Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Несмотря на вышеперечисленные публикации, газету трудно, на мой взгляд, характеризовать как "антисемитскую". Публикации на еврейские темы появляются в ней достаточно редко. К тому же наряду с подобными опусами проскальзывают порой откровенно дружественные высказывания типа "в стране работают только евреи, турки да китайцы" и т.п. Неприязнь к евреям, высказываемая в некоторых статьях, прекрасно увязывается с общим православно-консервативно-охранительным тоном газеты, ее общей антизападной и антилиберальной направленностью. Современный российский антисемитизм, как правило, увязан именно с антизападной, антилиберальной идеологией: евреи воспринимаются как носители модернизаторского западнического духа. Подобная направленность газеты не вызывает сомнений. В каждом номере есть рубрика "Правый путь", в рамках которой печатаются различные тексты с размышлениями о судьбе русских как народа. Больше всего места здесь занимают публикации выдержек из работ русского философа Ивана Ильина. Основной пафос рубрики – возможности сопротивления чуждым веяниям, сохранение русской "самости". Во всех исторических публикациях – а их на страницах газеты очень много – предпочтение отдается правоконсервативным и даже реакционным фигурам (один из современных авторов, публикующихся в "Правом пути", прямо называет себя "русским реакционером"). К примеру, в номере от 13 марта большая статья посвящена Победоносцеву. "Его жизнь не была богата событиями. Он сам был событием в жизни России". И далее: "Сегодня дело Победоносцева живет. Оно живет, когда в Божий храм приходят дети, когда взрослый впервые берет в руки книгу Закона Божия"… и проч. В номере от 15 мая – статья "9 мая день рождения императора Николая 2-го": "Самодержавие никогда не было для русских царей средством удержания единоличной власти, поскольку власть эту они получали от Бога. Самодержавие было сущностным выражением устройства огромной империи". В том же номере под рубрикой "Правый путь" помещена статья, где, в частности, автор (некто Александр Елисеев) приветствует роль России как "жандарма Европы": "Жандарм Европы… А что, неплохо звучит… И я не понимаю тех "патриотов", которые бросаются очищать имя России от "грязных русофобских оскорблений".

Газета ведет яростную кампанию против книг про Гарри Поттера: перепечатывает длинные статьи некоей греческой журналистки под рубрикой "Это опасно для ваших детей!" Опасность, с точки зрения автора и газеты, заключается в увлечении детей магией (магия воспринимается не как игра, а как некая серьезная разрушительная сила). В номере от 8 мая цикл статей про эпопею о Гарри Поттере сопровождается редакционным текстом "Новая напасть": дескать, не успели пресечь вредоносные западные веяния вроде программы "Планирования семьи", не успели избавиться от вредоносных мультфильмов, как навалилась новая напасть – ГарриПоттеромания. Примеры, иллюстрирующие общий консервативный (если не мракобесный) настрой газеты, можно множить без конца.

4. Обстоятельства бытования газеты

"Вечерняя Рязань" – первая "перестроечная" газета в области. Возникла она как газета "прогрессивного" горсовета в 1991 г. Затем акции газеты выкупила группа частных лиц – депутатов горсовета, включая тогдашнего его главу Валерия Рюмина. В конце 90-х Рюмин выкупил пакеты акций и стал фактически единственным хозяином. В начале 90-х газета достигла рекордного тиража – 40 тыс. экземпляров, с тех пор тираж неуклонно снижается. Газета, по свидетельству местных правозащитников, едва ли не единственная в области, абсолютно нечувствительная к "сигналам" из областной администрации – независимая ни от кого, кроме своего учредителя. Два с небольшим года назад в газете сменился главный редактор – Рюмин отстранил прежнего, "старого демократа". Впрочем, как утверждают местные наблюдатели, православно-реакционный уклон газеты обозначился еще при прежнем редакторе. Нынешний редактор Николай Локшин, судя по всему – еврей. По крайней мере, так утверждает лидер местной еврейской общины Леонид Резников. Сам Локшин на прямой вопрос не ответил (переспросил: "А с чего вы взяли, что у меня еврейская фамилия?") и рьяно доказывал, что газета совсем не антисемитская: "Ну, если мы печатаем списки большевистских руководителей и если они все евреи – это же просто историческая публикация!" И еще: "Мы всем помогаем! Мы и русским, и евреям – всех национальностей людям помогаем! У меня и работают евреи (это неправда, кроме самого Локшина, как говорит Резников, среди журналистов нет евреев. – Г.К.)".

Локшин говорил, что наветы про будто бы антисемитский характер газеты идут из областной администрации, которая не может простить газете ее независимую позицию. Следует признать, что именно в "Вечерней Рязани" печатаются наиболее критические по отношению к областному руководству тексты и наиболее смелые расследования прокурорского и милицейского произвола. Вместе с тем, нет сомнений, что именно позиция учредителя (высказанная, в частности, в интервью газете, а также широко известная в Рязани) предопределила позицию газеты. Нет также сомнений, что, несмотря на национальную принадлежность Локшина, она ему никоим образом не претит – практически все сомнительные тексты сделаны именно самим главным редактором – без подписи или под псевдонимом Н. Семенов (отчество Локшина "Семенович"). Резников рассказал, что Локшин еще в бытность его преподавателем истории в средней школе увлекался русской спецификой и дистанцировался от евреев. Резников и местные правозащитники говорят, что многие журналисты были вынуждены покинуть газету из-за того, что линия, которую стал проводить Рюмин, сделавшись единоличным хозяином газеты, их не утраивала: газета перестала печатать ранее ценимые материалы про проституток, про молодежные тусовки и проч., а вкуса к "исконно-посконной" тематике у большинства рязанских журналистов, кроме самого Локшина, нет. Впрочем, как уже говорилось выше, никто из штатных журналистов, кроме него, на эти темы и не пишет – в "Правом пути" печатают только внештатных авторов. Большинство покинувших "Вечернюю Рязань" работает теперь в "Новой газете". Передают также жалобы оставшихся сотрудников: корректоров, верстальщиков – на то, что уровень и характер газеты их не утраивает. Со мной, впрочем, корректор общаться не пожелала.

Локшин в разговоре со мной делился планами: "Православную и национальную проблематику выделить в отдельное приложение – все же это на специального читателя, хотя и эта проблематика находит спрос". Нет сомнения, что эта проблематика находит спрос, но рискну предположить, что в Рязани потребители подобной продукции (не лозунговой, не агиток, а рассуждений порой довольно заумных, в духе Гумилева) найдутся десятки, максимум пару сотен человек, но никак не 8 тысяч. Вообще-то в городе поговаривают, что истинный тираж "Вечерней Рязани" чуть ли не вдвое меньше обозначенного.

5. Выводы

I. Газета не представляет особой опасности как антисемитский орган – подобные публикации все же редки и вряд ли бывают внимательно прочитаны сколько-нибудь значительным числом читателей. Однако именно благодаря своей общей консервативно-мракобесной направленности газета вносит свою лепту в пропаганду неприязни к Западу и его ценностям, к "демократам" и либералам, к новым технологиям, безопасному сексу, современным литературе и искусству и проч.

II. Круг читателей газеты определяется прежде всего не столько ее консервативной, сколько оппозиционной по отношению к областной власти позицией и смелым разоблачительным материалам в адрес местной милиции и прокуратуры. В этой нише с ней конкурирует лишь недавно возникшая "Новая газета". Никакие попытки "закрыть", "запретить" "Вечернюю Рязань" не будут эффективны в плане борьбы с Языком Вражды – все "наезды" на нее со стороны местной власти (судебные процессы, связанные именно с "милицейскими материалами") лишь повышают рейтинг газеты. А вот по мере раскрутки "Новой газеты" круг читателей "Вечерки" будет сокращаться: "Новая" – гораздо более качественный продукт.

Предмет этой статьи – Язык Вражды в политических изданиях коммуно-патриотической и националистической направленности. Именно эта часть прессы (и средств массовой информации вообще) наиболее подвержена ксенофобии и наиболее откровенно эксплуатирует Язык Вражды. В данной статье будут рассмотрены в основном национал-патриотические издания, а также некоторые коммунистические. Мы сочли возможным исследовать газеты этих идейных направлений вместе, потому как с точки зрения позитивно и негативно окрашенных эмоциональных материалов и коммуно-патриотическая, и откровенно националистическая печать во многом демонстрируют типологически схожие признаки. Важную роль в общем информационном массиве этого направления играют ксенофобски окрашенные материалы, использующие Язык Вражды. Тому есть вполне рациональное объяснение. Дело в том, что поле положительной самоидентификации, которое могло бы быть привлекательно или хотя бы приемлемо для всех идеологических течений национальной и коммуно-патриотической оппозиции, крайне невелико. Различные течения внутри радикальной оппозиции расходятся по важнейшим политическим и культурным вопросам. Объединяет их только ностальгия по "великому прошлому" (воспринимаемому либо в интерпретации "Великой Империи", либо – "социально справедливого и счастливого государства", либо и так, и так) и неприятие "позорного настоящего". Естественно поэтому, что большинство материалов, несущих положительный эмоциональный заряд, имеет исторический характер. При описании же современной ситуации обычным является резко негативный тон. Коммунисты (и в еще большей степени националисты), склонны формировать свою пропаганду "от противного": не "за что-то", а "против чего-то" или же "кого-то". Известно, что в целях консолидации народа и мобилизации сторонников проще и эффективнее апеллировать не к общим ценностям, а к необходимости противостоять общим врагам. Эти враги могут интерпретироваться и как безличные силы, и как определенные (называемые прямо или обозначаемые весьма условно) люди и группы.

Политическая мифология, как и религиозная демонология, требует персонификации. По замечательному образному выражению израильского исследователя ксенофобии Иегуды Бауэра, "человеку, оказавшемуся в аду, свойственно оглядываться в поисках чертей". Российский обыватель, ориентирующийся на коммунистическую и/или националистическую картину мира, склонен воспринимать современную Россию как ад, тем более что для такой оценки есть не только субъективные причины ментально-психологического характера, но и вполне объективные показатели социально-экономической ситуации. Националистические и коммунистические издания с большим удовольствием демонстрируют измученному реалиями своей жизни обывателю "чертей". А поскольку ксенофобия в российском сознании вообще довольно сильна, то естественно, что оппозиционные издания готовы видеть "врагов" не только (и даже не столько) в политических противниках или в руководителях страны, но и в этнических, религиозных и культурных образах "Другого". Даже тогда, когда речь идет о политических оппонентах или властной элите, оппозиционным публицистам сложно удержаться от соблазна сделать акцент на реальном или мнимом этническом происхождении противников.

Кроме общего сходства структуры печатной пропаганды, есть и еще одна причина, по которой, на наш взгляд, можно рассматривать коммунистическую и националистическую периодику как единое, хотя и очень широкое и разнообразное, информационное поле. Вполне очевидно, что позиции классических коммунистов-интернационалистов в современной России крайне слабы. Большинство группировок, называющих себя "коммунистическими", и изданий, на них ориентированных, в большей или меньшей степени склонно к эксплуатации национально-патриотической риторики и апеллирует либо к традициям сталинского имперского национал-большевизма, либо к "советскому патриотизму" 70–80-х годов прошлого столетия. В акцентировании патриотической темы большинство современных российских коммунистов (вернее, коммуно-патриотов) вполне сходится с националистами. Очевидно при этом, что если с точки зрения позитивной платформы точек пересечения меньше (далеко не все националисты склонны позитивно оценивать советский период отечественной истории и власть Коммунистической партии Советского Союза), то с точки зрения эксплуатации негативных образов общих тем больше. Это антизападничество и американофобия, неприятие национальных государств, возникших на территории бывшего Советского Союза, и любых национальных движений этнических меньшинств в Российской Федерации, подозрительное и нетерпимое отношение к новым религиозным движениям и западным формам христианства, наконец, антисемитизм (пусть и в его советской версии "антисионизма").

Все это, на наш взгляд, позволяет говорить о коммуно-патриотической печати как о едином информационном поле и рассматривать ее на предмет интересующих нас проявлений Языка Вражды в целом.

В этом обзоре мы рассматриваем только те проявления нетерпимости, которые могут быть вполне корректно определены как ксенофобские, т.е. как проявления нетерпимости к представителям других этнических групп, религиозных конфессий, гражданам других стран и т.п. Социальная нетерпимость, ненависть и презрение по отношению к лицам каких-либо профессий или проявления сексизма остались за пределами этой статьи.

Чаще всего на страницах оппозиционной политической прессы встречаются выражения антиамериканских и в целом антизападных, антикавказских и антисемитских чувств. Немного реже встречаются публикации, направленные против различных религиозных конфессий (в первую очередь – против католиков и представителей новых религиозных движений) и расово-этнических групп (цыган, выходцев из стран Средней и Юго-Восточной Азии).

Характер обвинений в адрес объектов Языка Вражды может быть самый разный. Чаще всего объекты ненависти обвиняются в криминальности, злокозненности по отношению к русским и России, моральной и культурной неполноценности. Характерной особенностью таких публикаций является уверенность автора в том, что это "они" (кавказцы, американцы, евреи, мусульмане…) ненавидят "нас" (русских, православных…) и ведут себя по отношению к "нам" агрессивно (на самом деле даже стандартный для отечественных СМИ акцент на национальности преступников в коротких информационных сообщениях криминальной хроники уже есть эксплуатация этого мотива в мягкой форме). "Мы" же настолько добры и порядочны, что не можем сделать "им" ничего плохого. В дальнейшем развитии этой стандартной ксенофобской логики авторы расходятся в зависимости от собственной радикальности. Большинство только "констатирует факты" и в крайнем случае риторически вопрошает "доколе?". В наиболее радикальных изданиях порой дело доходит до прямых призывов к насильственным действиям по отношению к объектам Языка Вражды, однако это скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще встречается скрытая агрессивность – перечисление реальных и мнимых преступлений и пороков той или иной группы вкупе с оправданием уже случившегося по отношению к объектам Язык Вражды насилия или же произошедшего когда-то геноцида.

Наш анализ будет построен от "центра" к "периферии", от наиболее распространенных изданий, являющихся частью информационного "мейнстрима" российского рынка СМИ, до самых малотиражных и непериодических маргинальных листков. Таким образом, мы проследим определенную "динамику Языка Вражды" внутри той части информационного поля, которой посвящен данный обзор.

Спектр ненависти: от умеренности…

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

За минувшие пять лет в сфере профессиональной этики журналиста в россии имело место достаточно
Религиозной группы 135 15 16 104 утверждения о моральных недостатках той
Журналисту следует воздержаться от фотографирования
В этом отношении их положение уникально
71 9 31 31 украинцы 16 5 0 11 цыгане 40 2 6 32 Чеченцы 38 7 6 украинцы закавказья

сайт копирайтеров Евгений