Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Кроме того, из интересующих нас газет только вышеупомянутые "Советская Россия" и "Завтра" могут считаться расположенными довольно близко к границе магистральной линии отечественной прессы. Прочие же рассматриваемые ниже издания совсем маргинальны. Большинство этих газет вообще неизвестно широкой читающей публике. Стоит также отметить, что как в своей политической линии в целом, так и при использовании Языка Вражды, наиболее популярные и наиболее многотиражные издания интересующей нас части рынка СМИ являются наименее радикальными, и наоборот. Собственно радикально-националистические, откровенно ксенофобские и шовинистические издания имеют довольно незначительную постоянную аудиторию.

Наиболее многотиражное из интересующих нас изданий – газета "Советская Россия" (главный редактор – Виктор Чикин, тираж – 300 тыс. экземпляров, выходит несколько раз в неделю). Хотя формально "Советская Россия", как гласит ее подзаголовок – "независимая народная газета", учрежденная редакционным коллективом, фактически она является изданием Коммунистической партии Российской Федерации (другое издание КПРФ, газету "Правда", мы не рассматриваем в нашем обзоре, потому что она целиком сосредоточена на социально-политической и внутрипартийной проблематике и в силу весьма сдержанного обычно тона публикаций не представляет для нас интереса в рамках заявленной темы).

Официально "Советская Россия" позиционирует свое мировоззрение (и идеологию КПРФ) как последовательно терпимое и интернационалистское. Более того, постоянно подчеркивается, что именно "правящий режим" и подконтрольные ему СМИ стараются разжечь национальную нетерпимость между различными народами России для того, чтобы отвлечь широкие народные массы от подлинной причины их бедственного существования – преступного характера политико-экономической элиты, беззастенчиво ограбившей население. Ведущие публицисты издания неоднократно призывали со страниц газеты "не поддаваться на провокации". 20 апреля 2002 г., когда центральные СМИ активно (если не истерично) эксплуатировали тему уличного подросткового расизма и экстремизма и пугали обывателей готовящимися по всей стране погромами, председатель КПРФ Геннадий Зюганов выступил на страницах "Советской России" с характерной статьей "Об истинных корнях радикализма". В статье говорилось: "Мы не можем игнорировать обострение межнациональных отношений в стране. Но причины этому надо искать не в неких неонацистских настроениях. Их нужно искать прежде всего в развале СССР, в политике правящей группировки России, ведущей к массовой безработице и нищете, ломке привычных укладов жизни. Безработица, безысходность и отчаяние неизбежно толкают молодежь к пьянству и наркотикам, к преступлениям".

Казалось бы, позиция газеты в освещении национальной тематики довольно взвешена и сдержана, а национальная проблематика в ортодоксально-марксистском ключе мыслится только через призму социально-экономических процессов. Однако при более внимательном рассмотрении становится очевидно, что советско-русский патриотизм этого направления немыслим без мифологизированной фигуры "врага", ответственного за крушение великой державы и за нынешнюю плачевную ситуацию в стране. Современная российская экономическая элита, с точки зрения коммунистической методологии, носит компрадорский характер. Следовательно, есть и зарубежные "эксплуататоры", и вступившие с ними в сговор предатели, ради личного обогащения пошедшие на уничтожение собственной Родины. Зарубежные (заокеанские) хозяева российской компрадорской буржуазии – это, конечно же, американцы. Газете явно не удается удержаться на грани корректности, критикуя "капиталистов" и "эксплуататоров". Социальная ненависть переходит в национальную: газета рисует утрированный образ американцев: жадных, коварных и агрессивных, с одной стороны, и глупых, трусливых и неспособных к честному образу жизни – с другой. "Американец" со страниц "Советской России" весьма напоминает образ немца в советской пропаганде времен Великой Отечественной войны. Более того, иногда – особенно в карикатурах – встречается прямая аллюзия, наделение карикатурного "американца" чертами "фашиста".

Антиамериканские публикации занимают первое по объему место среди материалов, использующих Язык Вражды. Значительно меньше и осторожнее "Советская Россия" использует антисемитизм. Негативный образ еврея формируется в двух плоскостях: в антиизраильской пропаганде и в провозглашении идеи о весьма негативной роли евреев в российской истории (по большей части – в постсоветский ее период). С антисионистской темой все вполне ясно – она является наследием позднесоветской пропаганды, и вполне логично, что она эксплуатируется в коммунистическом издании. Может быть, статьи, бичующие "сионистских оккупантов" и разоблачающие их зверства на оккупированных территориях, и не используют Язык Вражды в строгом понимании этого термина, однако вполне очевидно, что подобные статьи своей весьма несдержанной и некорректной риторикой формируют у читателей негативный эмоциональный настрой по отношению к евреям вообще.

Собственно же антисемитские материалы появляются в "Советской России" гораздо реже. Характерно, что эту тему вполне могут поднимать не редакционные материалы, а письма, стихи и карикатуры, обильно присылаемые в газету читателями. "Еврейский вопрос" часто затрагивается вскользь – например, в письме читателя может утверждаться, что "сионисты" хотят лишить русский народ идентичности, поэтому отменили графу "национальность" в паспорте, и т.п. Значительно реже еврейской тематике могут быть посвящены крупные редакционные материалы. Например, в газете было опубликовано обсуждение публицистами и критиками книги Александра Солженицына "Двести лет вместе", в ходе которого участники, постоянно напоминающие о недопустимости предвзятости, предрассудков и излишней эмоциональности, дошли до утверждения о том, что в начале ХХ века евреи организовывали антирусские погромы и т.п. Но, повторюсь, такие материалы носят единичный характер.

Кавказофобия практически несвойственна этому изданию. При описании хроники происшествий "Советская Россия" даже в меньшей степени, чем некоторые газеты центристско-либеральной ориентации ("Московский комсомолец", "Коммерсантъ"), склонна делать акцент на национальности преступников (для многих изданий именно эта тема является наиболее благодатной для выражения ксенофобии вообще и кавказофобии в частности). Единственная тема, при изложении которой антикавказские высказывания могут проскочить – это антитеррористическая кампания в Чечне. И то в концептуальных материалах большого объема по этой теме обязательно будет сказано о "турецких и американских" спонсорах и руководителях "чеченских бандитов".

Наконец, иногда в газете встречаются публикации, формирующие негативный образ отдельных религиозных групп. Поскольку обновленная российская коммунистическая идеология включает в себя, пусть и на символическом уровне, элементы православия (идеалы "соборности", уважение к "тысячелетней традиции православной духовности" и т.п.), то вполне естественно, что в газете могут появляться материалы, резко критикующие деятельность Ватикана или греко-католических церквей на Украине.

Все вышеизложенное, за исключением религиозного элемента, можно сказать и о более радикальном (и гораздо менее популярном) коммунистическом издании – газете "Молния" (главный редактор – Виктор Анпилов, тираж – 15 тыс. экземпляров, выходит один раз в месяц), печатном органе сталинистского движения "Трудовая Россия". Используя Язык Вражды, "Молния" в основном эксплуатирует те же главные мотивы, что и "Советская Россия", хотя позволяет себе менее сдержанный тон. Правда, "Молнии" совсем не свойственна кавказофобия (Анпилов даже призывал когда-то к солидарности с "чеченскими повстанцами против антинародного режима, засевшего в Кремле"), зато в издании несколько большую роль играет антисемитизм. Издание "Трудовой России" охотно эксплуатирует темы еврейского происхождения российских "олигархов", "сионского тель-авидения", а раньше даже именовало тогдашнего президента страны "Борухом Эльциным".

Пожалуй, этими изданиями можно и ограничиться в обзоре собственно коммунистической печати. Многочисленные малотиражные радикально-коммунистические газеты и листки либо ориентируются на "Советскую Россию" (как большинство региональных коммунистических изданий), либо же пытаются выдержать последовательно интернационалистскую линию и потому не представляют здесь для нас интереса.

На стыке собственно коммунистической и националистической прессы находится газета "Завтра", наиболее популярное и влиятельное из всех радикальных изданий (главный редактор – писатель Александр Проханов, тираж – 100 тыс. экземпляров еженедельно). "Завтра" удерживает самую разнообразную аудиторию – ее читают и коммунисты, и националисты, принадлежащие к различным идеологическим течениям. Составить из статей, публикуемых в газете, цельную идеологию невозможно – она эклектична по определению. С одной стороны, это позволяет поддерживать широкий читательский интерес, но с другой – делает газету неспособной реально влиять, скажем, на ход выборов (потому что всегда присутствует неоднозначность при освещении различных кандидатур) и заставляет ее метаться от восторженной поддержки до несдержанной критики тех или иных политических фигур. "Завтра" создает общий эмоциональный фон, а не цельную и непротиворечивую идеологию. Но для формирования у читателя негативного образа какой-либо общности как раз эффективнее эмоциональные высказывания, активно использующие Язык Вражды, а не сложные концептуальные построения. С этой задачей "Завтра" справляется блестяще. Практически каждая передовица А. Проханова несет в себе сильнейший негативный эмоциональный заряд, чаще всего включающий в себя наряду с социальной нетерпимостью и откровенную ксенофобию. Если в "Советской России" материалы, эксплуатирующие Язык Вражды, нужно искать, то в газете "Завтра" подобные материалы встречаются в каждом номере, и не в единственном числе.

То же относится ко второму по популярности левонационалистическому изданию – газете "Дуэль" (главный редактор – Юрий Мухин, тираж – 12 тыс. экземпляров еженедельно). "Дуэль" держится в более узкой нише "левого национализма" и не имеет авторитета среди правых националистов. Однако по сравнению с "Советской Россией" и другими коммунистическими изданиями "Дуэль" гораздо менее сдержана в выражениях эмоций как по отношению к личностям, так и по отношению к группам. В несдержанности Языка Вражды "Дуэль" даже радикальнее, чем "Завтра".

Надо, однако, отметить еще раз, что в силу прокоммунистической специфики этих изданий "враг" в первую очередь мыслится авторами этих изданий в социальных терминах, а потом уже – в национальных. Для "Дуэли" большую роль играет антисемитизм – различные рассказы о том, как евреи разрушили СССР, как они зверствуют на Ближнем Востоке или как они сначала вскормили Гитлера, натравили его на СССР, а потом придумали Холокост для дискредитации идей национализма, привития всему миру чувства вины и для развязывания себе рук в Палестине. "Дуэль" – основное в России издание, проповедующее мифологию отрицания Холокоста. Для "Завтра" еврейский вопрос менее актуален, хотя тоже постоянно всплывает на страницах газеты. Преломление еврейского вопроса в "Завтра" – либо социальное, либо религиозное (конспирологическое в меньшей степени). Характерны в этом плане две статьи, опубликованные в одном из номеров газеты (№ 30 (453), июль 2002). А. Проханов в передовице выпуска "Поищем Гиммлера в рядах СПС" пишет: "Русского крупного капитала, да и мелкого, вовсе не существует. Русский сегодня - без денег, голодранец… В сегодняшней России крупный капитал - еврейский, причем неправедно нажитый. И у этого капитала есть огромный соблазн установить диктатуру, дабы потеснить капитал мусульманский, но главное - подавить нарастающий протест обобранного коренного народа". А на соседней полосе Михаил Назаров в статье "Фашизм от "Шулхан Арух"" рассуждает на тему "человеконенавистничества" еврейской религии, ее циничности, жестокости, подлости, аморальности и т.п.

Важной особенностью антисемитизма в подобных изданиях является его "идеологическая обусловленность". Различные версии коммуно-патриотической и откровенно националистической идеологии подразумевают рассмотрение еврейского вопроса в разных плоскостях. Несколько утрируя, можно сказать, что националисты, как правило, сходятся в том, что не любят евреев, но не сходятся в том, за что именно. А раз применительно к антисемитизму этот вопрос является принципиальным, поскольку свидетельствует о серьезных различиях в разных версиях националистической идеологии, то "еврейский вопрос" не может служить хорошей платформой для консолидации (в отличие от антиамериканизма, например). Поэтому "Завтра", претендующее на роль общей трибуны для всей радикальной оппозиции, старается освещать еврейскую тематику по возможности аккуратнее.

Конечно же, важную роль для "Завтра" играет американофобия (для "Дуэли" – чуть меньшую). Кроме того, "Завтра" активно эксплуатирует темы кавказской преступности, угрозы стратегической безопасности России со стороны китайцев и "русофобии" в бывших советских республиках, а "Дуэли" в силу атеистической позиции редакции свойственна также агрессивная антирелигиозная пропаганда, выбирающая в качестве объектов Языка Вражды как православие, так и другие христианские и нехристианские конфессии (часто критике подвергается иудаизм). Поскольку "Дуэль" позиционирует себя как "газета борьбы общественных идей" "для тех, кто любит думать", то на полосах издания часто помещаются рядом статьи, написанные с диаметрально противоположных позиций. Полемика может тянуться из номера в номер довольно долго. Характерны темы таких диспутов: плоха ли любая религия или только некоторые, нужно ли дружить с Израилем против мусульманской угрозы или же это Израиль и стоящие за его спиной Соединенные Штаты представляют собой угрозу для всех традиционных цивилизаций Евразии, и т.п.

Относительно прочих стандартных объектов Языка Вражды можно отметить, что газете "Завтра" не свойствена исламофобия. Наоборот – газета предоставляет трибуну для пропаганды своих идей мусульманам, причем часто – представителям радикального политизированного ислама (например, Гейдару Джемалю). Интересно, что газета не ищет общих ценностей русского социально-патриотического движения и исламизма, а предлагает им дружить против общих врагов – Америки и Запада, Израиля и мировой сионистской плутократии, антинародного правительства в России и представителей отечественных либеральных ("антитрадиционных") сил.

… до экстремизма

Продолжая анализ оппозиционной прессы "из центра к периферии", отметим, что после коммуно-патриотических изданий, которые составляют все же заметную часть периодической печатной продукции, мы подошли к собственно националистическим изданиям, каковые уже бесспорно являются маргинальными в полном смысле этого слова. Пожалуй, в этой области есть только небольшая ниша для православно-патриотической прессы, претендующей (правда, скорее безосновательно) на сколько-нибудь значимое место в информационном пространстве.

Ведущую роль в православно-патриотической публицистике играют газеты "Русь Православная" (Санкт-Петербург, главный редактор – Константин Душенов, тираж – 30 тыс. экземпляров, периодичность – 1 раз в месяц), "Русский вестник" (главный редактор – Александр Сенин, тираж – 45 тыс., периодичность – 1–2 раза в месяц), ежемесячное православное обозрение "Радонеж" (главный редактор – Евгений Никифоров, тираж – 12 тыс.), журнал "Русский дом" (главный редактор – Александр Крутов, тираж – 50 тыс. экземпляров, выходит ежемесячно). В качестве позитива эти издания провозглашают православие как универсальную религиозную, мировоззренческую, культурную, политико-идеологическую, нравственную и бытовую модель. Кроме того, важную роль для них играют положительные образы родной истории, культуры и прочие патриотические материалы, вызывающие у читателей гордость за свою страну и свой народ. В качестве же объектов Языка Вражды фигурируют носители западных ценностей, секулярные либералы, различные религиозные конкуренты (таковыми чаще всего являются братья-христиане, католики, протестанты и "неправильные православные", и реже – различные нехристианские "сектанты" и "сатанисты") и евреи.

Как и в нерелигиозных изданиях, негативный образ объекта Языка Вражды формируется, как правило, подробным описанием его реальных и мнимых преступлений против православных (русских) либо в современном мире, либо в исторической перспективе. От исторической тематики подразумевается переход к актуальной проблематике. Например, от изложения истории гонения и притеснения православных на Западной Украине под властью Речи Посполитой легко навести мосты к "погрому трех православных епархий" греко-католиками в тех же районах в 90-х годах XX века; от зверств времен крестовых походов на славянские земли и взятия крестоносцами православного Константинополя – к нынешней "католической экспансии", выражающейся в создании епархий на "канонической территории" Русской православной церкви. Особенностью же именно религиозного подхода является то, что агрессивность и порочность той или иной группы в настоящее время объясняется ее неверным религиозным выбором в прошлом. Американцы порочны и амбициозны, потому что это является следствием тех протестантских и сектантских доктрин, которые лежат в основе государственной идеологии США, и т.п.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Защитниками свободы слова массовой передачи
журналистика Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ 2 область
журналистика Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ 11 тельное
Умонастроения властей могут быть определены следующей цитатой из выступления губернатора
Дискриминации 1 насилия неполноценности

сайт копирайтеров Евгений