Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

Верхняя часть дарохранительницы украшалась различными лиственными орнаментами, розетками и круглыми фигурками (рис. 108). Нижняя ее часть и подножка отделывались так же, как и подножка чаш. Описанная форма не исключала, конечно, и других, но была самой любимой, а в отношении отделки — образцовой для другой священной утвари, преимущественно  креста.


Рнс. 109

Реликварии, для  которых и прежде   существовали   различные   формы, стали    теперь    еще    разнообразнее. Впрочем, это  разнообразие  касалось только украшений и отделки релик-варии,  которые  сами  по  себе  имели очень простую форму, в особенности, если были стеклянные или хрустальные. В этом случае им придавали форму шара, цилиндра или чаши. Впрочем, иногда хрустальные реликварии делали в виде кресла или птицы, обычно голубя, причем стеклянная часть составляла туловище животного.
Кресты делались с ножкой, как у чаши. Чаще всего хрустальные реликварии вставлялись в металлическую оправу, прорезную и архитектурно расчлененную, сделанную наподобие ковчега, укрепленного на столбиках или поддерживаемого фигурками. Реликва-рии в форме тех реликвий, которые в них предполагалось хранить, делались и теперь, но все реже и реже.
Наиболее характерной для хрустальных реликвариев была форма чаши на высокой подножке и с крышкой, которая отделывалась всегда архитектурно в виде группы островерхих башенок с расставленными между ними фигурками и с фигурой святого или распятием на вершине средней башенки.
Такие реликварии были очень похожи на описанные выше дарохранительницы (ср. рис. 108). Делали также реликварии в виде отдельных круглых или многосторонних башен, с нишами и фигурками, в виде различных частей зданий, например, колонн, связанных между собой архитравом, и, наконец, в виде целого здания, например, церкви и т. п. Башнеподобные реликварии укреплялись обычно на высокой ножке, а остальные — на плоском поддоне. Нередко реликвариям придавали форму ковчегов или гробиков с архитектурной отделкой нишами, колонками, розетками и т. п.
У разного рода церковных сидений — епископских, клиросных и скамей — орнаментами украшались главным образом спинки (при-слоны), а у аналоев и лекториев  — их нижняя часть.
Иногда вокруг спинки шел орнамент из листьев, цветов и завитков, чередующийся с человеческими фигурками, нередко фантасти-
115

Г. Вейс. История культуры народов мира


ческими. Спинки сидений делались всегда выше ручек. Теперь, когда кли-росные и епископские сидения стали завершаться похожими на балдахин навесами, их спинки стали гораздо выше. В этом же стиле отделывалась и нижняя часть сидений — ножки или четырехсторонние закрытые тумбы (рис. 109, 110).
Церковные сиденья изготавливали не только из дерева, но также из камня и металла, украшали их резьбой, живописью, позолотой и (преимущественно в Италии) инкрустацией. Кроме описанных, в церквях имелись сидения меньших размеров и    часто   без   всякой   архитектурной
отделки, сделанные на манер старинных складных стульев — с выгнутыми спинками и поручнями. Несколько таких стульев дошло до нас. Несмотря на следы позднейшей переделки, они могут быть отнесены к концу описываемого периода или к началу следующего (рис. 109, ПО); принадлежали ли они к церковной утвари, неизвестно.
Шкафы и сундуки, служившие для хранения церковных сосудов, облачений и других ценных вещей, сохранили свои обычные простые формы до самого конца этого периода, а в отдельных случаях и до середины XVI в. (рис. 111). Шкафы продолжали делать с несколькими дверцами, расположенными в один или два яруса, на низких ножках или без них.
Сундуки делались на ножках или без них, с плоской, выгнутой или многогранной крышкой. Отделывали их так же, как и шкафы.
Осветительные приспособления — паникадила и подсвечники — сохранили свои прежние формы, но отделка их стала богаче и художественнее. Большие паникадила (которым придавали символическое значение изображений небесного Иерусалима) устраивались главным образом в виде кольца или обруча, от которого шли вокруг светильники искусной резной работы, украшенные фигурками и другими   орнаментами.
Столовая посуда, как и прочие предметы столовой утвари, отличалась и з я щ н о й о т д е л к о й (рис. 112, Ж а н П е н и к о . Кувшин). Во Франции она была разнообразнее, чем где-либо. К ней принадлежали так называемые нефы (судки), солонки и треножники — крупные, богато отделанные посудины, служившие главным образом для убранства стола, а также чаши и блюда, в которых подавалось кушанье.
Солонки занимали самое видное место в убранстве стола. Обычно у каждого хозяина их было несколько, а у богатых людей даже по 20 и более. Хотя солонки предназначались только для соли, их размеры иногда бывали весьма значительными.  Из тех форм, которые
116


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


 


им   придавали,  любимой   была  форма  богато корабля с разными фигурными украшениями.
Солонкам придавали форму бокалов на короткой ножке, с крышкой, а также форму чаш, раковин и т. п. Сам бокал или чаша делались из хрусталя, а металлическая подножка имела вид какого-нибудь животного, обычно змеи, дерущейся с какой-нибудь фантастической птицей, или нескольких змей, которые, обвиваясь вокруг чаши, приподнимали головы над ее краями. Были солонки на плоских поддонах, уставленных фигурками воинов, играющих музыкантов и т. п. В 1363 г. описывается солонка из хрусталя и золота, сделанная в виде закрытого бокала, поддерживаемого тремя дамами.
Питейные сосуды делали из различных, большей частью дорогих материалов: золота, серебра, слоновой кости, редкого дерева и, кро-
орнаментированного
117


Г. Вейс. История культуры народов мира


 

ме того, из стекла, страусовых яиц, кокосовых орехов, раковин, рогов и т. п.
Формы этих сосудов, обусловленные их назначением, были очень разнообразны. Одни имели вид чаши, другие — кубка, третьи — бочонка. У одних были крышки и подножки, а другие их не имели. Крышки у таких больших сосудов, как чаши и кубки, делали закрывающимися (рис. 107, германские каменные кружки).
Чашки иногда были с крышкой, но всегда без подножки и с одной или двумя ручками (рис. 113, сосуд в стиле Генриха II). Сосуды из страусовых яиц, раковин и кокосовых орехов обычно делали на подножках и украшали богатой оправой; рога имели две подножки в виде львиных или орлиных лап, а их верхушку или острый конец украшали львиной или орлиной головой, золотой или серебряной, с эмалью и драгоценными камнями.
Не только дорогая посуда играла важную роль в убранстве стола, но и некоторые блюда, которые специально для этой цели готовились и убирались различными украшениями, порой даже золотыми и с е р е б р я н ы м и . Такими блюдами были в основном печенья и разнообразные паштеты. Иногда они достигали очень больших размеров. Их делали то в виде замков, осаждаемых и защищаемых многочисленными воинами, то в виде оснащенных и вооруженных кораблей, то в виде отдельных животных или их групп.
Но такое роскошное убранство встречалось лишь на княжеских столах и у знати, да и то в особенных случаях. У незнатных людей ежедневная столовая посуда была очень проста: у зажиточных она была оловянная, у небогатых — большей частью глиняная и деревянная. Кухонная посуда была луженой медной, железной или глиняной. Стеклянная посуда была пока редкостью, и даже богачи имели ее в небольшом количестве.
118

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

Мебель и прочая комнатная утварь тоже постепенно становились разнообразнее и красивее по форме и отделке. Усовершенствование мебели шло параллельно с расширением и улучшением жилых помещений, сначала домов богатых дворян, а затем и домов зажиточных   горожан.
Во второй половине XIII в. сначала в Италии и Испании, а вскоре и во Франции началась перестройка существовавших зданий и строительство новых в соответствии с развившимися потребностями. Теперь оказалось недостаточно одной комнаты, которая служила бы и гостиной, и спальней, и кабинетом, а потребовались отдельные помещения для различных нужд.
Мебель и другая комнатная утварь изготавливались преимущественно из дерева, а также из бронзы, железа, кости и других материалов; для украшения использовались резьба, роспись красками, наборная работа, фигурная металлическая обивка и т. п.


Из описываемого периода до нас дошло лишь несколько сундучков, несколько металлических подсвечников очень странных форм и небольшое количество мелких металлических вещей: ключей, оковок и т. п. Сундучки эти различной величины, продолговато-прямоугольные, с плоской, двускатной или полукруглой крышкой, сделаны из кости либо из дерева.
Сундучки    из    кости    снаружи украшены   резьбой,  деревянные обтянуты   бархатом   или   расписаны   красками    по    пергаменту или   коже   (рис.   114,   115);   подсвечники большей частью состоят из четырехсторонней или многогранной    подставки,    цельной или прорезной, с острием посредине, на которое и насаживалась свеча.
Из сидений самой роскошной отделкой отличались, несомненно, троны и почетные кресла, которые при торжественных церемониях и празднествах предлагались высокопоставленным лицам в знак особого  почета.
Троны и тронные кресла в большинстве случаев изготавливались по старинным образцам, т. е. в виде прямоугольного сиденья с высоким вертикальным прислоном из двух столбиков, соединенных перекладиной или без перекладины, в виде стула на перекрещиваю-

119


Г. Вейс. История культуры народов мира


щихся ножках, которые теперь делались не прямыми, а выгнутыми. Сами стулья были по-прежнему не складными, а неподвижными и имели выгнутые ручки. Над тронными креслами устраивали балдахины в виде вертикальной стенки, которая поднималась позади кресла или составляла продолжение его прислона и завершалась горизонтальным навесом.
Почетные кресла устройством напоминали тронные, но были не так роскошно отделаны и не имели упомянутых символических фигур. Они были деревянными, а их украшение главным образом состояло из резьбы, но не были исключением и другие способы отделки — живопись, позолота, металлические орнаменты. Сиденья покрывали подушками, обтянутыми дорогой шелковой материей или бархатом, а иногда завешивали какой-нибудь тканью.
Старинные складные табуреты без спинок по-прежнему составляли принадлежность комнатной мебели, так же как скамьи и лавки, которые теперь стали делать красивее и удобнее. Длинные тяжелые лавки, прежде стоявшие под стенами, сменились небольшими, которые тоже расставляли вдоль стен одну подле другой. Эти лавки делались на довольно высоких ножках, с высокой спинкой и боковыми, большей частью прямыми спинками или ручками.
Буфеты имели форму больших прямоугольных или круглых столов также на четырех или шести ножках. На буфете расставлялись пряности, фрукты, печенья и конфеты, а иногда и дорогие золотые и серебряные сосуды, для чего на верхней доске буфета устраивали своеобразную этажерку из двух или трех полок.
Кровати стали делать ниже, чем прежде, с высокой прямой спинкой в головах. Вместо одного матраца клали два — один на другой, а поверх изголовья укладывали особую подушку. Ширина одеял тоже увеличилась, в особенности верхнего покрывала, которое теперь закрывало всю постель вместе с кроватью.
Балдахин над кроватью тоже стал шире и длиннее; он уже не спускался с потолка как занавес, а натягивался на прямоугольную раму, укрепленную на четырех столбиках по углам кровати, и задергивался со всех сторон на кольцах, двигавшихся по железным прутьям. Впрочем, кровати по-прежнему оставались самой заметной частью меблировки. Если отделка деревянных частей, незаметных из-под покрывала, стала теперь проще, то она с избытком восполнялась бо-
120

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Также разрезы вдоль длинных
История культуры народов мира nbsp
В германии на нижней части кафтана делали разрезы
Особенно в англии

сайт копирайтеров Евгений