Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Рис. 76
Молодые мужчины носили короткое платье со сборками на бедрах и узкими рукавами; капуции большие, длинные, до самых ног, плащи с пуговицами и тупоносые башмаки. Некоторые носили ка-пуции с лопастью спереди, которая висела до колен и была вырезана по краям зубчиками. Эта мода держалась не один год.
Знатные господа и рыцари, когда они были в нарядном платье, носили рукава с длинными лопастями, висевшими до земли и подбитыми мехом. Дамы и женщины наряжались в платья с узкими рукавами, а сверху надевали соркет; эта одежда была снизу с обеих сторон разрезана и подбита, зимой мехом, а летом тафтой, как кому нравилось».
Подражая иностранному примеру, дамы перенимали прежде всего то, что бросалось в глаза, как это всегда бывает в подобных случаях. Длинные висячие рукава, хвосты на капуциях и зубчатые выемки были не только заимствованы, но и преувеличены; точно так же начали удлинять носки башмаков, подражая французской моде. Не так охотно следовали ей в отношении короткого и узкого покроя одежды. Хотя эта мода нашла себе последователей, но окончательно она утвердилась только к середине века.
До этого узкое облегающее платье, давно ставшее привычным во Ф р а н ц и и и Англии, я в л я л о с ь р е д к и м исключением (рис. 77; ср. рис. 6 и сл.). Принятие и распространение этого покроя знаменовало решительный переворот в костюме вообще. «И сделали себе люди новое платье»,— замечает упомянутый летописец под 1350 г.
Внезапное вторжение новой моды было неблагосклонно встречено консервативными людьми, а городские власти даже приняли меры, направленные на противодействие ему. Постановления, ограни-
80


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
чивавшие роскошь, появлялись и прежде. Например, в Нюрнберге в 1343 г. было принято постановление против чрезмерного пристрастия женщин к золотым украшениям.
Теперь городские власти преследовали цель не столько ограничить усиливающуюся вместе с нововведениями роскошь, сколько привести ее в соответствие с общественным положением различных сословий, чтобы сохранить разграничивающие их внешние признаки. С этой целью были изданы, сначала советом города Франкфурта, затем, около 1356 г., Шпейера и других городов, подробные уставы об одежде, аналогичные французским законам против роскоши.
Такие же уставы были составлены и в скандинавских землях, а в 1350 году они распространились даже на Исландию. Одним из них разрешалось гражданину, имеющему 80 марок серебра состояния, носить камзол из хорошего сукна, имеющему вдвое больше — поверх камзола еще кафтан; у кого было вчетверо больше, тот имел право прибавить плащ, но без меховой подкладки. Люди побогаче, ученые и духовные лица могли одеваться как хотели.
Немецкие уставы были очень подробными в мелочах и, кроме общих положений, имели специальные, касавшиеся людей разного возраста и семейного положения и тех или иных событий частной жизни.
Постановление Шпейерского городского совета от 1356 г. содержит следующие распоряжения: «Чепцы женщин впредь не должны иметь более четырех рядов оборок; ни одна женщина не имеет права носить свои косы спущенными на спину, а должна подвязывать их. Незамужняя девица может ходить с распущенными косами и носить шапель, пока не выйдет замуж.


81

Никакое платье, ни нижнее, ни верхнее, не следует делать узким и с пуговицами спереди или со шнуровками на боках. Висячие концы рукавов не должны быть длиннее одного локтя, начиная от локтевого  сгиба.  Оторочка  платья  или плаща, меховая  или шелковая,


Г. Вейс. История культуры народов мира


 

не должна быть шире, чем в два пальца, и то лишь вверху, а внизу никакой оторочки не положено. П л а щ и должны застегиваться сверху; на них не допускается ни серебра, ни золота, ни жемчуга.
Ворот платьев должен быть такой ширины, чтобы не слишком обнажалась шея. Полосатые и вышитые платья, украшения на них и на шляпах в виде букв, птиц и т. п., нашитые шелком, совершенно запрещаются, так же как и украшения из золота, серебра, жемчуга или цветных камней на платьях, плащах, шляпах, поясах и т. д. Мужчинам не позволяется носить на шапках перья или металлические трубочки.
Кто не рыцарь, тот не может носить на себе ни золота, ни серебра, ни жемчуга и т. п. Кафтан должен быть не короче, чем по колено, если он не предназначен для верховой езды. Никому не разрешается носить бороду и пробор на голове.
Верхушка капуция не должна быть ни завита, ни разрезана и иметь длину не более полутора локтей, а спереди без всяких подвесок. Запрещается обувь с длинными носками, и никто, кроме рыцарей, не может носить обуви, которая ради щегольства изрублена и изрезана».
Несмотря на то что нарушение этих постановлений наказывалось денежным штрафом, они, как и французские законы против роскоши, не произвели ожидаемого действия. Их выслушивали и не исполняли, выплачивая, и то не всегда, назначенный штраф. Если же какой-нибудь моралист восставал против общей тенденции, то это не только не сдерживало ее, а еще более усиливало.
Короткое облегающее платье стало распространенной одеждой мужчин, которые нередко так преувеличивали все особенности этого покроя, что далеко превосходили заимствованные иностранные образцы. Если и не каждый имел такое количество пуговиц, о котором упоминает Гагециус, то все-таки подобная отделка была во вкусе времени и всем нравилась.
Во Франции короткие кафтаны шились с цельной баской и разрезом т о л ь к о на груди, к о т о р ы й застегивался на п у г о в и ц ы (рис. 6 — 8); в Германии на нижней части кафтана делали разрезы и обшивали их пуговицами (рис. 79). На рукавах по заднему шву тесно нашивали маленькие пуговки, стараясь поместить их как можно больше (рис. 79, б, в).
82


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
Рукава были очень узкие и нередко имели такую длину, что обшлага закрывали кисть руки до самых пальцев (рис. 79, а). Д л я украшения к ним пришивали, не подражая иностранной моде, длинные лентовидные детали различной формы, которые иногда доходили до земли (рис. 79, а).
Короткий кафтан назывался шекке, длинный — ваммс. Это название, происходящее от термина «ваммезон», означало поддевку, которую рыцари носили под броней. Во время оккупации англичанами Эльзаса (в 1365 г.) местное население переняло у них некоторые детали костюма и новые их наименования.
«Одежды их,— говорит в своей хронике Якоб Твингер фон Ке-нигсгофен,— были длинными и богатыми, на ногах они имели отличные металлические поножи. С этих пор и в Страсбурге стали носить длинное платье и короткие кафтаны, поножи и островерхие шапки, что до того времени было не принято».
Следуя иностранной моде, богатые щеголи спускали пояс так низко, что он почти касался нижнего края кафтана. Как правило, остальные горожане носили его немного ниже талии (рис. 79; ср. рис. 6, 7). В то же время в отделке пояса, как и в отделке сумок и ножей, которые на нем носили (рис. 79, б, в), постепенно дошли до того, что в законах против роскоши на нее было обращено особое внимание.
Остроносая обувь и так называемые гугели (название, соответствующее латинском\   «клкуллюс»   —   наголовник, капюшон)  изменя-
лись и отделывались согласно местным вкусам, независимо от влияний иностранной моды.

Рис. 79
83


Г. Вейс. История культуры народов мира


 

Невзирая на постановления городских властей, регламентировавшие длину носков обуви и форму головного убора, всякий носил их так, как ему нравилось. Гугель, а если он был с воротником или пелериной, то и воротник отделывали по краям насечкой, иногда в несколько рядов. Кроме того, нередко его делали так, что он мог застегиваться спереди или наглухо, или только до половины, как в Богемии, где его носили застегнутым до самых глаз. Конец или верхушку иногда удлиняли настолько, что она висела сзади хвостом, и тоже обшивали зубчиками. Гугели обычно имели очень яркие цвета.
Плащи были двух видов  — открытые на правом боку и застегивавшиеся на плече (рис. 79, б, в) и закрытые, с  отверстием  для  головы  и  без разреза или с застежкой спереди на пуговицах. Эта закрытая форма плаща называлась колокол. Относительно волос и бороды у Гагециуса находим под 1329 г. следующую заметку:  «Тогда рыцари начали отращивать себе бороды, а раньше они ходили гладко выбритые; некоторые носили усы, как собаки и кошки. Другие, отрицая свой пол, приняли женский обычай и носили длинные распущенные волосы, причесывали их и мокрыми сушили на солнце.
Кое-кто, желая отличиться перед другими и казаться красивее, завивал свои волосы, и чем искуснее он умел это сделать, тем прекраснее себя считал». Хотя это замечание касается только Богемии, оно может быть распространено и на всю Германию.
С 1350 года начал изменяться и женский костюм. До сих пор женщины одевались в старинную длинную и широкую одежду, обшивая ее мехом или какими-нибудь каймами (рис. 80). Но теперь верхнее платье без рукавов вышло из употребления или было переделано в так называемые соркет.
На юбке справа и слева делались разрезы (эта мода, впрочем, существовала недолго), или все платье зауживалось, и к нему прибавлялись рукава. Подражая мужчинам, женщины тоже довели фасон костюма до нелепых преувеличений и даже превзошли в этом отношении мужчин.
Началось с того, что лифы стали делать все уже и обшивать мелкими пуговками в еще большем количестве, чем у мужчин; затем и рукава начали украшать подвесками в виде лент и шнуров, спускавшихся до земли (рис. 81, а). Рукава, в особенности у нижнего платья,
84


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


были до крайности сужены, а у верхнего делались несколько свободней и с насечкой по краям.
Вопреки запретам, все больше и больше открывали шею и плечи (рис. 81, а), делая вырез лифа настолько глубоким, что груди, и без того приподнятые узким корсажем, почти до половины обнажались. Одновременно, как бы взамен укороченного лифа, юбку верхнего платья стали удлинять в шлейф, подражая французской моде.
Поскольку длина шлейфов сначала была весьма умеренной, то городские власти не считали нужным запрещать эту моду. Привлекала особое внимание отделка поясов: она становилась все роскошней, а сами пояса все шире, порой доходя до безобразных форм (рис. 81, а).
Кроме головных уборов, заимствованных у иностранцев вместе с прической, молодые и старые женщины носили гугель, очень похожий на  мужской.
Вместе с ним стали входить в моду и чепцы местного фасона, о которых упоминалось в городском постановлении Шпейера. Эти чепцы закрывали голову и плечи, а по наружному краю, обрамлявшему лицо, были обшиты в несколько рядов красиво завитыми зубчатыми оборками (рис. 81,6). Они являлись головным убором только замужних женщин, которые, вопреки постановлениям властей, увеличивали число оборок и всячески украшали чепец.
Молодые, согласно предписаниям, носили традиционные головные повязки и обручи, не считая гугеля; волосы заплетали в косы или просто распускали по плечам (рис. 80, 81). Со всеми этими головными уборами надевалось покрывало (вуаль).
С самого начала столетия широкий тапперт стал любимой одеждой мужчин. Ему отдали предпочтение из-за того, что его покрой, особенно широкие и очень длинные рукава, допускал распространенную тогда  отделку зубчатой  высечкой.
Расширив рукава еще больше, их стали разрезать то до половины, то во всю длину, высекая зубцами края разрезов. Сначала высечку делали в один ряд и с зубцами одинаковой формы, потом двойную, тройную и различных фасонов. Такой же высечкой украшали подол одежды, постепенно увеличивая ширину высечки снизу кверху.
Воротник и даже проймы, где вставляются рукава, тоже вырезывали зубчиками. Подобные тапперты из-за своей дороговизны были доступны  лишь   зажиточным   горожанам.  Люди   с  меньшим  достат-
85


Г. Вейс. История культуры народов мира


 

ком, а также те, кто не любил особых перемен, продолжали носить тап-перты прежнего простого покроя, в форме широкого чехла с довольно узким отверстием для  головы.
Этот покрой продержался почти до середины XV в., после чего изменился так, что, кроме отверстия для головы были прибавлены отверстия для рук, отороченные мехом так же, как и подол.
Так как тапперт любого покроя закрывал  большую  часть  тела,  тем  самым  скрывая от  глаз  узкий  пестрый кафтан, когда он был надет под ним, то  этот кафтан и  оставался  без особых  перемен.  Он  подвергся  изменениям    лишь    тогда,    когда    тапперты стали выходить из моды или превращаться    в    распашные    «шаубе»,    что произошло не ранее середины XV в. Мода на обувь с острыми  и длинными носками утвердилась настолько прочно,   что   представители   высших сословий    старались    перещеголять друг друга длиной носков своих башмаков. Подобным соревнованием заразились и люди победнее. Некоторые щеголи, не ограничиваясь различием в длине носков, надевали на них по колокольчику  или погремушке и носили обувь ярких цветов. Например, в Эрфурте в   1444 г. была в моде обувь из красной оленьей кожи. Чтобы облегчить ходьбу, под башмаки надевали, как во Франции и Англии, деревянные высокие подбашмачники, причем  тоже  с длинными  носками.  Эти  подбашмачники  прикреплялись к ноге при помощи ремня и как правило были окованы железом или медью на пятке и носке.
Из головных уборов любимой была шляпа тех фасонов, которые соответствовали моде во Франции. Меньшей популярностью пользовались распространенные там высокие воронкообразные шапки из мягкого войлока. Их носили мало, причем они были гораздо ниже и часто были украшены разноцветными лентами, вышитыми бортами и т. п.
Кроме того, был распространен англо-французский обычай обшивать шляпу или шапку длинной и широкой лентой, конец которой спускался сбоку. Она делалась из легкой шелковой ткани. Сначала, по французскому образцу, только ее концы вырезались зубчиками, но впоследствии таким же образом стали вырезать и ее долевые стороны, разнообразя при этом форму зубчиков.
86


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


Гугель не был полностью забыт, но теперь его надевали только для защиты от холода или непогоды, как и головные уборы, которые почти не изменили своей прежней формы.
Впрочем, среди мужчин, к какому бы сословию они ни принадлежали, многие эту моду не приняли. Некоторые умышленно одевались как можно проще, чтобы этим контрастом подчеркнуть всю нелепость  щегольства модников.
Женщины тоже не все гонялись за модой. Многие представительницы высших сословий уклонялись от нее, соблюдая лишь соответствующую их званию и общественному положению представительность. Поэтому художники того времени (до 1440 г.) находили образцы для своих мадонн и святых почти исключительно в среде высшего сословия (рис. 82, 83).
Но зато любительницы моды с удовольствием меняли узкий покрой на широкий и наоборот (рис. 84), отбросив всякое смущение, продолжали обнажать шею и грудь как можно больше, изо всех сил стягивая корсет и поднимая пояс под самые груди.


Хотя на платья подбирались все более ценные ткани, шлейфы постепенно увеличивались. Даже плащи постепенно превратились в одежду со шлейфом, а их верхняя часть расширилась и к ней прибавился отложной воротник (рис. 84, б). Длинные рукава, зубчики, погремушки, а также башмаки с длинными носками были распространены как среди женщин, так и среди мужчин. Они переняли от последних даже деревянные подбашмачники и включили в число своих головных уборов наряду с сетками и головными чехлами мужскую шляпу с поднятыми полями, окрашивая ее в яркие цвета и украшая различными мелочами.
Вуаль благодаря увеличившейся легкости и тонкости ткани стала длиннее и шире. Ее прикрепляли к головному убору, причем особенное внимание обращалось на красоту шпилек, которыми ее прикалывали. Применявшаяся и раньше, особенно старыми и замужними женщинами, ризе для окутыванья подбородка и шеи, так же как и сплоенные (уложенные складками) спереди чепцы, теперь часто чрезмерно заплаива-лись, к тому же к ним прибавляли особый наголовник (рис. 84, в).
Прическа изменилась в сторону того, что локоны постепенно были заменены косами, причем голову украшали венками, лентами, пестрыми
87


Г. Вейс. История культуры народов мира


перьями, цветами, розетками и золотыми обручами. Щегольство драгоценными вещами и дорогой отделкой платьев постоянно возрастало. Те же, кто были не в состоянии покупать себе настоящие вещи, довольствовались подделками, для изготовления которых в разных местностях довольно давно образовались особые корпорации ремесленников.
Французско-бургундская мода распространилась повсеместно. Мужчины, раньше ее не признававшие, стали носить неприлично узкую и короткую  одежду.
Любимые прежде широкие и длинные тапперты сменила распашная шаубе, а затем — пестрый обтягивающий кафтан, который постепенно укорачивали и суживали до того, что около 1480 г. он превратился в чрезвычайно узкую куртку с рукавами и очень короткими фалдами, открытыми на боках (рис. 87, а), или вовсе без фалд. Такая куртка и узкие штаны в обтяжку с перенятой у французов бракетт (рис. 85), прикрепленные к куртке завязками или шнурками, настолько плотно обтягивали тело, что под ним отчетливо обозначались все формы.
Куртки стали делать более открытыми спереди, с вырезом на груди, как у женщин, и вышитым нагрудником. Рукава укорачивали, делали на них разрезы, которые подбивали буфами. Вышивками украшали края нагрудного выреза, а иногда и рукава по всей длине от плеча до локтя. Взбитые оплечья пока еще встречались редко, зато разрезы на рукавах и остальной одежде привели к тому, что в моду вошли тонкие полотняные сорочки.
88


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Особенно    мужской
До формирования упомянутых полков состав германского войска был таким же франции главным
Был особенно богат
Вейс Г. История культуры народов мира истории 2 особенно

сайт копирайтеров Евгений