Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На полосах газет это выглядит следующим образом. Например, в газете "Русь Православная" публикуется статья, автор которой лишний раз напоминает: "Церковное вероучение недвусмысленно утверждает, что грядущий антихрист и еврейский "мессия" – одно и то же лицо". Далее автор резко критикует шаги по сближению с евреями, предпринятые католиками: "Официальное признание Ватиканом законности мессианских чаяний иудеев выглядит особенно чудовищно. Что это, как не открытый сговор предтеч антихристовых, все активнее и откровеннее готовящих человечество к воцарению своего ужасного господина?". При этом собственно религиозными мотивами антисемитская пропаганда православно-фундаменталистских изданий не ограничивается: от религии авторы плавно переходят к социальным вопросам. В статье на соседней полосе автор пишет о "еврейской, откровенно прозападной, антирусской и антиправославной газете "Известия"". Перечислив несколько критикующих Русскую православную церковь статей, опубликованных на страницах "Известий", автор вопрошает: "Каково? Показательно, кстати, что все вышеприведенные цитаты принадлежат авторам-евреям. И что бы им не озаботиться проблемами родной синагоги? Нет, поди ж ты – все тянет поучить православных, как им надо жить". На другой полосе газеты опубликована карикатура: человек с уродливо-утрированными еврейскими чертами лица, в кипе с маген-довидом, под надписью: "Кремлевский спичрайтер". А рядом фотография с националистического пикета: две девушки держат плакат "Нет жидовскому фашизму".

Более радикальные православно-фундаменталистские листки (такие, как "Опричнина", которую редактирует Вячеслав Минин, или "Опричный листок", который издает Виктор Козлов, и др.) могут себе позволить и более радикальный антисемитизм, вплоть до утверждения, что "жиды суть видимые бесы", Гитлер – чуть ли не христианский святой, потому что он уничтожал евреев. Правда, большинство подобных изданий критикуют и Московскую патриархию за "прожидовленность", а их авторы принадлежат к альтернативным юрисдикциям – "катакомбной" или "карловацкой". Здесь срабатывает общий принцип – чем радикальнее издание в целом, тем агрессивнее и радикальнее ксенофобия вообще, и в частности антисемитизм. Ряд изданий Опричного братства во имя святого преподобного Иосифа Волоцкого ("Царский опричник", "Русский партизан", "Просветитель", главный редактор этих листков – Руслан Бычков) доходят до расистских утверждений о неполноценности представителей всех рас, кроме белой (арийской, "иафетической") и о том, что христианство дано только белому человечеству. Радикальность выражения Языка Вражды беспрецедентная: "опричники" утверждают, что врага своей веры и своей расы можно и должно убивать и прямо к этому призывают ("убий!"), или же призывают всеми силами приближать "тот светлый день", когда задымят печи новых освенцимов и майданеков…

Понятно, что подобные взгляды имеют мало шансов на популярность даже в православно-патриотической среде, тираж подобных "опричных листков" – до тысячи экземпляров, выходят они не чаще одного раза в месяц (а, как правило, и реже). Эти издания находятся скорее в маргинальной сфере радикально-националистических газет, чем в сфере претендующих на популярность православных изданий.

Рассмотрением особенностей Языка Вражды в маргинальной националистической прессе мы и займемся далее.

Национал-радикальные издания изначально ориентированы на довольно узкую аудиторию. Поскольку целевая группа этих изданий – уже убежденные националисты, то материалы преследуют своей целью не столько агитировать читателя, сколько давать информацию и комментарии именно такого толка, какого ждет верный читатель. Зачастую это означает попросту поддержание в нем определенной температуры ненависти. Есть определенная категория читателей, которые как информационного наркотика ждут газет, расписывающих ужасы "жидо-масонского" заговора или бесконечно повторяющихся историй про школьниц, изнасилованных кавказцами. Именно на эту аудиторию и работает подавляющая часть национал-радикальных изданий. Тиражи таких газет небольшие, их периодичность – крайне мала, однако у них есть сформировавшийся круг горячих поклонников. В этих изданиях мало материалов, носящих позитивный характер. Агрессивная ксенофобия – основа этих газет. Материалы, содержащие Язык Вражды, занимают половину и более печатной площади (чуть ли не до 100% в отдельных случаях). Основные объекты Языка Вражды нам уже знакомы: кавказцы, евреи, мусульмане, американцы. Однако степень радикальности и агрессивность в выражении Языка Вражды в этих изданиях куда выше, чем во всех упоминавшихся выше (кроме листков братства св. Иосифа Волоцкого, которые вполне подходят под эту характеристику).

Среди газет, которые соответствуют приведенной выше характеристике, можно выделить "Наше Отечество", "Новую систему" (обе издаются в Санкт-Петербурге), "Эру России" (Москва), "Колокол" (Волгоград), "Славянский набат" (Вологда), "Алекс-Информ" (Самара) и т.п. Летом 2002 г. были закрыты по решению суда два издания, вполне соответствовавшие вышеприведенной характеристике – газета "Русские ведомости" и журнал "Русский хозяин".

В качестве примера можно рассмотреть питерскую газету "Наше Отечество" (главный редактор – Евгений Щекатихин, тираж колеблется от 5,5 тыс. до 10 тыс. экземпляров, периодичность – 2 раза в месяц, ранее – 3 раза в месяц), которая является флагманом отечественной антисемитской прессы. Радикальные развязные антисемитские публикации занимают большую часть печатной площади издания. Выражения, в которых редактор и авторы газеты пишут о евреях, шокируют. Цитировать газету просто противно, однако чтобы не быть голословными, приведем несколько высказываний. "Жидовская власть делает в отношении коренного русского населения все, что хочет. Хотят жиды-"олигархи" крови русской попить и пьют, хотят убить кого-нибудь и убивают" (№ 177, июнь 2002); "Лозунг "Смерть жидам!" становится вполне актуальным!" (редакторская передовица № 177); "выход из сложившейся ситуации – в изгнании всех жидов из власти" (редакционный комментарий к статье в номере 176); и т.п.

В конце каждого выпуска стандартный текст благодарности за материальную поддержку газеты заканчивается словами: "Да сгинет с Земли Русской спидоносная жидо-масонская чума!". Газета пестрит выражениями типа "презренные жиды", "жидовская стая крыс", "жидовской наглости и их патологической извращенности нет предела!", "неисправимо ущербная, дико племенная ментальность жидовская".

Цитаты, подобные вышеприведенным, легко можно найти в любом номере не только "Нашего Отечества", но и других вышеупомянутых изданий. Интересно, что радикальный антисемитизм, патологичный сам по себе, плавно переходит в абсолютно шизофренические концепции.

Например, газета "Новая система" (главный редактор – Тамара Мищенкова, тираж – 6 тыс. экземпляров, периодичность – 1 раз в 2–3 месяца) в № 21 переходит от констатации еврейского заговора ("На 140 лет назад отбросили сельское хозяйство евреи: добравшись до власти в России…") к рассказу о том, как евреи проводят пропаганду губительного мясного питания для того, чтобы "гои" умирали, в частности, от коровьего бешенства – естественной реакции Природы на жестокое обращение (поскольку "антиматериальное тело Земли имеет форму коровы"). Пожалуй, эту статью стоит процитировать: "В памятке делегату всемирного конгресса сионистов, в р.V, п.5 так и говорится, что кровь у гоя должна быть кислой, а не щелочной. Кислая кровь – отравленная: убивающая его. Нормальной является только щелочная кровь: а имеют ее только вегетарианцы. В той же Памятке есть рекомендация в р.Х, п.2 "рекламировать употребление мяса", как главного продукта, закисляющего кровь, "поменьше упоминая о том, что древние славяне не ели мяса". В итоге на земле лишь каждый пятый вегетарианец". Такой витиеватый ход мысли – не забавное исключение, а правило для оголтелых антисемитов. Газета "Эра России" (главный редактор – Владимир Попов, тираж колеблется от 2 тыс. до 5 тыс. экземпляров, периодичность – 2 раза в месяц) пришла к выводу, что евреи – это потомки "лысых болотных обезьян" (см., например, № 12 (80), июнь 2002)…

Помимо антисемитизма, в таком же ключе эксплуатируется кавказофобия (одно другому не мешает: запрещенные ныне "Русские ведомости" писали о "сионо-кавказской мафии" как о чем-то внутренне едином). Например, для той же "Эры России" или для печатного органа питерской Партии свободы "Наше обозрение" (главный редактор – Андрей Гребнев, указываемый тираж колебался от 3 тыс. до 30 тыс. экземпляров, выходит 1 раз в 2 месяца) в качестве такой же демонической и не вполне человеческой фигуры выступают выходцы с Кавказа, именуемые не иначе, как "чурки", "хачики" или даже "зверьки".

Важную роль для формирования демонизированного образа врага в таких изданиях играют изображения: карикатуры или даже комиксы. Например, в июльском номере "Нашего обозрения" был помещен длинный комикс, который сначала показывал, как "чурки" воруют, обманывают и жируют за счет русских людей, потом появляющийся в комиксе главный герой "прозревает", выбривает голову и в конце участвует в расправе над "чурками" вместе со своими бритыми наголо друзьями по партии.

"Наше обозрение" является партийным изданием, что обусловливает некоторую специфику. Печатные органы политических партий просто обязаны помимо негативных материалов высказывать какие-то позитивные концепции и пропагандировать свою идеологию. Негативные материалы, содержащие Язык Вражды, занимают в партийных национал-радикальных изданиях (таких, как "Наше обозрение") чуть меньше места, чем в непартийных (таких, как "Наше отечество"), однако степень радикальности высказываемых чувств может быть не меньше, ведь проще объединять радикально настроенных националистов (в большей степени – молодежь) против общего врага, нежели добиваться высокой степени консолидации путем пропаганды позитивных ценностей.

Довольно радикальной, и при этом яркой и интересной партийной газетой в последние годы являлась ныне запрещенная газета "Лимонка" (тираж – около 10 тыс. экземпляров, периодичность – 1 раз в 2 недели, главный редактор – Алексей Волынец, а ранее – Эдуард Лимонов). Национал-большевики практически избегали эксплуатации антисемитизма, основные объекты Языка Вражды партийных изданий – это кавказцы и американцы, однако сложно было бы назвать группу, к которой лимоновцы относились хотя бы нейтрально. Ксенофобия национал-большевиков была направлена против Запада, ценностей современной европейской цивилизации, Америки, различных народов (хорватов, украинцев, крымских татар, финнов – практически кого угодно) и конфессий (католиков, протестантов, иногда даже православных, различных сектантов и т. п.). Язык Вражды встречался как в пространных статьях (например, в серии статей Лимонова "Плохие народы есть!" или в цикле материалов исторического характера, посвященных объяснению того, почему надо было депортировать крымских татар, чеченцев, или как плохо себя вели финны во время Зимней войны), так и в призывах типа: "Убей янки!". Еще большую роль для "Лимонки" играла социальная ненависть: к богатым ("Ешь богатых!"; "Убей буржуя!"), чиновникам, милиционерам, журналистам, семье как институту… Характерен лозунг одного из выпуска газеты: "Так убей же хоть одного!". Источник цитаты – известное стихотворение "Убей немца", написанное в годы Великой Отечественной войны. В современном контексте совершенно непонятно, кого именно призывает убить "Лимонка". Для издания НБП был характерен именно такой немотивированный и неперсонифицированный призыв к насилию.

В настоящий момент наиболее радикальным в своей риторике партийным изданием является печатный орган Народной национальной партии газета "Я – Русский" (учредитель – Александр Иванов, выпускающий редактор – О. Ярошенко, тираж – 7,5 тыс. экземпляров, периодичность – 2 раза в месяц). Для издания ННП одинаково важны и кавказофобия, и антисемитизм, и другие формы расизма. Газета во многом ориентирована на агрессивную молодежь, поэтому она доходит до откровенной апологетики насилия, впрочем, не персонифицируя его объекта.

Для полноты картины можно упомянуть еще неоязыческие националистические издания. Основные неоязыческие издания выходят довольно редко ("Русская правда" Александра Аратова – несколько раз в год тиражом в 3 тыс. экземпляров, питерская газета "За русское дело" Романа Перина и Олега Гусева – тиражом 5 тыс. экземпляров) и посвящены, как правило, внутренней полемике о том, кто правильнее почитает "родных богов", и критике христианства. В антихристианской полемике немаловажное место занимают антисемитские аргументы. Христиане и евреи – основные объекты Языка Вражды в неоязыческих изданиях. Характерна цитата из одного из последних выпусков газеты "Русская правда": "Христианство – это религия, специально придуманная иудеями для рабов… Иудохристианство – это еврейская религия, которая навязывалась народам мира силой. Огнем и мечем. Звериная ненависть к традиционным языческим религиям – это… основа всего иудеохристианства. Прочитайте еврейскую Библию (особенно Ветхий Завет). Он кишит еврейским шовинизмом и ненавистью ко всему нееврейскому…" Здесь отчетливо прослеживается уже выделенный нами мотив: уверенность автора в том, что объект его ксенофобии испытывает еще большую ненависть к нему самому, и поэтому любые негативные чувства и агрессивные действия будут только ответными и вполне адекватными.

Мы рассмотрели весь спектр коммуно-патриотических и националистических изданий современной России – от умеренных до оголтелых, и проанализировали роль и характер встречающихся в них проявлений Языка Вражды. Большинство интересующих нас газет использует Языка Вражды при формировании образа врага с целью мобилизации сторонников перед лицом неизбежного противостояния. Как правило, образ демонизированного врага создается с помощью перечисления реальных и мнимых пороков и преступлений "Другого" и приписывания ему ненависти и агрессивных намерений по отношению к русскому народу. Наиболее радикальные издания позволяют себе прямые призывы к насилию по отношению к этому врагу, однако таковых меньшинство.

На основе изученного материала можно уверенно утверждать, что наиболее радикальные проявления Языка Вражды содержатся в наименее популярных и влиятельных газетах, и наоборот. В случае "Советской России" можно, пожалуй, без особой натяжки утверждать, что Язык Вражды встречается в издании в целом не чаще, чем, например, в "Комсомольской правде" (хотя, конечно, объекты и характер Языка Вражды разные). Конечно, множество других, куда более радикальных изданий, продолжают сеять ненависть и ксенофобию. Под влиянием национал-радикальной пропаганды находятся десятки, если не сотни тысяч россиян. Но, на взгляд автора, популярность изданий, активно эксплуатирующих Язык Вражды – не причина, а только яркая иллюстрация предельно высокого уровня ксенофобии в обществе.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Азербайджанцы 24 3 4 17 не русские 94 19 24 51 не христиане 6 1 1 4 не православные 6 0 0 6 мусульмане 35 христиане русские
журналистика Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ 2 деятель
Религиозным чувствам журналист деятельностью
Дискриминации 31 2 9 20 создание негативного образа этнической оправдание случаев
Кавказцы

сайт копирайтеров Евгений