Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Неслучайно и кастрация в византийской традиции часто рассматривалась как знак добровольного или вынужденного отказа от претензий на власть. Так, рассказывая о паракимомене Василии, приближенном Василия II, Михаил Пселл отмечал: «С отцом Василия и Константина у него был общий родитель, но разные матери. Из-за этого его уже в раннем детстве оскопили, чтобы сын сожительницы при наследовании престола не получил преимущества перед законными детьми»[126].

Обычай наказывать узурпаторов власти «прогулкой на осле», символизирующей преступные сексуальные притязания, из византийской практики был быстро заимствован европейскими правителями самого разного уровня. В 998 г. по приказу папы Григория V похожим образом расправились с антипапой Иоанном XVI. Ему отрезали уши, нос и язык, выкололи глаза и провезли на осле в вывернутых наизнанку одеждах, посадив задом наперед[127]. В XI в., подавив восстание Георгия Маниака, Константин IX Мономах устроил триумф в честь победы, приказав прогнать мятежников (чей глава погиб в сражении) «не в строю и не в пристойном виде, но… на ослах, задом наперед, с обритыми головами, с кучей срамной дряни вокруг шеи»[128]. В 1121 г. антипапа Григорий VIII был схвачен папой Каликстом II, посажен задом наперед на верблюда и пущен по улицам города с обязательным условием держаться руками за хвост животного вместо поводьев[129]. В 1161 г. весьма недружелюбно настроенные жители Милана похожим якобы образом встретили Беатрису, супругу императора Фридриха Барбароссы. Она «была сначала заключена в тюрьму, а затем с ней поступили самым варварским образом. Они усадили ее на мула лицом к хвосту, велев держаться за него как за поводья, и возили в таком виде по всему городу, а затем отвели к воротам и вышвырнули прочь. Дабы наказать [миланцев] за содеянное, император осадил и захватил город и приговорил его жителей к смерти, за исключением тех, кто смог принесли следующий выкуп. Резвому мулу сзади между ягодиц прикрепили связку фиг, и каждый, кто желал остаться в живых, со связанными за спиной руками должен был бежать за мулом и зубами срывать эти фиги. Это условие, несмотря на страх получить удар копытом, было многими принято и исполнено»[130].

Еще в XVI в. «прогулка на осле» использовалась европейскими правителями в сугубо политических целях. Например, шведский король Густав Ваза в 1526 г. наказал подобным образом двух предателей, Педера Суннанвадера и Мастера Кнута. А в 1566 г. его сын, Эрик XIV, посадил на осла Нильса Стире, заподозрив его в измене[131]. В своей «Истории Англии», созданной в конце XVI в., Ричард Грефтон обыгрывал образ «ослиного зада» применительно к Жанне д’Арк, пытавшейся завладеть Парижем. Благодаря мужеству английских войск, атака французов окончилась ничем, а их предводительница «была сброшена на самое дно городского рва, где она лежала под задом ослицы, пока ее, всю покрытую грязью и отбросами, не вынес оттуда слуга герцога Алансонского»[132]. Таково было справедливое наказание для «ведьмы» Карла VII, незаконно, с точки зрения автора хроники, претендовавшего на столицу королевства.

Возможно, что именно через понимание союза государя с его страной (или священника с его церковью) как символического брака, нарушение основ которого воспринималось как сексуальное насилие, «прогулка на осле» из наказания за политическое преступление трансформировалась в наказание за самый обычный адюльтер.

Однако, как мне представляется, наравне с использованием образа осла в политической и правовой культуре древности и средневековья, не стоит забывать и о том выдающемся месте, которое его фигура занимала в культуре смеховой, комической, карнавальной, также в первую очередь связанной с – пусть временным – попранием всех и всяческих церковных норм, религиозной и светской власти в целом.

***

Будучи изначально связанным с христианским культом, как с фигурой Девы Марии, так и с фигурой самого Христа, осел (и/или ослица) весьма почитались в средневековой Европе. В Вероне в церкви Богородицы стояла статуя осла, внутри которой, согласно преданию, хранились останки того самого осла (ослицы), на котором Христос въезжал в Иерусалим (Ил. 5). Эту «богородицу-ослицу» несколько раз в год выносили из храма, и четыре монаха, одетые в архиерейские одежды, обходили с нею город. Во Франции повсеместно большим почетом пользовалась св.Аньес (св.Ослица)[133]. Однако эти же самые темы из года в год возникали на городских карнавалах по всей Европе, что позволяло О.М.Фрейденберг говорить о параллельном заимствовании античной темы осла в христианском культе и в карнавальной культуре[134].

Собственно, уже в Византии символика осла обыгрывалась не только в серьезном, но и в комическом ключе. Например, в 600 г. во время брумалий по Константинополю водили осла, на которого был усажен пародийный двойник императора Маврикия в венце из чесночных стеблей. Сопровождавшая его свита распевала песню, высмеивавшую частную жизнь правителя[135]. При императоре Михаиле III (IX в.) придворный шут Грилл пародировал патриарха, разъезжая по улицам города на белом осле. Сам василевс и его приближенные в одеждах архиепископов принимали участие в этом развлечении[136]. И даже когда речь шла о поругании преступника, судьи не обходилось порой без участия мимов, как в случае с узурпатором Иоанном в 426 г.[137]

Что же касается западноевропейской традиции, то для нас интерес, в частности, представляет справлявшийся во время Кёльнского фастнахта специальный «праздник субдиаконов», во время которого избирался шутовской папа или шутовской епископ. Его усаживали на осла и в сопровождении какого-нибудь чина из низшего духовенства провожали в церковь, где в его честь звучала хвалебная песнь и отправлялось богослужение[138]. (Ил. 6) Можно вспомнить и хорошо известные исследователям «ослиные праздники», во время которых животное, покрытое золотым покрывалом, водили по улицам города, а затем вели в храм, где производили над ним торжественное богослужение. Обыгрывая таким образом сцену въезда в Иерусалим, все верховное и низшее духовенство принимало участие в празднике, пело славословия ослу и подражало ослиному реву[139]. То же происходило, когда «представляли» сцену бегства Марии в Египет (Ил. 7). Тогда на осла сажали роскошно одетую девушку с ребенком на руках (нередко эту роль могла исполнять и какая-нибудь местная проститутка), которую также возили по улицам и в честь которой служили литургию, блея по-ослиному[140].

Именно в таких праздниках, как и в целом на карнавале сексуальная составляющая образа осла выходила на поверхность[141]. Проститутка на осле в образе Богоматери была только одним из свидетельств такого прочтения античной темы. Не менее интересным, с данной точки зрения, представляется и образ шута – практически главного действующего лица любого карнавала.

Шут фигурировал на празднике в желто-красном костюме ми-парти (похожем на платья, которые обычно носили средневековые проститутки) или в сером костюме, имитирующем ослиную шкуру[142], и обязательно в шапочке, украшенной ослиными ушами. (Ил. 8) Похотливость, свойственная – или приписываемая – ослу всячески обыгрывалась и в поведении шута: то «королева» карнавала вела осла-шута на веревке, а он ее развлекал[143]; то он сам приставал к женщинам и девушкам на улицах, обнимая их и хватая за грудь[144]. (Ил. 9) На картине И.Босха «Семь смертных грехов» именно шут был изображен у входа в шатер, где разыгрывались сценки, символизирующие грех разврата (luxuria). (Ил. 10) Таким образом связь шута-осла с сексуальной стороной жизни, а также с сексуальным насилием не ставилась под сомнение средневековой карнавальной культурой.

Через эту культуру, как представляется, параллельно с культурой политической, также могло происходить заимствование интересующего нас вида наказания. И осел занимал в этом процессе весьма почетное место.

***

Вернемся, однако, к нашим главным героям - униженным и оскорбленным в зале суда. Конфликтные ситуации, рассмотренные выше, дают, как мне кажется, более точное представление о понимании мужской чести и мужского достоинства в средние века. Кроме того они позволяют говорить о некоторых, вполне определенных региональных различиях в системе европейского судопроизводства в XIII-XV вв.

Нет сомнения, что в средневековом обществе с сексуальной сферой связывались в первую очередь представления о репутации женщин. Однако, как я попыталась показать, в некоторых, совершенно конкретных ситуациях морально-нравственные коннотации оказывались важны и для определения того, что есть честь и достоинство мужчины. Сексуальное поведение женщин самым непосредственным образом влияло на репутацию их ближайших родственников. Такое восприятие женщины – «распутницы» и «проститутки» - фактом своей измены унижающей прежде всего собственного мужа (брата, отца или даже отчима), было, вероятно, в опосредованном виде заимствовано из греческого полисного права, где являлось доминирующим.

Оттуда же, как представляется, в средневековое европейское судопроизводство пришло понимание того, насколько недостойное сексуальное поведение самого мужчины может повлиять на его репутацию. Система наказаний за адюльтер, существовавшая в греческой и византийской правовых традициях и распространившаяся затем по всему средиземноморскому региону, совершенно недвусмысленно увязывала мужскую честь и мужское достоинство с сексуальной сферой и половой идентичностью человека. Любое из рассмотренных выше наказаний – будь то кастрация, «бег» или «прогулка на осле» - рассматривалось современниками прежде всего как жест унижения достоинства виновного. Таким образом в средневековом судопроизводстве оказывался воспринят не только греческий принцип назначения наказания, но и символический смысл последнего: унижение мужчины через уподобление его женщине и последующее исключение его из общества.

И все же – при сохранении общей основной тенденции – европейская судебная практика оказалась различной. Если в Италии основное внимание в плане диффамационного эффекта, уделялось кастрации, во Франции предпочтение отдавалось «бегу» по улицам города любовника неверной женщины и «прогулке на осле» ее обманутого мужа. Несшие практически идентичное наказание мужчины здесь в некотором смысле уподоблялись друг другу, ибо оба признавались окружающими виновными в том, что допустили подобное преступление. Отныне они не могли считаться достойными членами общества, устои которого подвергли угрозе. Они переставали быть собственно мужчинами, претерпевая символическую смерть[145], во многом оказывавшуюся значительно более эффективным наказанием, нежели смерть реальная.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Gauvard C. Honneur de femme et femme d’honneur en France a la fin du Moyen Age // Francia. Forschungen zur Westeuropaischen Geschichte. 2001. T. 28. N 1. P. 159-191.

[2] Archives nationales de France (далее – AN). Serie JJ – Registres du Tresor des Chartes. JJ 120, N 33 (1381 г.). Письмо о помиловании было дано Жирару и Ламбену Марвалям, смертельно ранившим в стычке Симона Шартье, оскорбившего их сестру и не пожелавшего взять свои слова обратно.

[3] “…doubtant le deshonneur, vitupere et corrumpement de la virginite de son corps et estre deshonoree ou morte”. – AN. JJ 127, N 91b (июнь 1385 г.).

[4] “…pour doubte de estre villennee de son corps et violee…et pour celle cause, ledit Brunet perseverant en son mal propos et dampnable, convoitant soustraire la fleur de virginalite d’icelle Perrote…le batist et injuriast moult durement de grans buffes”. – Ibidem.

[5] По подсчетам Клод Говар, дела о сексуальном насилии над женщинами упоминаются примерно в 3% писем о помиловании и всего в 1% приговоров Парижского парламента (Gauvard C. Op. cit. P. 166).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Касавшейся преимущественно женщин
Принятых в византии в отношении преступлений на сексуальной почве
Перевод а благодарна указание

сайт копирайтеров Евгений