Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Вейс Г. История культуры народов мира. Великие христианские государства. Англия. Франция. Германия. XIV—XVI вв.

Европейские народы в XIV — XVI вв
Франция , Англия и Нидерланды
Германия и скандинавские земли
Утварь

Вейс Г.
В 26 История культуры народов мира. Великие христианские
государства. Англия. Франция. Германия. XIV—XVI вв. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 144 с, ил.
ISBN 5-699-Ш31-Х ISBN 5-699-13013-6
Этот том «История культуры народов мира» посвящен времени, когда в Европе понятие «мода» прочно вошло в обиход — для тех групп населения, у которых хватало средств следовать всем ее прихотливым капризам. Согласно духу эпохи, и в этом начинании пальма первенства (пока еще) принадлежала мужчинам. Столицей европейской моды вполне закономерно стала Франция, которая на сотни лет превратилась в эталон в области бытового комфорта и изящной одежды. Это было время, когда профессия портного из ремесла не хуже прочих выделилась в сферу настоящего искусства, где священнодействовали неподражаемые и очень дорогие кутюрье.
«История культуры народов мира» — уникальное издание, в котором описаны костюмы, оружие, мебель, посуда и архитектурные сооружения народов нашей планеты, начиная с IV тысячелетия до н. э. и вплоть до XIX века. Автор этого интереснейшего труда — выдающийся немецкий художник и историк культуры Герман Вейс (1822—1897), профессор Берлинской академии художеств, лично выполнивший большинство многочисленных иллюстраций, украшающих страницы этого энциклопедического собрания. По широте и объему материала, сведенного в единое целое с истинно немецкой добросовестностью и аккуратностью, эта книга до сих пор не знает себе равных в России.
УДК 930.85 ББК 63.3(0)4/.5
ISBN 5-699-11131-Х (МЮ
ISBN 5-699-13013-6 (ИКНМ) © ООО «Издательство «Эксмо», 2005

Приняв на себя роль законодательницы мод, Франция   старалась   выполнять   ее   наилучшим   образом, не останавливаясь ни перед какими препятствиями. Как бы ни был строг закон против роскоши, изданный Филиппом IV Красивым в 1234 г., он не возымел должного действия: определяемые им штрафы платили, но запрещений не соблюдали. Щегольство среди  высших сословий  и  богатых  горожан  не только не уменьшилось, а еще  более  усилилось благодаря расширению торговли и прогрессу ремесел, восточные   шелка,   итальянские    и    нидерландские шелковые материи, несмотря на свою дороговизну, стали доступны и среднему классу. Эти ткани, особенно восточные  и  мавританско-сицилийские, отличались, как и прежде, плотностью, яркостью красок и красотой  рисунка, который  в  итальянских  тканях тоже стал разнообразнее.
Появились и материи, рисунок которых состоял из цветочных орнаментов, чередующихся с изображениями фантастических животных и перекрещивающимися полосками с рассыпанными между ними звездочками, кружочками и т. д., а также ткани, сплошь покрытые фигурами, буквами или произвольными знаками.
Золотая и серебряная парча, бархат и так называемые (но рисунку или по цвету) павлиньи материи ценились так же высоко, как и прежде. Бархат, иногда протканный золотыми и серебряными нитями, по-прежнему делался исключительно зеленого цвета. Позже появились синие и голубые бархаты, а во второй половине XIV в. они стали делаться разноцветными. Все эти ткани, распространяясь, получали новые названия, поэтому проследить за ними иной раз чрезвычайно  трудно.
Шерстяные изделия, в том числе цветные и узорчатые сукна, в основном поставлялись из других стран, преимущественно из Нидер-
3

Г. Вейс. История культуры народов мира
ландов. Оттуда привозились также тонкие полотна и некоторые другие товары, в том числе кожевенные.
Пока подобные товары доставлялись в основном из-за границы, во Франции и Англии делались первые шаги к изготовлению их у себя дома. Производство шелковых материй не развивалось, правда, ни в той, ни в другой стране до середины XV в., однако еще в 1340 г. в Провансе делались первые попытки его организовать. Зато уже в начале XIV в. в Англии при Эдуарде III и затем во Франции быстро развивалась выделка сукон, а вместе с ней и красильное искусство, усовершенствованию которого значительно способствовало открытие новых красящих веществ и составов. Изготовление кожевенных изделий, особенно сафьянов, которыми славились мар-сельцы во второй половине XIII в., тоже быстро прогрессировало, причем одновременно в обеих странах.
С развитием отечественной промышленности, которому способствовало распределение ремесел между цехами и корпорациями, потребление иностранных изделий несколько уменьшилось. Прежде всего это коснулось людей небогатых, которые стали пользоваться местной продукцией, предпочитая те изделия, которые могли соперничать в качестве и цене с иностранными.
Одновременно развивалось и иностранное производство, которое имело лучшие технологии и, соответстъвенно, лучшее качество товаров. Такой передовой промышленностью была в то время нидерландская, не только служившая образцом для других стран, но и способствовавшая их промышленному развитию. Английское производство было обязано своими первыми успехами нидерландским ремесленникам, переселившимся в Англию при Эдуарде III (около 1330 г.).

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


 

Продолжительная война, разгоревшаяся между Англией и Францией и до крайности истощившая их силы, почти уничтожила зарождавшуюся в них промышленность, которая оправилась от нанесенного удара не ранее середины XV в. В это время во Франции снова принялись за выделку сукон и внедрили два новых производства — бумагопрядильное и камчатных  полотен.
Трудоемкий и медленный способ изготовления такой продукции был основной причиной их высокой цены. Самыми дорогими были сукна высших сортов, имевшие плотность и прочность кожи. Красильное искусство, несмотря на внедренные усовершенствования, тоже долго оставалось  дорогостоящим.
Все производства, кроме самых простых, требовали значительных средств для их ведения. Медленнее других развивалось во Франции производство шелковых материй. Его успехи стали заметны только с 1480 г., когда Л ю д о в и к XI выписал греческих и итальянских ткачей, для которых в Туре были устроены мастерские, где они обучали французских ремесленников различным  приемам своего  мастерства.
Нидерландская промышленность не испытала тех потрясений, которые выпали на долю французской и английской. Она продолжала развиваться с неизменным успехом, особенно со времен Филиппа Доброго (1419—1467 гг.), после объединения Нидерландов с богатой   Бургундией.
Упрочившееся благосостояние страны, ее процветающая торговля и порожденная достатком склонность населения к роскоши настолько благоприятствовали развитию нидерландской промышленности, что она успела достигнуть высокого совершенства во многих отраслях уже в то время, когда промышленность Франции и Англии только начинала зарождаться. В Нидерландах развивались не только старинные отрасли производства, но и новые, например, выделка шелковых материй и бархата.
Немного раньше, чем Людовик XI основал такие производства во Франции, в Нидерландах для них были устроены мастерские, изделия которых славились добротностью ткани, прочностью и чистотой красок, богатством и изяществом рисунка. А, например, выделка парчи была поставлена голландцами на такой уровень, что с XV в. могла конкурировать даже с итальянскими изделиями. Что касается производств, издавна освоенных в этой стране, то они к этому времени были доведены до возможного совершенства, как, например,
5

Г. Вейс. История культуры народов мира


выделка разных сортов сукон и полотняных тканей — от простых до самых  тончайших.
Таким образом, высшие сословия Франции и Англии не имели недостатка в разнообразных и дорогих материях для удовлетворения своей склонности к роскоши. Между тем ни количество одежд, ни их покрой не подвергались серьезным изменениям вплоть до упомянутого переворота в середине XIV века. Несмотря на образование отдельных корпораций портных, сапожников и т. д., изменения как в мужском, так и в женском костюме ограничились лишь тем, что одежда стала уже, а мужская еще и короче, а также незначительной переделкой некоторых деталей наряда.
В мужском костюме, состоявшем по-прежнему из рубашки, кафтана, штанов, плаща, головного убора и обуви, изменения коснулись прежде всего кафтана, который, сохраняя свой старинный покрой, постепенно укорачивался, пока не стал выше колен (рис. 1, а, в, г). Уменьшаясь в длину, он вместе с тем становился уже, поэтому для большего удобства при его надевании стали делать разрезы спереди и сзади, которые застегивались на пуговицы или шнуровались (рис. 2, 3).
Рукава иногда отходили от прежнего покроя и тогда были очень узкие, с разрезами, застегивавшимися на пуговицы, или очень широкие, нередко свисающие вниз (рис. 2, 3). Капюшон, отдельный или пришитый к кафтану, сохранился, но его верхушка значительно удлинилась, а у отдельного капюшона с воротником края вырезывались зубчиками.
Подобное украшение стало все более входить в моду, и скоро зубчиками начали обшивать не только подол кафтана, но и все швы и вырез ворота (рис. 2). Даже меховую опушку на одеждах, подбитых или отороченных мехом, отделывали наподобие зубчиков (рис. 3). По подолу и швам она также оформлялась зубчиками.
Плащ оставался без изменений (рис. 4), но наряду с ним появились более короткие накидки, которые спереди застегивались на пуговицы по всей длине. Встречались также накидки, которые не застегивались на пряжку на правом плече, как обыкновенный короткий плащ, а были в этом месте наглухо зашиты, часто до середины предплечья, или же для большего удобства застегивались рядом пуговиц (рис. 5, а, б). Эти накидки делались иногда с большим откидным воротником или с капюшоном и тоже отделывались зубчиками.
6

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
Вместо прежних раздельных штанин, крепившихся к поясу шнурками, появились штаны, придерживаемые вокруг талии продернутым поясом. Так как эти штаны охватывали вместе с ногой и ступню, то к ним для прочности и взамен обуви снизу подшивали кожаные подошвы (ср. рис. 2).
Основной обувью оставались полусапоги, зашнуровывавшиеся спереди, и башмаки. Единственное изменение, которому они подверглись, состояло в постепенном удлинении носков. Удлинение это дошло до того, что уже Филипп IV счел необходимым издать постановление, определявшее длину носков обуви: у дворян — не более двух футов, у граждан — не более одного фута, а у прочих классов — шесть дюймов. Башмаки с такими длинными носками назывались во Франции «пулен», а в Англии — «кракоуз», по названию города Кракова, который считался родиной этой моды.
Из головных уборов носили преимущественно капюшоны и жесткие шляпы, небольшие чашеобразные чепцы и простые повязки появились позднее. Все головные уборы носились или по отдельности, или по два вместе; например, было модно поверх обычного капюшона надевать еще и шляпу (рис. 3; рис. 6, б; рис. 11, а).
Изменение женской одежды  происходило хотя и  не так быстро,
но  все  же  заметно.  Оно состояло  преимущественно   в   суживании


Г. Вейс. История культуры народов мира


Рис. 5
частей одежды, прикрывавших верхнюю часть туловища, так что лиф все явственнее обрисовывал формы тела. За изменением верхней части платья последовало изменение всей одежды. Как и в мужском костюме, перемена началась с того, что, не изменяя покроя одежды, ее закладывали складками, отчего она становилась уже.
Затем стали суживать и сам покрой (рис. 4, а—в), в результате чего лиф начали стягивать шнуровкой и делать на нем разрезы спереди и сзади, как и в мужской одежде. Но так как этот способ давал возможность регулировать ширину платья, он был доведен до крайности, особенно женщинами.
Женщины не ограничивались тугим шнурованием верхней части платья, а стали суживать и его рукава, причем рукав разрезался от кисти руки до плеча и разрез обшивали множеством маленьких пуговок, посаженных очень близко одна от другой (рис. 5, а, в). Нижнюю часть платья, которая кроилась пока еще из одного куска с лифом, стали постепенно делать уже и гораздо длиннее, так что платье, расширяясь книзу, заканчивалось шлейфом. Такие длинные платья впервые появились во Франции.
Вместе с узкими рукавами вошли в моду короткие узкие полурукава, от которых шли длинные узкие полосы ткани, доходившие до земли. Подобные рукава больше использовались в верхнем платье (рис. 5, а), которое продолжали носить, как и прежде, вовсе без ру-
8

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
кавов, с широкими и длинными проймами по бокам (рис. 5, в). Так как пояс стал при узкой одежде совершенно лишним, его надевали в качестве украшения и, чтобы он не соскальзывал с бедер, прикрепляли прямо к платью.
Женские плащи были исключительно наспинные. П р и их изготовлении обращали внимание на украшение красивыми и дорогими аграфами, шнурками и застежками (рис. 4; рис. 5, б, в). В отдельных случаях плащ снабжался воротником, который иногда подбивался мехом и выкраивался таким образом, что мог свободно перекладываться как на спину, так и на грудь (рис. 5, г).
Кроме обуви, которая постепенно принимала все более заостренную форму, менялись и головные уборы, в соответствии с изменением прически. Вскоре обычай носить волосы распущенными был отменен и встречался лишь как редкое исключение среди девушек и молодых женщин (рис. 4, а). Теперь было принято заплетать волосы в косы и как можно плотнее укладывать их вокруг головы таким образом, чтобы вдоль каждой щеки спускалось только по одной косе (рис. 5, в, г).

9


 

Вместе с тем среди пожилых женщин вошло в обыкновение закутываться покрывалом наподобие монахинь, скрывая под ним не только шею, но и часть подбородка (рис. 5, г).
Таким образом, к середине XIV в. одежда значительно усовершенствовалась и стала гораздо разнообразнее прежней. Теперь уже недостаточно было довольствоваться изменениями старых костюмов, были приложены немалые усилия по разработке новых фасонов одежды.
Всякое нововведение, которое прежде казалось необычным, теперь быстро принималось, распространялось все шире и в короткое время становилось всеобщим достоянием.


р

Впервые    подобные    перемены произошли во Франции, где уже в середине  XIV  в.  против них выступили   серьезные   люди,   порицая не столько изменения одежды, сколько ее безобразие и даже непристойность, особенно у мужчин.
В то время и английская одежда менялась так же часто; хотя все моды исходили из Франции, однако прежде всего они распространялись в Англии. Изменения одежды были подвержены крайностям: от чрезвычайного укорачивания и суживания переходили к чрезмерному удлинению и расширению. Рядом с модой, согласно которой предельно открывалась женская шея и грудь, уживалась другая, требовавшая тщательного прикрытия этих частей тела. В результате такого расхождения в фасонах появились новые виды платья, получившие особые названия.
В мужской, а частично и в женской, моде появились новые фасоны: «усе», «уппланд», «жюп» и др. «Усе» называлась длинная и широкая накидка, прикрывавшая все тело, разрезанная по бокам от груди или от пояса на два полотнища. «Уппланд» представлял собой широкое, открытое спереди верхнее платье с рукавами, которое было или очень длинным, вроде кафтана, или коротким и стягивалось на бедрах шнурком или особым поясом.
«Жюп» и «жакетт» выглядели как прилегающие одежды, надевавшиеся поверх сорочки под верхнее платье. Первая из них была разновидностью застегивающегося лифа с короткими полами, вторая имела вид кафтана на пуговицах, с довольно узкими длинными или короткими рукавами, закрывавшего, как правило, верхнюю часть бе-
10

 

дер. В то же время в традиционных плащах, которые при разнообразии новой одежды утратили свою необходимость, не произошло заметной перемены. Сохранились и узкие нижние платья, в которых изменились лишь отдельные части и отделка.
Можно сказать, что это было время настоящего торжества портняжного искусства, породившее понятие «вкус дня или времени», или «мода», в более узком смысле этого слова.
В этом перевороте впереди вновь были мужчины. Верхняя и нижняя одежда сохранила основной покрой прежних туник, но стала делаться до того узкой,
что   при   одевании   ее   приходи-                                        Рис. 8
лось расстегивать по всей длине. Обычно нижняя одежда шнуровалась, а верхняя застегивалась на маленькие пуговки.
Она кроилась таким образом, что в зашнурованном или застегнутом виде облегала тело совершенно гладко, не оставляя ни одной складки, и доходила обычно только до середины бедер (рис. 6; рис. 7; рис. 8). Рукава нижней одежды, сохранив прежнюю длину, стали еще уже. Иногда они в виде узких манжет доходили до самых пальцев и застегивались на пуговицы (рис. 7, а).
Рукава верхней одежды, утратив прежний объем, редко делались цельными, а чаще кроились полурукавами, чуть шире рукавов нижней одежды (рис. 6, а, в; рис. 8, а).
Из-за того, что длинные рукава нижней одежды носили навыпуск, стало модным шить эту одежду (которой иногда придавали форму узкого жилета с рукавами) из такой же дорогой материи, как и верхнюю, хотя и без особых украшений. Д л я этих одежд выбирались шелковые ткани, бархат или сукна ярких цветов и различных узоров, которые иногда украшали вышивками.
Особое внимание обращали на изящную форму пуговиц, количество которых на одежде значительно увеличилось, и на их оправу, имевшую продолговатую форму. Зубчатые вырезы по подолу, бывшие прежде в большом ходу, встречались теперь гораздо реже, заменяясь иногда небольшими своеобразными металлическими подвесками (рис. 6, а, в), и в конце концов остались только на плащах и других длинных и широких одеждах (рис. 7). Верхний кафтан по-прежнему продолжали шить с капюшоном и иногда оторачивать мехом по подолу и по рукавам.
11


 

 ΛΛΛ     >>>   

Довольно широкую накидку
Особенно в англии
Прежде всего эти украшения были использованы в церковной утвари
Сделало вооружение уродливым поперечных цельных
Вейнингер O. Пол и характер

сайт копирайтеров Евгений