<<< ΛΛΛ >>>
дело в той замечательной и вполне самостоятельной версии имени Иоанна Златоуста, кото-
рую в этом духовном стихе сочинили, очевидно, сами нищие, ходившие по Руси. Богатст-
во — золотая гора — трактуется как что-то ненадежное и порочное, поскольку из-за золота
люди враждуют и убивают друг друга. Не вызывают доверия и сильные мира сего — даже
пастыри и власти. Выше золота ценится имя Христово, которым и кормится нищая братия.
Ведь сама формула просящего милостыню звучала: «Подайте милостыньку Христа ради».
Подаяние совершалось во имя Христа. А благодарность нищего выражалась формулой:
«Спаси тебя Христос!» Благодарили также особого рода заздравными духовными стихами:
А мы, нищая братья,
Мы убогие люди
Должны Бога молити,
У Христа милости просити
За поящих за кормящих,
Кто нас поит и кормит
Обувает-одевает,
Христу славу отсылает…126
В результате просить милостыню означает прославлять Христа и давать милосты-
ню — прославлять Христа. Ибо Сам Христос творит высшую милостыню — всем людям.
На Руси очень прочно утвердился культ милостыни и культ нищенства. Без нищих
нельзя себе представить народную Русь и русскую народную культуру в прошлом. Соответ-
<<< ΛΛΛ >>>
Церковный праздник константина Церковь Этот старый король просит передать новому королю говорит государю На колдунов охотились Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 8 матушка
|