Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Священническое облачение сохраняло свою однажды установленную форму и изменялось лишь в отделке, которая становилась богаче и красивей по мере развития прикладных ремесел. Кроме мавританских и по их образцу изготовленных шелковых тканей со звериными и растительными узорами, с начала XIV в. для облачения стали использовать не менее дорогие шелковые ткани с вышитыми на них изображениями из жизни Спасителя и апостолов.


Весьма популярный у знати в это время платяной узор из репейных шишек или гранатовых яблок, вышивки из жемчуга, обшивка драгоценными камнями и золотые украшения — все это было перенесено на облачение, пышностью которого духовенство старалось превзойти невероятную княжескую роскошь.
В результате главные части облачения до такой степени отягощались украшениями, что оно утрачивало всякую гибкость и не могло собираться в складки. Это послужило причиной сужения церковного облачения. Д а л ь н е й ш и е изменения, которым оно подверглось, состояли в следующем (рис. 73, 74).
Чулки обычно делались из легкой шелковой тафты, поэтому их носили поверх   полотняных.   Прежний   узор на них стал чаще заменяться широкими и узкими полосами. Обувь получила форму ботинок с богато украшенной  полосой,  которая  шла  от  носка вдоль   подъема   и   разветвлялась   на боковые полосы. Эти   полосы,  которые  на  башмаках   Папы   имели  форму  креста, с XV в. вышивали жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Отделка наплечника, как и альбы, по вороту, рукавам и подолу стала гораздо богаче. Кроме того, с середины XV в. вошло в обычай обшивать подол альбы красивой прорезной полотняной обшивкой.
Пояс постепенно сделался короче, так как им опоясывались только в один оборот, но его концы, завязанные спереди, по-прежнему доходили до колен. Кроме шелковых цветных поясов появились полотняные, с вышитыми на них серебром или золотом цветами вместо прежних изображений животных.
Стола обыкновенно делалась того же цвета и узора, что и риза, под которой ее носили. К обычным для нее украшениям в виде гео-
72

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

 

метрических фигур и животных присоединились вышитые золотые с эмалью бляхи, то круглые, то угловатые, а с XV в. — изображения гербов, арабески и украшения в форме листьев. Концы столы вместо привычных кистей и звоночков обшивались длинной цветной бахромой.
Со второй половины XV в. далматика стала короче и доходила только до середины икр. По краям она обшивалась густой бахромой, а спереди, по обеим сторонам ее нагрудника и посредине окаймляющей его полосы, прикреплялось по шелковому шнурку с такой же кистью.
У туницеллы вышитые каймы постепенно заменялись такой же бахромой, как у далматики, а рукава с начала XIV в. стали делаться уже рукавов   далматики.
Богаче всего отделывали ризу, особенно с середины XV в., когда появились новые приемы вышивания и прочего  украшения.
С этого же времени широкие нашивки, которые шли от обоих плеч и, соединяясь на спине и груди, спускались вниз и составляли главное украшение ризы, стали заменять одной, но очень широкой нашивкой на спине. Эта нашивка имела вид латинского креста с изображением распятия и группы стоящих под ним. Передняя часть ризы украшалась одной полосой с вышитыми по ней крестами, на которых иногда тоже изображали  распятие.
Отделка перстня с усовершенствованием ювелирного дела стала изящней и дороже. Выпуклыми или резными украшениями покрывали не только кольцо перстня, но и сам камень, вопреки постановлению, запрещавшему всякие фигурные изображения на нем. В XV в. вошло в обычай изображать на кольце герб Папы с атрибутами Папской власти — двумя перекрещенными ключами и тиарой.
Перстень обычно носили поверх перчатки и поэтому делали его соответствующего размера. Надевая его на голую руку, под него поддевали другое кольцо, которое нередко отличалось не меньшим
73

Г. Вейс. История культуры народов мира

 

изяществом. В конце столетия нередко случалось, что епископы, управлявшие несколькими диоцезами, носили столько перстней, сколько диоцезов было в их владении.
Епископская митра, становясь все богаче, постоянно увеличивалась в высоту, которая в XV в. дошла до несоразмерности. К обычным украшениям епископских митр прибавились вышитые изображения святых, гирлянды и арабески, а с XV в. лопасти митры стали отделывать небольшими выпуклыми орнаментами, похожими на любимые в то время архитектурные украшения, известные под названием шипков.
Посохи из слоновой кости с резьбой встречаются все реже и наконец уступают место металлическим. В начале XIV в. вошло в обычай прикреплять к рукояти посоха платок, предназначавшийся для вытирания пота, который обшивался бахромой и украшался шитьем. Позднее ему придали форму открытого спереди плащика с дорогой оторочкой. Папский и архиепископский посохи имели вместо рога высокий крест.
Наплечник уменьшился в объеме, а его символические украшения были заменены декоративными вышивками. С изменением этого орнамента была введена неширокая лента, которую перекрещивали на груди и спине и прикрепляли к ризе золотыми круглыми щитками.
Нагрудное украшение с 12 драгоценными камнями было со временем заменено наперсным крестом и богато отделанной металлической пряжкой, которой застегивалась мантия. До этого наперсный крест носил только Папа, но позже Папы стали жаловать его епископам и другим духовным сановникам, которые из уважения к прежнему обычаю прятали свои кресты под одежду в присутствии Папы. Нередко в такие кресты вкладывали частички мощей, обращая их таким образом в реликварии.
Мантия,  которую   стали  чаще   употреблять   в   качестве   парадной одежды, приобрела более богатую отделку, особенно по краям и на
74

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

 

спине (рис. 74). Когда в XV в. появилась техника выпуклого вышивания, то новым способом стали делать поясные и цельные фигуры святых и прочие изображения и нашивать их по краям мантии, которые, кроме того, украшали маленькими эмалированными бляшками, цветным шитьем гладью, золотыми и жемчужными вышивками. Каждый край обшивали шелковой бахромой, а иногда и золотыми колокольчиками.
Треугольный спинной щиток мантии уменьшился в объеме настолько, что к концу столетия превратился в разновидность стоячего воротника, сохранив при этом свое прежнее декоративное значение. Иногда на нем, если мантия была принесена в дар, вышивался герб дарителя. Одновременно мантии стали богаче и в
отношении материи: для них выбирали тяжелые шелковые ткани и бархат, непременно узорчатые.
К концу века, в подражание общей моде, мантии снабжали такими длинными шлейфами, что при ходьбе их приходилось приподнимать или даже заставлять других нести их за собой.
Стихарь в начале XV столетия, особенно в Англии, был весьма широк и имел очень длинные и широкие рукава согласно особому распоряжению архиепископа Кентерберийского от 1322 г., предписывавшему каждому священнику использовать его во время служения. К концу XV в. эту одежду стали делать несколько короче и обшивать по подолу и на рукавах белыми кружевами.
Берет все больше приближался к своей окончательной четырехугольной форме. До начала XV в. он еще сохранял прежний вид, но с этого времени стал выше, расширяясь в верхней части. К середине века его стали сшивать из четырех кусков двойным швом, а к концу столетия ставить на плотную и твердую подкладку.
Кроме берета, который с XIV в., особенно в Англии, стал непременным атрибутом всех духовных лиц, существовал головной убор, предназначенный для зимнего времени. Он представлял собой круглую, подбитую мехом шапку с длинным, падавшим на плечи назатыльником, по краям обшитым бахромой.
Красная шляпа и красная мантия с начала XIV в. сделались неизменным отличием кардинальского сана. Шляпа почти не изменялась, лишь в XV веке стало принято привешивать к ее завязкам по три длинных шелковых шнура, соединенных между собой на равных расстояниях тремя такими же поперечными шнурами так, что все  вместе  они  образовывали   треугольную   расширяющуюся   книзу
75

Г. Вейс. История культуры народов мира


сетку. Эти привески, украшавшиеся в местах перекрещивания шнурков шелковыми кистями, иногда доходили до колен, и сохранились в таком виде до тех пор, пока их не перенесли на поля шляпы.
Мантия сохранила свою прежнюю форму плаща с длинным капюшоном или пелериной. Мантии делались из шелковой материи ярко-красного цвета и нередко, особенно на зиму, подбивались горностаем и полностью закрывались спереди, не считая разреза на груди. Подобно другим плащам и мантиям того времени, они имели такой длинный шлейф, что его приходилось носить.
Установленное однажды облачение различных чинов церковной иерархии — Папы, архиепископов и т. д.— осталось неизменным. Оно постепенно упрощалось от высших иерархических степеней к низшим. Предписания относительно литургических цветов соблюдались не так строго, как прежде, так как при возрастающем количестве церквей следить за исполнением этих постановлений становилось  все труднее.
Дьяконам предписывалось надевать орарь через левое плечо и завязывать его под правой рукой так, чтоб концы его свисали из-под надетой  сверху  далматики.  Епископы,  принадлежавшие  к  какому-
76

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
либо духовному ордену, носили под облачением одежду своего ордена, а уже поверх нее надевали стихарь.
Мирская одежда духовных лиц состояла из длинного кафтана и плаща. Из них только плащ сохранил прежнюю форму широкой накидки с капюшоном. Кафтаны делились на два вида — таларь и сутану: первый был широким и длинным и имел длинные и широкие рукава, последняя тоже была длинной, но узкой и застегивающейся спереди на пуговицы одеждой с узкими рукавами. Кардиналы носили сутану ярко-красного цвета, епископы и прелаты — фиолетового, сам Папа — белую шерстяную, остальное духовенство — черную. Такого же цвета был и пояс, которым ее подпоясывали.
В конце XV в. высшее духовенство стало носить шелковые, суконные или войлочные шляпы исключительно черного цвета. Эти шляпы, подобно кардинальским, украшались кистями, висевшими на длинных шнурах по обеим сторонам и своим числом обозначавшими сан носившего.
Хотя описанная одежда была обязательна для духовенства, некоторые его представители все-таки не отказывались от светской роскоши, особенно в Англии и Франции, где она постоянно возрастала.


В Англии уже при Эдуарде III (1327—1377 гг.) был издан закон против роскоши, который был возобновлен при Генрихе IV (1399—1411 гг.); во Франции ее строго осуждали синодальные уставы, обнародованные в Пуатье в 1317 г., и П а р и ж с к и й собор 1428 г., а некоторые ревностные проповедники даже предавали ее осмеянию — все это нисколько не мешало духовенству следовать примеру светских людей и переиначивать даже предписанную уставом одежду согласно требованиям господствовавшей моды.
Таларь теперь шили обыкновенно с длинным шлейфом, пояс богато отделывали, и даже шляпу убирали цветными лентами и прочими украшениями.
«Прежде всего запрещаем мы,— говорилось в предписании 1428 г.,— носить красные и зеленые туники, отороченные пурпуром, и туники с длинным шлейфом, а также слишком широкие отложные воротники и слишком большие разрезные рукава; запрещаем еще слишком длинные или
77

слишком короткие рукава, а также те, на которых спереди и сзади сделаны разрезы, идущие выше локтя».
В Англии в XIV в. нередко случалось, что духовные лица появлялись в красных панталонах и светло-голубом узорчатом кафтане под стихарем и в разрезных нарядных башмаках.


С монашествующим духовенством происходило почти то же самое. Как бы ревностно ни старался Папа Бенедикт XII ( 1 3 3 4 - 1342 гг.) исправить его нравы, запрещая монастырям отчуждать поместья, аббатам давать расточительные пиры, носить роскошную одежду и держать прислугу, а простым монахам иметь лошадей и т. п., это не только не имело никакого воздействия, но еще больше усиливало злоупотребления под влиянием смут, все более сотрясавших папство и церковь.
Хотя многочисленные монашествующие ордена были обязаны носить установленную для них одежду, а новых орденов больше не учреждалось, это не мешало развитию среди духовенства склонности к роскоши. Она распространилась не только среди представителей богатых монастырей, но коснулась даже простых монахов, которые тоже заразились склонностью к щегольству.
П р и этом духовенство не отказывало себе в различных удовольствиях, и уже в XIV в., особенно в Англии, нередко случалось, что духовные лица безнаказанно предавались играм и танцам и носили, подобно мирянам, пестрые одежды и поясные ножи.

То, что постепенно выработалось во Франции, не могло быть сразу и всеми принято в Германии. Нужно было время, чтобы сначала отвыкнуть от старого, а затем привыкнуть к новому. В Германии старинная одежда начала уступать место новой несколькими десятилетиями позже, чем это случилось во Франции.
Коренной переворот в моде, закончившийся во .Франции к  1370 г., в  Германии только начинался. Французское влияние распространялось через Германию и на скандинавские земли. Существовавший в то время костюм, почти одинаковый для обоих полов, длиной  и шириной все еще напоминал о своем древнеримском происхождении (рис. 76). Лишь немногие решались менять привычный покрой на более короткий и узкий, приспособленный к застегиванию на пуговицы или крючки.
В последующее десятилетие, с 1330 до 1340 г., подражание иностранным модам, в основном французским, усилилось, особенно среди молодежи. Мужчины принялись укорачивать свои туникообразные кафтаны, делать на них прорези, нашивать пуговицы и фигурно вырезать подол и рукава. Верхушка капюшонов удлинилась и спустилась вдоль спины в виде хвоста; плащи зашивались или застегивались на левом плече (рис. 77; ср. рис. 79, б, в).
Женщины поддавались нововведениям несколько медленнее и поначалу ограничивались только тем, что делали свои платья немного уже в подоле и более открытыми на шее и плечах. Они стали реже носить волосы распущенными и принялись заплетать их в косы и обвивать вокруг головы (рис. 78).
Об этих переменах подробно рассказывает автор Лимбургской хроники под 1349 годом. «Старые люди,— говорит он,— носили широкую и длинную одежду без пуговиц; только на рукавах пришивали по три или по четыре пуговицы. Рукава были умеренной ширины, а кафтаны на груди в складках и с разрезом до пояса.
79


 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Бросок производился при помощи тяжести
Простые накидки
Особенно в англии
Германия

сайт копирайтеров Евгений