Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

из сундука и кровати.


Г. Вейс. История культуры народов мира
&   &


В XV в. ремесла достигли высокого уровня развития. Изобретались все новые способы для поддержания постоянно возраставшей тяги к роскоши. Образовывались новые цехи, а в уже существовавших появились новые подразделения.
Отделка утвари стала значительно богаче и разнообразнее. Вещи, которые предназначались преимущественно напоказ, до такой степени обременяли украшениями, что под ними исчезала сама вещь. Эта неумеренность в украшательстве, постепенно усиливаясь, перешла все границы, после чего бросились в другую крайность — простоту, которая на поверку оказалась бессодержательной холодной пустотой. Между этими двумя крайностями ремесленники продолжали балансировать до конца столетия, то причудливо соединяя холодные голые поверхности с густыми массами разнообразных орнаментов, то ограничиваясь только последними.


Из новоизобретенных украшений, кроме фантастических звериных и человеческих фигур, чаще всего употреблялись архитектурные, в их новой роскошной обработке: увитые кудрявыми гирляндами и разнообразно расчлененные столбики и колонки, сквозные и прорезные верхушки, удлиненные или плоские остро-дужные арки, различно отделанные плоскости и т. д.
Прежде всего эти украшения были использованы в церковной утвари, по крайней мере в тех ее принадлежностях, форма которых допускала такое применение. К их числу принадлежали и чаши, хотя их орнаментация грешила скорее излишеством, чем недостаточностью.
Подставку чаш нередко стали делать в виде группы столбиков, связанных между собой сквозными нишами и островерхими арками, или в виде опрокинутой цветочной чашечки с красиво выгнутыми и разнообразно пересекающимися лепестками (рис. 116). Саму чашу украшали растительными орнаментами или выгравированными изображениями, преимущественно на евангельские темы. Иногда вся чаша вместе с подножкой отделывалась мелкой филигранью (рис. 117).
В том же стиле отделывали и более крупную утварь, например, купели (рис. 119), паникадила и подсвечники. Для паникадил появилась новая форма — шарообразного или овального яблока с выходящими из него подсвечниками. На яблоко иногда ставилась округлая фигурка, которая вместе с яблоком окружалась легкой решеткой из красиво пересекающихся столбиков, обвитых украшениями в виде листьев и т. п.
122


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


Отделка подсвечников, сохраняя традиционные основные формы, стала гораздо роскошнее, доходя порой до излишества.
На деревянной церковной утвари — алтарях, кафедрах, сиденьях, шкафах и т. д.— новое направление отразилось, кроме увеличения орнаментации, возросшим применением инкр\стации. Это было особенно характерно для Италии, где такой способ украшения вместе с искусством резьбы по дереву был доведен до совершенства руками отличных мастеров. Инкрустацией делали не только различные орнаменты, но и целые фигурные композиции в виде зданий, цветов, плодов и пр., сохраняя  при   этом   нежность  тонов   и
красоту форм. Инкрустация употреблялась для украшения таких плоскостей, которые по своему назначению не допускали выпуклости орнаментов, например, высокие спинки кресел и т. п.
Превосходный образец инкрустации представляют клиросные сидения в соборе в Орвието работы Пьетро ди Манелла (рис. 120). Изобилие украшений, которыми обременяли подобную утварь, доходило до того, что они подавляли ее основные формы. Это видно на большей части епископских сидений и клиросных скамей богатых церквей, преимущественно в Средней и Северной Европе.
Клиросные сидения располагались непрерывными рядами вдоль клиросных стен так, что совершенно закрывали их собой, составляя существенную часть внутреннего убранства храма. К наиболее простым, но довольно богато отделанным принадлежат клиросные сидения в госпитальной церкви в Штутгарте, относящиеся к 1490 г. (рис. 121). Самыми замечательными как по роскошной отделке, так и по художественному исполнению считаются клиросные сидения в Ульмском соборе, изготовленные между 1469 и 1471 гг. Георгом Сюрлином.
Епископские и прочие церковные кресла (рис. 122, 123), так же как и скамьи (рис. 124) и кафедры того времени, были весьма разнообразны. Кафедры получили особенное значение благодаря немалому количеству превосходных проповедников, появлявшихся на них. Даже сама форма кафедр стала изящнее.
Прежде они представляли собой круглое или прямоугольное возвышение, закрытое со всех сторон, или установленную на нескольких опорах огороженную площадку. Теперь же площадка кафедры ставилась на одной колонне и оформлялась так, что вся кафедра походила на сосуд (рис. 125). Как колонна, так и верхняя часть вместе с лестни-
123


Г. Вейс. История культуры народов мира


 

цеи и доской для отражения звука обильно покрывались украшениями. В таком же стиле отделывали шкафы, сундуки и другую подобную утварь.
Еще больше разнообразие форм проявилось в изготовлении мирской, домашней утвари. Многие ее предметы сохранились без изменений, вновь изобретенные не упразднили  уже  существовавших.
Изготовлением сосудов и прочей столовой посуды занимались производители  металлических изделий, в том числе золотых дел мастера и серебряники, если дело касалось дорогой   утвари.   Поскольку   стеклянная посуда   за   пределами   Италии   распространилась лишь в конце XV в., а глазурованная и расписная дорогая    глиняная   посуда   впервые   появилась в это же время опять-таки в Италии, ее применение в домашнем обиходе было весьма ограничено. Ни эта глиняная посуда, ни дорогие стеклянные сосуды, производство которых только начинало развиваться в Италии и которые, как миллефьори и прочие, составляли каждый сам по себе драгоценность, не могли сразу же стать предметом торговли.
Вне Италии все еще производилась посуда из простого неокрашенного или одноцветного стекла. Чтобы сосуд из такого стекла превратить в дорогую вещь, имеющую художественное значение, его отделывали изящной золотой оправой искусной работы.
Обычная глиняная посуда да еще и без разноцветной окраски не могла показаться ценной глазу, привыкшему к серебряным и золотым сосудам. Повысить ее привлекательность можно было только красотой формы и оригинальной раскраской.
В этом направлении до конца столетия мало что изменилось к лучшему, хотя сделанное отличалось художественностью. Основное внимание обращали на максимально четкую выработку формы сосуда, стараясь при этом расчленить и разграничить его части разноцветной глазурью, располагая при этом рисунки в основном по краю сосуда и на его дне. К тому же эта посуда не отличалась разнообразием форм и состояла из блюд различной величины и глубины, больших сосудов для воды и кружек и кувшинов незамысловатых форм.
П р и изготовлении золотых и серебряных сосудов опирались на прежние образцы. О большей свободе в деталях оформления свидетельствуют дворцовые инвентарные описи того времени. Они становятся подробнее, порой до мелочности, однако желание описать вещи с максимальной точностью нередко бывает трудно исполнить
124


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
из-за их сложности, вычурности и чрезмерного обилия украшений. Не давая четкого описания вещей, описи все-таки позволяют представить, какой степени достигала роскошь и какое впечатление она должна была производить на зрителя.


Фонтаны, треножники, судки и прочие крупные вещи, служившие для украшения стола, не изменили своих основных форм, но приобрели необыкновенно богатую отделку. Фонтанам иногда придавали форму миниатюрных зданий, большей частью башен, замков, крепостей и т. п. Здания часто обставляли фигурками, составляя иногда целые пейзажные композиции. Крепости ставили на скалы, по скалам располагали башенки, деревья, человеческие фигурки, чаще всего нападающих и защищающихся пеших и конных воинов. Составляли также пейзажи мирного характера с группами животных и т. д. Иногда это были изображения замков любви, защищающих женщин и влюбленных рыцарей. Д л я усиления эффекта предметы расцвечивались цветной эмалью.
Из собственно столовой посуды по-прежнему самой ценной и красивой вещью оставались солонки. На них оттачивали свое искусство мастера. П р и их изготовлении часто использовались новые, иногда весьма замысловатые комбинации всевозможных орнаментов и разнородные материалы,  из   которых  делались   их
отдельные части. Сам сосуд изготовлялся из хрусталя, яшмы, агата, серпентина и других камней и заключался в золотую оправу. Солонки в виде корабликов окружали раковинами, растениями и фантастическими морскими животными.
Солонки в форме раковин, чаш, корзинок и т. п. обставляли растениями, животными, человеческими и другими фигурками. Если солонка была на подножке, то последняя обычно имела форму какого-нибудь животного, женщины, рыцаря или сарацина в богатом восточном костюме. Были также солонки на трех или четырех архитектурно отделанных ножках. Если подножка представляла собой человеческую фигуру, то чаша устанавливалась на голову фигуры и поддерживалась ее поднятыми вверх руками. Богато отделывались и крышки солонок. Важную деталь украшения составляли драгоценные камни, жемчуг, цветная эмаль. По принятому обычаю солонка всегда ставилась в центре обеденного стола.
Большим разнообразием и причудливостью форм отличались сосуды, в которых подавали напитки и из которых их пили. Кувшины и кружки были круглые, многогранные, узкие и широкие, гладкие и с фигурным профилем. Их украшения состояли из цветочных, архитектурных и фигурных орнаментов, плоских и выпуклых. Крышки,
125


Г. Вейс. История культуры народов мира


 

ручки и устья делались в форме фантастических и реальных животных, растений, а иногда и архитектурных деталей. Крышкам и устьям часто придавали вид головы животного с раскрытой пастью. Если носик кувшина поднимали в виде выгнутой трубки из нижней части сосуда, то ему придавали форму змеи.
Ручки также делали в виде извивающейся крылатой змеи или вытянувшегося животного. Кроме того, встречались кружки в форме круглой или четырехугольной башни, обвитого плющом древесного пня, какого-нибудь животного или человеческой фигуры, преимущественно женской, в длинной одежде, или дамы верхом на коне, с добавлением разных украшений — рельефных, гравированных, инкрустаций и т. д.
Что  касается  сосудов,  из  которых пили, то наибольшего разнообразия они  достигли   в   Германии.   По   мере того как множились их формы, увеличивалось и число их названий, которых  больше  всего  было у  немцев. Они    различались   по   вместимости, форме и материалу. В это время появились кубки, двигавшиеся при помощи заключенного в них механизма как бы сами собой, и двойные кубки, соединенные между собой шарниром так,  что  один  кубок служил другому крышкой. Подобные сосуды делались из самых различных материалов: редких пород деревьев, из капа, стекла, хрусталя, слоновой кости, рога, черепахи, страусовых яиц, кокосовых орехов, тыквы, раковин, перламутра и различных камней (халцедона, агата и т. п.). Все они непременно оправлялись в серебро или золото (рис. 118). Затем появились красивые итальянские разноцветные стеклянные сосуды в дорогой металлической оправе. Два таких сосуда конца XV в. находятся в Берлинском музее. Оба они небольшие, один синего, другой темно-зеленого цвета. На синем изображены сюжеты из мифологии, на зеленом — орнаменты, сфинксы и гении.
Богатством форм и украшений отличались и другие столовые и туалетные принадлежности: конфетницы (дражуары), ложки, вилки, умывальники, несессеры для мелких вещей (например, гребешков и т. п.), а также приборы для освещения: подсвечники, висячие лампы
126


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
(рис. 126), ночники и многое другое. У Филиппа Доброго и Карла Смелого были две конфетницы, которые, судя по их подробному описанию в инвентарных перечнях, были очень дорогими и высокохудожественными   вещами.


127

Среди драгоценной утвари, оставшейся после Марио Сфорца (1476 г.), находился полный золотой столовый сервиз на 12 персон. Когда кардинал Пиетро Риарио принимал в своем римском дворце (около 1473 г.) Элинор Арагонскую, проезжавшую через Рим в качестве невесты герцога Феррарского, он велел поставить в приготовленных для нее покоях, кроме прочей утвари, четыре золотых подсвечника с фигурами ангелов, серебряный позолоченный молитвенный стул с ножками в виде львиных лап, полный каминный прибор из серебра и даже серебряный ночной стул с золотым сосудом внутри.


Г. Вейс. История культуры народов мира


 

В столовой был поставлен большой буфет с дюжиной полок, заполненный золотыми и серебряными сосудами, усыпанными драгоценными камнями. Столовая посуда вся была серебряной и переменялась после каждого кушанья. П р и этом, особенно в Италии, было принято, чтобы предметы дорогой утвари, хотя бы и одинакового назначения, были как можно разнообразнее по форме и по материалу.
Чем роскошнее делалась сервировка стола, тем изысканнее становилось приготовление и украшение кушаний. На особенно торжественных пирах теперь подавались, кроме красиво убранных блюд, например, в виде павлинов, целиком изжаренные быки, ягнята, кабаны, олени, большие рыбы и т. п., их украшали позолотой и разным затейливым оформлением; паштеты огромных размеров подавали в виде пестро раскрашенных зданий, со всякими забавными сюрпризами. Даже приправы к кушаньям (зелень, фрукты и т. п.) подавали на стол в таком необычном виде, что они больше напоминали какое-нибудь диковинное произведение природы или искусства, чем кушанье.
Между тем люди небогатые и представители среднего сословия по-прежнему продолжали употреблять медную, оловянную, жестяную, глиняную и деревянную посуду с очень скромной отделкой или без всяких украшений. Употребление новомодной фаянсовой посуды, преимущественно кувшинов и кружек, украшенных живописью и цветной глазурью, как и посуды из белого или зеленого стекла, постоянно возрастало. Вначале такая посуда стала популярной среди зажиточных людей, которые чаще прежнего стали обзаводиться и дорогими металлическими сосудами.
В парадной мебели, такой как тронные и почетные кресла, шкафы, сундуки, наблюдается постоянно возрастающее использование элементов церковной утвари. В орнаментацию вводятся наряду с декоративными украшениями сюжеты религиозного характера — христианские символы, даже ангелы и святые, за исключением изображения Христа и Богоматери, а сама орнаментация становится все роскошнее.
Появились новые стулья с поворачивающимся сидением (рис. 127) и стулья на колесах или катках. Во время болезни супруги Карла VI,
128


 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Имело вид колоколообразной накидки с отверстиями для головы
Германия отпечаток древнемавританского вкуса
Вейс Г. История культуры народов мира истории 5 фигурками
История культуры народов мира народов история

сайт копирайтеров Евгений