Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

закон , требующий согласованности действий каждого отдельного человека и общества , един . Будь это по - иному , не могло бы быть и речи о принципе , который мы рассматриваем . Но коль скоро реальность такова , коль скоро в профессиональную общность журналистов приходят люди разной степени моральности , принцип этот очень важен . Он способен стимулировать моральное и культурное развитие каждого отдельного члена общности , улучшая , оздоравливая тем самым ее профессионально - нравственный климат . Конечно , это не может служить абсолютной страховкой от превращения понятия « этическая Журналистика » в оксюморон , но в некоторой степени помогает разрешать противоречия , возникающие между требованиями общей морали и состоянием профессионально - нравственной атмосферы журналистской среды . В результате создается возможность для укрепления авторитета журналистики в обществе , для расширения области позитивных последствий ее деятельности .

Ориентировать журналистов на соблюдение этого принципа сегодня — задача очень существенная . Ведь в период бурного развития информационного рынка , непрерывного возникновения все новых средств массовой информации и стремительного совершенствования электронной техники журналистский корпус интенсивно пополняется людьми из самых разных отраслей деятельности . Для многих из них профессионально - нравственные ценности журналистики — вовсе не факт , а представление о свободе творчества не имеет ничего общего с грамотным профессиональным представлением . А ведь самой надежной гарантией от вольного или невольного произвола может быть именно высокий уровень человеческой порядочности и культуры журналиста .

Принцип четвертый:

выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость,

а при необходимости— мужество.

Этот принцип тесно связан с предыдущим . По сути дела , он является детализацией третьего принципа , но детализацией особого рода . Заключенные в нем предписания восходят непосредственно к предписаниям трудовой морали . А трудовая мораль , как мы помним , представляет собой особый блок моральной установки , возникший для того , чтобы закрепить в поведении человека , независимо от его места в социуме ( независимо от профессии !), добросовестное отношение к труду . Так проявила себя в ходе общественного развития необходимость гарантировать бесперебойное поступление в фонды общества качественных жизненно важных продуктов , обеспечивая выживание человека и общества . Профессиональная мораль журналистской общности призвана ориентировать своих членов на такое отношение к постулатам трудовой морали , при котором не должно даже возникать вопросов по поводу качества журналистской продукции . Однако они , увы , возникают .

Раньше местное телевидение было менее популярно , но более профессионально . Выстроенный кадр , нормальный свет в студии , хорошо одетый ведущий . Кому теперь это нужно ? — размышляла в беседе с корреспондентом журнала « Журналист » одна из звезд нашего телеэкрана ... — Когда - то говорили : « Энтузиазм уже ушел , а профессионализм еще не появился ». Молодые мальчики и девочки приходят на телевидение , чтобы их узнавали . И за деньгами , конечно . Но того и другого можно добиться на любительской камере , ничего не продумывая заранее . Девчонки с канала « Волга » называют альтиста Башмета на Сахаровском фестивале скрипачом , причем изо дня в день . Все им кажется так легко . Действительно , нажал на кнопку — получил картинку . Подсунул микрофон — получил интервью . Гостям говорят : сами напишите вопросы . И вот ты уже на

экране , тебя узнают на улицах , ты — звезда . Зачем писать сценарий ? Зачем какой - то кадр , который надо выстраивать ? 166 .

В данных наблюдениях отразились настолько характерные приметы сегодняшних « телебуден », что однажды , когда я прочла приведенный отрывок на журналистском семинаре , ситуацию приняли за свою представители трех приволжских городов !

А прямой эфир на радио иной раз и вовсе похож на « балдежный » разговор двух не вполне трезвых балагуров , позволяющих себе без обиняков обсуждать свои и чужие интимные привычки . И пусть бы себе обсуждали , если бы это был просто « телефонный треп для двоих ». Но это — передачи для массовой аудитории , продукт , предлагаемый слушателям в качестве результата работы\

Заметно снизилась тщательность и в деятельности газетчиков . Это проявляется даже в количестве опечаток , « оседающих » на газетных страницах . Но что опечатки по сравнению с историями , вокруг которых разгораются судебные страсти именно из - за того , что журналист позволил себе быть небрежным . То не проверил введения , которые принесла молва ; то не продумал , как лучше проаргументировать свою позицию ; то не дал себе труда поискать слово , которое не оскорбляло бы персонажей публикации .

Показательна в этом смысле судебная тяжба между прокурором Архангельской области и автором статьи « Ну - ка , отними !», опубликованной в « Криминальной хронике » 167 . Справедливый по своей сути материал был не особенно тщательно подготовлен ( автор выслушал только одну из конфликтующих сторон ) и написан с « эмоциональными перехлестами » ( упомянутый прокурор и взятая им под защиту сотрудница прокуратуры были без достаточных оснований названы « настоящими грабителями »). Кончилось тем , что Тверской суд Москвы принял решение обязать редакцию опубликовать опровержение и взыскать с редакции в пользу истца более чем кругленькую сумму ...

Разумеется , немало в практике наших СМИ и примеров противоположного свойства . Они говорят о том , что мастера эфира и пера не чужды добродетелей , благодаря чему массовые информационные потоки постоянно пополняются текстами , позволяющими журналистике справляться со своей ролью . И это относится не только к тем , кто ведет репортажи из « горячих точек » или с мест чрезвычайных происшествий . Люди , которые просто не умеют делать дело спустя рукава , по счастью , есть в самых разных подразделениях журналистского « цеха ». Важно , чтобы именно они « определяли погоду » в средствах массовой информации . В сущности , именно на это и должен ориентировать журналистскую общность четвертый принцип .

Подчеркнем еще раз : особенностью профессионально - нравственных принципов является их универсальный характер . Работает ли журналист с источниками информации , выходит ли на контакт с действующими лицами будущих публикаций , обращается ли к аудитории , взаимодействует ли с представителями власти или коллегами — во всех таких случаях он ( если считается достойным профессионалом ) сознательно или бессознательно опирается на рассмотренные принципы . Это профессиональные нравственные заповеди , следуя которым никогда не потеряешь чувства ответственности , не уронишь своего профессионального достоинства , не запятнаешь чести , словом , будешь жить в ладу с совестью .

Но профессионально - нравственные принципы — не приказ командира , а именно заповеди . Журналисты делятся на тех , кто им следует , и тех , кто ими пренебрегает . И если профессиональная среда лояльна к последним , если она не кипит возмущением , когда сталкивается с наплевательским отношением к принципам , значит , она больна , и причем серьезно : потеря ориентиров грозит « дорогой в никуда ». Слава Богу , в нашем

журналистском корпусе начинают появляться признаки выздоровления . Обнадеживает в этом смысле и факт создания Большого жюри при Союзе журналистов России , уже рассмотревшего в 1999 г . несколько конфликтных ситуаций , вызываемых неблагополучием в сфере профессионально - нравственных отношений .

Часть вторая. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ

Глава VI. «НОРМЫ - ВСЕ РАВНО ЧТО ЦЕНЗУРА!»

Закончив систематизировать профессионально-этические положения, извлеченные из прочитанных кодексов, я попросила коллегу-газетчика посмотреть результаты работы. Было важно выяснить, легко ли улавливаются различия между тремя группами представлений, образующих основную часть профессионально-нравственного сознания журналиста. Он взял листочки, вчитался, подумал. Потом стал уточнять:

— Выходит, профессионально-нравственные категории — это представления, которые задают журналисту систему основных психологических установок на деятельность, определяют профессиональную позицию? Пожалуй, да...

Принципы... Имеется в виду другой ряд представлений — те, что определяют главные, универсальные для профессии правила поведения. Они вроде бы указывают на условия, при которых журналист всегда будет на высоте. Допустим!

А вот третья группа... Не обижайся, но я сразу тебе скажу: у меня она вызывает резкое отторжение, воспринимается как покушение на свободу. Все равно что цензура! И посмотри, сколько там этих норм! Прямо колючая проволока в шесть рядов!

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Принцип
К моменту своего утверждения в общественной жизни журналистика как вид деятельности подошла уже с

Другие составляющие способа деятельности
Одна из них объективация в журналистской продукции общепринятых представлений о ее характерных чертах

сайт копирайтеров Евгений