<<< ΛΛΛ >>>
заберет назад своего беса и, случается, расправляются с ним всей деревней. В доме к клику-
ше тоже относились ласково и освобождали от тяжелой работы, кормили лучшей едой и ста-
рались не сердить, чтобы она не выругалась «черным словом» и, таким образом, вновь не
впала бы в кликушество.
Вот как описывает одна кликуша, что с ней произошло. Она пошла к колдунье, и та
дала ей выпить немного вина: «пей, — говорит, — здоровее будешь… — а только я выпила,
и стал у меня в животе кто-то сперва аукать, а из живота в рот перешел и стал выражать пло-
хие слова, непотребно ругаться…»96 Кликушество, подобно заразной болезни, иногда пере-
кидывается с одной бабы на другую. Случалось, следом за одной кликушей принимается го-
лосить вторая, третья. Бывали своего рода эпидемии кликушества, когда сорок баб бегают по
деревне простоволосые (что считается грехом и позором — ибо сама Богоматерь и та покры-
вала волосы) и дико вопят. К истинным кликушам присоединялись мнимые, т.е. не больные
по-настоящему, а женщины, которым хотелось поинтересничать, обратить на себя внимание.
Поэтому при Петре I были приняты государственные меры, и кликуш предписывалось разы-
скивать и подвергать пытке, чтобы выяснить — настоящие они или мнимые. Раньше пыткам
подвергали колдунов, насылавших кликушество, а не самих кликуш. Но рационалистическое
государство Петра стало относиться к кликушам недоверчиво, подозрительно. Даже в сере-
дине прошлого века кое-где в русской провинции местные полицейские власти подвергали
кликуш негласно телесному наказанию и непродолжительному тюремному заключению.
<<< ΛΛΛ >>>
Взять с собой домового Спустя какое то время невестки приказывают дураку наколоть дрова во дворе По полям летали жареные куропатки царицею русалками Волшебное У фольклора в далеком прошлом
|