<<< ΛΛΛ >>>
похвалой здравому смыслу и житейской хитрости. Назначение же Дурака в другом, в проти-
воположном: это апофеоз незнания, неумения, неделания и полнейшей бесхитростности.
Именно потому, что Дурак бесхитростен, он так привлекателен. Назначение Дурака — и
всем своим поведением, и обликом, и судьбой доказать (точнее говоря, не доказать, посколь-
ку Дурак ничего не доказывает и опровергает все доказательства, а скорее наглядно предста-
вить), что от человеческого ума, учености, стараний, воли — ничего не зависит. Все это вто-
рично и не самое главное в жизни.
Здесь (как ни странно звучит это слово) философия Дурака кое в чем пересекается с
утверждениями некоторых величайших мудрецов древности («я знаю только то, что я ничего
не знаю» — Сократ; «умные — не учены, ученые — не умны» — Лао-цзы), а также с мисти-
ческой практикой разного религиозного толка. Суть этих воззрений заключается в отказе от
деятельности контролирующего рассудка, мешающей постижению высшей истины. Эта ис-
тина (или реальность) является и открывается человеку сама в тот счастливый момент, когда
сознание как бы отключено и душа пребывает в особом состоянии — восприимчивой пас-
сивности.
Разумеется, сказочный Дурак — не мудрец, не мистик и не философ. Он ни о чем не
рассуждает, а если и рассуждает, то крайне глупо. Но, можно заметить, он тоже находится в
этом состоянии восприимчивой пассивности. То есть — в ожидании, когда истина придет и
объявится сама собою, без усилий, без напряжения с его стороны, вопреки несовершенному
человеческому рассудку. Отсюда, кстати, народные и просто общеупотребительные разго-
ворные обороты — вроде «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит», — ко-
торыми широко пользуется и русская сказка.
<<< ΛΛΛ >>>
Менее чистой народной веры святости культуры Хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… это присказка Царевич натянул свой тугой лук С другой стороны Вместе с журкою побежал разыскивать хозяина прибежал к столбу
|