Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

-80-

или один из них проходил под подбородком и прикреплялся сбоку к обручу. Сверху надевалась еще одна косынка. Вдоль висков из-под обруча обычно свободно спускались два завитых локона - "кави".

От одежды долинных районов конца Х1Х-начала XX вв. особенно сильно отличался костюм хевсуров. Он делался из грубой шерстяной домотканины, черного или темно-синего цвета. Его основу составляли (и в мужском, и в женском комплексе) прямые тяжелые рубахи, у мужчин - чуть ниже колен, у женщин - до щиколотки. Рубахи по груди, рукавам и подолу покрывались богатой цветной вышивкой и аппликациями. В орнаменте господствовали геометрические мотивы и, в том числе, мотив креста, служивший оберегом. Позаимствованные из долинного района приталенная мужская чоха и женская приталенная одежда, подобная чохе, здесь также нарядно декорировалась. Женщины покрывали голову черным платком с вышивкой, повязанным наподобие чалмы, мужчины носили небольшие черные, простеганные цветной шерстью, шапочки. Обувью служили вязанные из шерсти ярких цветов сапожки с меховой подошвой. До начала XIX в. здесь сохранялась средневековая боевая одежда - кольчуги, шлемы и маленькие круглые щиты, однолезвийные мечи, боевые кольца с шипами и т.д. Своеобразные черты хевсурского костюма сохранились в отдельных местах вплоть до нашего времени.

В связи с различными направлениями хозяйственной деятельности традиционная пища в отдельных районах также имела свои особенности. Так, в горных районах преобладала молочно-мясная пища, в долинных - растительная. Но во всех районах основу пищи составляли мучные изделия. В долинной Грузии - это были тонкие хлебные лепешки - "лаваш" из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы. Их пекли в глиняных цилиндрических печах - "торнэ", вкопанных в землю, или на каменных и глиняных сковородах - "кеци". В Западной Грузии сохранился особый древний вид хлеба в виде густой просяной каши - "гоми". В горных районах Восточной Грузии пастухи вместо лепешек иногда употребляли пережаренную муку, растертую в масле, - "кумели". Для грузинской кухни долинных областей были характерны разнообразные блюда из овощей, фасоли, бобов, гороха, которые обычно употреблялись с подливами и приправами сложного состава, большое количество консервированных продуктов. В горных районах постоянной пищей были раз-

-81-

личные виды молочных изделий, среди которых особое значение имел сыр. Грузинские сыры пользовались широкой известностью и вывозились за пределы края (мегрельский, имеретинский, тушинский и др.)- В долинных районах в пищу употреблялось много фруктов и изделий из них, приготовленных путем переработки и сложного консервирования.

К концу XIX в. в хозяйственной и общественной жизни грузин отчетливо обозначились признаки капиталистического развития. Основными классами грузинского общества к этому времени стали городская и сельская буржуазия и пролетариат, который включал в себя как рабочих промышленных предприятий, так и массу обезземеленных царскими реформами 60-х годов крестьян, вынужденных батрачить у крупных земельных собственников, вступивших на путь капиталистического хозяйствования феодалов и сельскохозяйственных предпринимателей. Вместе с тем в общественной жизни грузин значительную роль продолжали играть традиции более ранних общественно-экономических отношений: сословно-феодальные - в долинной Грузии и патриархально-родовые - в горной.

Для феодальной Грузии была характерна сложная и разветвленная сословно-иерархическая структура. Она включала в себя различные группы светских и духовных феодалов, крестьян и ремесленного населения городов. Во главе этой иерархической лестницы стояли представители бывших царских семей и владетельные князья - "эристави" (буквально- "глава народа"). Несколько ниже - князья - "тавади" и еще ниже - многочисленное сословие дворян - "азнаури". Дворяне делились на царских, княжеских, церковных. В зависимости от феодалов находились различные сословные группы крестьян, наиболее многочисленной из которых были крепостные - "кма". В самом низу этой лестницы стояли не имевшие имущества и семьи дворовые работники, по существу рабы - "моджалабе". Царское правительство после присоединения Грузии к России попыталось консолидировать класс феодалов. Оно упразднило разделявшие феодалов сословные перегородки и приравняло все сословия к русскому дворянству. Одновременно провело реформу, направленную на установление единых форм зависимости различных групп крестьянского населения от дворян-помещиков и государства. Однако веками державшиеся сословные разграничения отступали медленно. Наряду с фео-

-82-

дально-сословными отношениями, несмотря на быстрое втягивание Восточной и Западной Грузии в систему товарного капиталистического производства, в грузинской деревне продолжали сохраняться также пережитки сельской общины и большие патриархальные семьи. Семьи обычно сохраняли тесные патронимические связи и после раздела (строгая экзогамия, взаимопомощь, право и обязанность кровной мести, родовой культ). Это относилось не только к крестьянству, но и к феодалам.

Историческая обособленность горных районов ярко проявлялась в особенностях социальной организации этнографических групп горцев. В ряде районов горные общины до начала XX в. не только не утратили своей экономической целостности (собственностью общин оставались летние пастбища, покосы, леса и частично пахотные участки и пр.), но удержали также административную самостоятельность и характерный для эпохи родового строя демократизм. Так, например, было в восточной части Сванетии, где община, представлявшая собой совокупность отдельных родовых групп - фамилий (патронимии), населявших одно или несколько селений, являлась самоуправляющейся социально-политической единицей, имевшей свое войско - народное ополчение. Все существенные дела общины решало общее собрание народа - всех мужчин, достигших совершеннолетия. Для ведения дел общины избирались старейшины, полномочия которых были ограничены. Община зорко следила за выполнением установленных обычаем и утвержденных народным собранием норм. Всякое нарушение общинных порядков, включая словесное оскорбление члена общины, каралось штрафом. Одной из обязательных норм жизни была соседская взаимопомощь. Тягчайшим наказанием считалось изгнание из общины. Периодически все члены общины обязаны были подтверждать верность общине принесением присяги.

Отдельные общины составляли конфедерацию, которая управлялась сходом представителей всех семей, входивших в объединение. Этот сход собирался раз в три года. На сходе выбирался и высший исполнительный орган конфедерации - совет старейшин. Однако наряду с поддержкой первобытного демократизма конфедерация также поддерживала неравенство входивших в нее общин. Она гарантировала "сильным" общинам право превосходства над "слабыми",

-83-

которое выражалось в различных поборах и социальной зависимости.

У горцев Восточной Грузии - пшавов, тушинов, хевсуров также существовали самоуправлявшиеся общинные конфедерации, однако они отличались от конфедерации восточных сванов. Здесь не было равенства между семьями - членами общины. Из среды общинников выделялись родовые (семейные) группы, в руках которых сосредоточивалось управление делами общины и которым принадлежало преимущественное право в управлении хозяйством и делами конфедерации. Привилегированное положение этих групп определялось их отношением к местным святилищам - "хати" ("джвари"), именно они считались верховными собственниками земель и скота общины (конфедерации). Из представителей этих групп избирались верховные жрецы святилищ, одновременно являвшиеся главами общин (конфедераций) - "хуцеси" и "хевисбери", а также обслуживавший нужды святилища штат - знаменосец, хранитель казны, главный пивовар, надсмотрщики за скотом, принадлежавшем святилищу, сборщики различных поступлений, в том числе с обрабатываемых рядовыми общинниками в качестве обязательной повинности земель святилища и т.п. Практически неограниченная власть связанной с общинным культом верхушки в горных общинах Восточной Грузии подавляла демократические институты, мешала естественному развитию этих общин, консервировала архаические традиции бытового уклада. Наиболее отрицательным из них по своим последствиям был обычай кровной мести.

Все этнографические группы грузин, за исключением ингилойцев и аджарцев, исповедовавших ислам, официально считались приверженцами ортодоксального православия. Однако христианство не только не сумело вытеснить древние языческие верования, но само подверглось их влиянию и вместе с ними образовало оригинальный сплав религиозных воззрений и обрядовых действий. Христианские храмы и монастыри, иконы с изображениями христианских святых и поклонение кресту уживались с языческими святилищами, поклонением горным вершинам и рощам, камням и деревьям, верой в различные обереги - амулеты, с чисто языческими закланиями животных.

Особым почитанием во всей Грузии пользовался св. Георгий, однако особенностью почитания этого святого в Грузии было то, что в его образе почитался в каждой конкретной

-84-
общине или даже семье свой индивидуальный родовой или общинный покровитель. Особенно сильны дохристианские верования были у грузин-горцев. Среди различных святынь у них особо почитались священные знамена общин, которые считались фетишами - воплощениями и символами божества. Одной из наиболее известных святынь такого рода было хранившееся в Местийской общине общесванское знамя - "лем", по преданию, врученное сванам богиней Ламарией - покровительницей плодородия.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Принадлежавших узбекам главным образом
Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья традиционная культура 7 туркмен
Процесс формирования узбекской народности отчетливо проявился уже в xi в
В западных районах ачача гутани нередко был основным орудием

сайт копирайтеров Евгений