Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Несмотря на значительные внешние отличия домов, их интерьер имел много общего. Вся мебель дома сводилась к разложенным на полу циновкам, коврам и подушкам-валикам. Утварь, одежду, постель и пр. хранили в стенных нишах. Вдоль комнаты под потолком обычно проходила полка - "зех", на которой выставлялась нарядная медная, фаянсовая, стеклянная посуда. Стены белили и иногда расписывали, ниши завешивали коврами и цветными тканями. Вдоль полки развешивали треугольники-флажки из яркой ткани. В каждом доме выделялось помещение для гостей, а если свободного помещения не было, то гостям отводили часть общей жилой комнаты.

До начала XX в. у азербайджанцев сохранялись архаические типы жилищ. Так, в западной части Азербайджана существовали поселения, обитатели которых использовали для жилья пещеры. В ряде горных и низменных районов бытовало полуподземное жилище с уступчатым сводом из крупных бревен, покоившихся на четырех опорных столбах - "карадам". Снаружи такое жилище было засыпано землей и напоминало заросший курган. Наконец, у кочевников сохранилось передвижное жилище - "алачыг", основанием которого служили гнутые жерди, опиравшиеся на центральный

-60-

столб-подпорку. Его верх перекрывали войлоком, а низ обтягивали камышовыми циновками.

Несмотря на социальные и локальные отличия, общие черты азербайджанского традиционного костюма выявляются вполне определенно. Мужской комплекс включал в себя ту-никообразную нательную рубаху и нательные штаны, поверх которых надевались плотно облегавший фигуру распашной кафтан из покупной ткани на подкладке - "архалыг" и шерстяные или полушелковые шаровары. Архалыг стягивали нарядным серебряным поясом или подвязывали кушаком. Поверх него носили суконную "чуху" - вариант северокавказской черкески, на груди она также имела "газыри" - кармашки для патронов. В холодное время в горах надевали шубы и бурки. На голове носили барашковую шапку - "папах", имевшую много вариантов, под ней вышитую тюбетейку. Широко были распространены цветные вязаные чулки - "джораб" и кожаные туфли с загнутыми носками без задников, а также кожаные или сыромятные постолы - "чарых", а у аристократов - сапоги.

Женский комплекс также состоял из нижней и верхней одежды и, кроме того, включал в себя мешкообразное покрывало - "чадру" и лицевую занавеску - "рубенд", которые женщины надевали при выходе из дома. Верхнюю одежду шили из ярких цветных тканей, их качество зависело от достатка семьи. Верхняя одежда состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и такой же длины расклешенной юбки, а также облегающей спину и грудь короткой кофты с длинными рукавами ("архалыг", "кюляджа"), которая спереди имела широкий вырез, в талии плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. В холодное время надевали еще стеганую безрукавку, единственную теплую одежду, которую полагалось иметь женщине. На ногах носили чулки - "джораб" и такие же, как у мужчин, туфли без задников. Волосы прятали в специальный накосный мешок - "чутгу", голову покрывали невысокой цилиндрической шапочкой, обычно бархатной, поверх которой повязывали чалму и несколько платков. В комплекс одежды входили также различные ювелирные украшения. Особой любовью пользовались золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.п.

В пище различных групп азербайджанцев также, как и в других формах материальной культуры, сочетались земле-

-61-

дельческие и скотоводческие, местные и общие, кавказские и среднеазиатские традиции. Основу пищи составлял хлеб. Его пекли на железных противнях на костре или в хлебных ямах-тендирах. Азербайджанцы знали более 30 видов хлеба. Из мясных блюд наиболее ценились приготовленные из баранины: густые похлебки ("пити", "бозбаш"), каши типа плова - их приготовляли около 50 видов, блюда из мелкорубленного мяса ("люля-кебаб") и т.п. Значительное место в пищевом рационе занимали молочные продукты. В пищу употребляли молоко овец, коз, коров, буйволиц; молоко потребляли как в свежем, так и в переработанном виде. Азербайджанская кухня использовала различные виды фруктов, ягод, овощей и зелени, в том числе дикорастущей, много пряностей и приправ.

Общественный и семейный уклад азербайджанцев характеризовался сильными патриархальными традициями, которые сочетались с нормами обычного и мусульманского права. Жизнь семьи полностью зависела от воли ее главы - деда или отца. Жизнь селения - общины от решения или просто мнения его старейшин - "агсаккалов". Как и у соседнего населения Средней Азии, участие женщины в делах семьи и общины было ограничено, некоторое отступление от этого правила делалось только для старейших женщин, прародительниц больших семей. Даже внутри дома при общении с мужчинами и старшими женщинами своей семьи, женщина должна была прикрывать лицо краем головного платка - "яшмагом", ей не позволялось разговаривать со старшими в доме, при появлении постороннего она должна была немедленно удалиться.

В связи с высокой стоимостью калыма (у азербайджанцев плата за невесту называется "деньги за голову", "деньги за отцовство", "деньги за молоко" и т.п.), разрешаемое шариатом многоженство не получило широкого распространения, оно было особенностью богатых семей, господствующей формой брака оставалась моногамия. При заключении брака старались соблюсти принцип родовой или территориальной (квартальной) эндогамии, предпочтительными считались браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Связь брака с материальными интересами семьи поддерживали архаические обычаи левирата и сорората.

Сама процедура заключения брака проходила по известной схеме: предварительный сговор, сватовство, обручение и свадьба. Между отдельными этапами нередко проходил весь-

-62-

ма длительный срок, что было связано с необходимостью сбора средств и подготовкой многочисленных и дорогих подарков, которые подносились от имени жениха невесте, и которыми обменивались вступающие в новое родство семьи. На всех четырех этапах представители семей и старейшины селения находились на переднем плане, а будущим супругам отводилась роль послушных статистов.

После обручения жениху, его родственникам-мужчинам и друзьям категорически запрещалось видеть невесту. Даже при совершении мусульманского свадебного обряда, который в основном сводился к составлению и подписанию брачного договора, вместо вступающих в брак присутствовали представляющие их родственники. В течение первых двух дней свадебного торжества, которое проходило в доме жениха, ни жених, ни невеста никакого участия в нем не принимали, в это время они находились в доме кого-либо из своих родственников. На свадебный пир жениха торжественно приводили только на третий день и то на время. Невесту возвращали в родительский дом только перед приходом процессии, состоящей из родственников жениха и гостей, которая должна была увезти ее в новую семью. Переезд невесты сопровождался носившими ритуальный характер играми и магическими действиями. Невесту сопровождал конный отряд ее родичей и музыканты, по пути следования кортежа молодежь устраивала заслоны, через которые он проходил только после шуточной борьбы и выкупа. Перед ней везли украшенную фруктами, сластями и сдобным печеньем ветвь - "шах", символ благополучия и плодородия; встречавшая невесту мать жениха осыпала ее зерном, монетами и сластями, шагнув в новый дом невеста должна была сразу же наступить на железный предмет, - железо, по поверью, являлось сильнейшим оберегом. После переезда невесту укрывали от всех за занавеской в брачной комнате. Жених приходил туда тайно и утром тайно ее покидал. Лишь через несколько дней молодые могли показаться старейшинам селения и родственникам, но еще долго, до рождения первого ребенка, молодая должна была носить покрывало и сторониться мужской родни мужа.

Ислам распространился в Азербайджане в VIII в., вытеснив утвердившееся здесь с IV в. христианство. Основная масса азербайджанцев исповедовала одно из двух направлений ислама - суннизм или шиизм. В течение многих столетий приверженцы той и другой ветви ислама вели между собой

-63-
ожесточенную борьбу, за которой стояли политические интересы двух крупнейших феодальных государств Передней Азии - шиитского Ирана и суннитской Турции. Одним из ярких праздников шиитского ислама являлся "Шахсей-Вахсей", который справлялся в память внука пророка Мухаммеда Хусейна. В дни праздника верующие подвергали себя самоистязаниям - рвали волосы, кололи кинжалами, царапали лица и т.п., выражая тем скорбь по поводу гибели святого. В эти дни духовенство сознательно разжигало в народе фанатизм и ненависть к иноверцам и представителям других религиозных течений. Вместе с тем сохранялись многие древние общие верования и представления. Среди них особое место принадлежало культу огня, являвшемуся пережитком зороастризма, сохранялись верования, связанные с культами солнца и луны, почитание могил, камней, деревьев, источников. В быту широко были распространены многочисленные обереги и амулеты.

С развитием Бакинского промышленного района начался приток на территорию Азербайджана безземельных крестьян из Армении, Грузии, Дагестана, центральной России, Средней Азии и Сибири. Многонациональный бакинский пролетариат, ставший в начале XX в. одним из наиболее сильных отрядов рабочего класса России, сыграл значительную роль в установлении Советской власти и закреплении ее социальных завоеваний как в Азербайджане, так и на территории всего Кавказа.

В течение XX в. на территории Азербайджана интенсивно шел процесс консолидации азербайджанской этнической общности. В 1920 г. была образована Азербайджанская ССР, в 1990 г. была провозглашена независимая Азербайджанская Республика.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Среди туркменских племен
У азербайджанцев плата за невесту называется течение азербайджана
Многие сельские церкви армении это выдающиеся творения средневековых зодчих постройки костюма
От одежды долинных районов конца х1х начала xx вв восточной феодалов

сайт копирайтеров Евгений