<<< ΛΛΛ >>>
67
Глава четвертая. НЕЧИСТАЯ СИЛА
В собственном виде и качестве нечистая сила представлена многочисленными бесами.
Их существование санкционировано официально — христианской религией. Да и вообще,
нет оснований их реальность отрицать. Бесы не имеют локального прикрепления и строго
профессионального лица. Они причиняют всяческое зло человеку и, обитая в преисподней,
под землей, разгуливают по земле, где придется, и ищут только случая навредить людям. В
русском народном быту существует множество предосторожностей и способов уберечься от
черта, которые все не перечислить.
Строя дом, не полагалось ставить ворота на север. Потому что северная сторона с
давних времен называется полночью и сопряжена с ночным мраком, который предпочти-
тельнее чертям, нежели светлый день. Если поставить ворота на север, в дом налезет нечис-
тая сила в таком невероятном количестве, что просто выживет хозяев: придется бросить дом
и строить другой.
В деревне ведра и другие сосуды с питьевой водой всегда прикрывают крышкой или
хотя бы двумя лучинками, положенными крест-накрест, чтобы в воду не влез черт. Сущест-
вует вероятность, что вместе с водой черт проникает в человека и поселяется внутри. То
же — когда человек зевает, он должен перекрестить рот, чтобы крестным знамением загра-
дить вход нечистому духу. Имя черта стараются не произносить, чтобы не привлечь к себе
или к кому-то его внимание. Отсюда эвфемистические замены: вместо слова «черт» говорят
<<< ΛΛΛ >>>
Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 11 колдунов Едет иванушка перелеском Попадается им навстречу мужик несет две восковые свечи одну большую рублевую У одного мужика было три сына старшие умные приходят благодаря Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 2 премудрой
|