелью масонской жизни во Франции до револю ции 1789 г . являлась парижская ложа «Девяти Сестер», в которую входили наиболее выдающиеся представители культуры своего времени: Кондорсе, астроном Лаланд, скульптор Гудон. Во время своей дипломатической мис сии во Франции членом этой ложи был Б. Франклин. Незадолго до смерти в 1778 г . в ее члены был посвящен Вольтер.

Во французских ложах XVIII в. можно было встре тить кого угодно. Здесь бывали священнослужители, аристократы, буржуа, революционеры. Согласно законам математики, было бы невероятным, чтобы в этом множестве людей вдруг определилась какая-то общая линия по ведения перед лицом событий, которые грозовой тучей уже сгустились на политическом горизонте Франции. Так что тезис аббата Баррюэля, утверждавшего в своих «Памятных записках к истории якобинства» (1797), будто Французская революция была задумана и подготовлена каким-то масонским «секретным комитетом»,— тезис, нашедший сторонников среди масонских кругов,— следует считать фальшивкой.

Вольные каменщики были как в стане революционе ров, так и в стане контрреволюционеров. Господст вующей мыслью среди французских братьев-масонов было провести конституционную реформу, которая бы преградила путь насилию 16 . На крайних позициях стояли такие масоны, как Дантон и Марат, с одной стороны, и Местр и Тассен — с другой. Тассен — один из руково дителей Великого Востока Франции, члены которого бы ли гильотинированы.

Между распространением масонских идеалов и Фран цузской революцией 1789 г . можно усмотреть разве что связь во времени, но отнюдь не причинную связь. То же, что было сказано нами в отношении Амери канской революции.

Кроме того, архивы французского масонства сви детельствуют, что единство отнюдь не царило в ложах революционного периода. Так, например, речь, содержав-

108

шая призыв к Генеральным штатам, произнесенная в 1789 г . на заседании ложи «Союз друзей», вызвала оживленную и ожесточенную полемику. Официально выступление было осуждено как «немасонское», так как расходилось с целями организации 17 .

В символике Французской революции немало знаков масонства: ватерпас, око в треугольнике, арка. Даже сама трехцветная кокарда, придуманная масоном Лафайетом, казалось бы, указывает на масонские цвета: первые три степени ордена — «голубые», степени с 4-й по 18-ю шотландского обряда — «красные», степени с 31-й по 33-ю — «белые». И тем не менее маловероятно, что такая аналогия могла бы реально существовать, а не быть простым историческим совпадением. (Высшие сте пени, как известно, еще не были окончательно опре делены в тот грозный 1789 г . |8 )

Французская масонская жизнь была нарушена рево люционным периодом. Ее возобновление в наполеонов скую эпоху давалось с немалым трудом, как бы подтверж дая тот факт, что идеалы свободы, равенства и брат ства, которые составляли подлинную атмосферу масонских храмов, так и не были соответствующим образом перенесены, а быть может, и не могут быть перене сены в мир «светской жизни». Вероятно, прав был Ан дерсон, когда в «Книге уставов», написанной в 1723 г ., предупреждал, что масонское братство «всегда процве тало в эпоху мира» 19 . Скорее всего, между великими демократическими идеями Вольтера и взятием Бастилии не было такой безусловной причинно-следственной свя зи, какую многие пожелали увидеть.

Французская революция несет на себе масонский от печаток только в том, что касается ее общих инфор мационных принципов, но отнюдь не в ее политической действительности.

Не подлежит сомнению, что терпимость в отношении религиозных мнений, провозглашаемая в Декларации прав человека 1789 г . и опровергнутая самим ходом революционных событий, характерна и для масонского мировоззрения. Точно так же масонскими или «англий скими» были требования соблюдать неприкосновенность личности и законность, которые, хотя и не всегда за фиксированы в виде отдельных постулатов, представляют собой неотъемлемую часть духовности масонского братства. Не являются прерогативой масонства, как обычно полагают, ни определенный антиклерикализм в

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 10 образом
Свойственных образному восприятию человека материи человек
Которую можно добыть благодаря последовательным дистиляциям символа
Гамберини вышла книга тысяча лиц масонства
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 2 медитации

сайт копирайтеров Евгений