<<< ΛΛΛ >>>
черту считалось не просто ругательством или оскорблением, но ужасным проклятием. Маль-
чишкой я подружился в деревне с соседским мальчиком. Он страшно ругался и обзывал меня
самыми непристойными, похабными словами. В конце концов, мне это надоело, и я послал
его к черту. Он дико обиделся, и я не мог понять — почему. Ведь он меня обзывал еще худ-
шими словами. До этого он смеялся, а тут говорит мрачно: «ты меня черным словом обоз-
вал!» В его понимании «черное слово» было хуже всех ругательств. Ибо в ответ на «иди к
черту» или «черт тебя возьми» черт действительно может явиться и забрать себе человека.
Мы знаем, как разнообразно, забавно, страшно и ярко изображены дьяволы в евро-
пейском искусстве Средних веков и далее. Ничего похожего мы не найдем в древнерусской
иконе. Если и приходилось иконописцу по сюжету изображать чертей, то, во-первых, они,
как правило, повернуты в профиль к зрителю, во-вторых, — сплошь замазаны и чаще всего
черной краской, так что сам облик чертей не вполне различим. Это делалось из предосто-
рожности. Чтобы черт своим мерзким видом не смущал молящегося. Крупнейший исследо-
ватель русской старины и фольклора писал о черте:
«Фантазия, скованная догматом, боязливо касается этой опасной личности и, упомя-
нув о ней вскользь, старается очистить себя молитвою. Самые изображения бесов в русских
миниатюрах до XVII столетия однообразны, скудны, незанимательны и сделаны как бы в
том намерении, чтоб не заинтересовать зрителя… Фигуры и особенно лица бесов на миниа-
тюрах древнейших русских рукописей иногда намеренно вытерты или запачканы, вероятно
потому, что читатели не могли равнодушно смотреть на эту богомерзкую погань»93.
Вред, приносимый чертями, — громаден. Это и злые шутки над человеком, и всякие
<<< ΛΛΛ >>>
С мотивом премудрой девы архангельску поверхности Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 13 древности Он водит человека по лесу Былины становится распутье у трех дорог протяженность подвиги Стрелок успехом законный
|