<<< ΛΛΛ >>>
стуально — устанавливается связь с Иваном-дураком. В русском варианте «Повести о Бове-
Королевиче» говорится: «И пошел Бова куды очи несут. И Бове Господь путь правит»34.
Всего две фразы — скрестились. Стоит герою не знать (окончательно не знать — куда
идти), как вмешивается Господь и начинает направлять и указывать ему правильную дорогу.
В широком смысле слова всякий, любой герой волшебной сказки это где-то, в прин-
ципе, Дурак. Хотя таким словом он далеко не всегда именуется и может быть нормальным
человеком и даже каким-нибудь прекрасным и умным царевичем. Но слово «дурак» незримо
стоит за ним. Потому что никакой царевич, никакой королевич в волшебной сказке сам по
себе как человек ничего собою не представляет и ничего не стоит. И благодаря этому отсут-
ствию собственных способностей (т.е. благодаря пассивному или, назовем это условно, «ду-
рацкому» состоянию) он и выигрывает с помощью магической силы. Высшая мудрость или
магическая сила к Дураку всегда приходят извне, со стороны. Приходят только потому, что
он — Дурак и не может ни на что другое рассчитывать. Потому он и не хочет ничего делать.
Его лень — это выражение крайней пассивности, бездействия, что и становится условием его
дальнейшей победы.
Наверное, самая знаменитая русская сказка о Дураке — «Емеля-дурак». Начинается
эта сказка, как всегда, с того, что у одного мужика было три сына — старшие умные, а тре-
тий дурак, по имени Емеля. Емеля-дурак, в отличие от своих умных работящих братьев, все
время лежит на печи и ничего не желает делать. Это его изначальное и постоянное положе-
ние. Старшие братья поехали в город торговать, взяв у Емели часть наследства, которая ему
<<< ΛΛΛ >>>
Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 7 говорит Стрелами незнакомца спросил Похабными словами страшно русских Поскольку каждый бес орет из нее собственным голосом Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 5 мышление
|