<<< ΛΛΛ >>>
разных народов известны подобного рода герои-дураки, которые ведут себя примерно оди-
31 Там же, ч. 2, с. 45.
32 Евгений Трубецкой. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. — М., (без года), с. 46.
19
наково33. И даже вечное лежание на печи не есть привилегия русского дурака. Другое дело,
что сказочный дурак, быть может, попал в России на какую-то благоприятную почву и по-
этому так процвел и приобрел такую известность. Но мы не имеем права превращать сказоч-
ного дурака исключительно в национального героя. Этот герой интернациональный.
Во-вторых, неправомерно сетовать, что в сказках сравнительно слабо выражено ак-
тивное, волевое, героическое начало или начало личного подвига и личной ответственности,
как это, допустим, выражено в героическом эпосе разных народов. Ибо сказка древнее ге-
роического эпоса и имеет не героические, а магические корни, производным которых и ста-
новится Дурак.
В-третьих, никакой фольклорный жанр, взятый сам по себе, не исчерпывает много-
образие народной национальной культуры. И если сказочный Дурак живет исключительно
надеждой на чью-то чудесную помощь, то противоположные тенденции — разумные, прак-
тичные и активные — русский мужик выражал во многих пословицах и поговорках, типа:
«Бог-то Бог, да сам не будь плох», или «На Бога надейся, а сам не плошай». Да и в самих
<<< ΛΛΛ >>>
Что такое христианство в русском народном понимании согласно взгляду г сказания космоса Также крайняя материализация религиозных понятий крайняя святыми По улице идет убогий старичок соседей милиционера Если во всех рус ских реках купается христос в момент своего крещения Господи
|