Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

-55-

В восточной части Закавказья по нижнему течению Куры, Аракса и их притоков лежат основные области формирования азербайджанской этнической общности. Север этой страны издревле был заселен племенами, родственными народностям горного Дагестана. Их потомками в наши дни являются небольшие этнические группы - удины, будугцы, крызы, хиналугцы, говорящие на языках кавказкой семьи. Юг издревле входил в область расселения ираноязычных племен. Их наследниками являются талыши, населяющие Ленкоранскую низменность. Признаки сложения единой народности на территории Восточного Закавказья наметились уже в первые века н.э., однако этот процесс неоднократно прерывался. Он получил свое завершение только в XI-XIII вв., когда на севере и юге утвердился общий язык, близкий языку туркмен, который был принесен в восточное Закавказье тюрками-сельджуками в XI в.

Феодальные отношения, зародившиеся еще в середине I тыс. н.э., в этот период получили свое дальнейшее развитие. В течение XII-XIV вв. на территории Восточного Закавказья шло образование крупных феодальных владений, часть которых уцелела до XIX в. Наиболее влиятельным из них считался Ширван, его центрами были Шемаха и Баку. Шир-ван первым из владений Закавказья установил связи с Московской Русью (XV в.). Эти связи с каждым столетием укреплялись и расширялись. Окончательное присоединение азербайджанских феодальных владений к России произошло в 1828 г. [*] С этого времени исторические судьбы азербайджанского народа тесно переплелись с судьбами народов России и прежде всего русского народа. Присоединение к России способствовало ускоренному развитию экономики и культуры края.

[*] Согласно Туркманчайскому мирному договору между Россией и Ираном, заключенному в 1828 г., в состав Российского государства был включен только Северный Азербайджан. В настоящее время это территория Республики Азербайджан. Здесь речь идет только о населении этой части Восточного Закавказья.

-56-

Азербайджан - страна древнего орошаемого земледелия, которое во много подобно земледелию Средней Азии. Здесь также основными культурами были пшеница, ячмень и рис, а технической - хлопок. Посевы хлопка, как и в Средней Азии, к началу XX в. резко возросли, частично вытеснив зерновые культуры. В связи с включением Азербайджана в общероссийские экономические связи, здесь увеличились и посадки высокотоварных культур: тутовника, листья которого служат кормом для шелкопряда, винных сортов винограда, табака. Важной составной частью азербайджанского земледелия были садоводство, огородничество и бахчеводство.

Азербайджанцы с глубокой древности использовали различные способы орошения. Из рек и ручьев воду на поля отводили при помощи системы запруд и каналов - "архов", сооружали подземные галереи для сбора грунтовых вод - "кягризы", копали колодцы и водосборные пруды. Для подъема и перекачки воды использовали различные простейшие механические приспособления, которые приводились в действие силой людей или животных. Обработка земли, в зависимости от рельефа, почвы и влажности поля, проводилась архаической сохой - "хыш" или тяжелым деревянным плугом - "кара котан". Семена заделывали бороной - "мала", плетенной из веток. Пахали на быках. Полевые работы выполняли, как правило, мужчины. Женщины принимали участие только в молотьбе. У азербайджанцев, как и у других народов Закавказья и Дагестана, для обмолота на току использовалась широкая деревянная доска (или две спаренные доски) - "вель", на рабочей поверхности которой были вбиты в дерево осколки кремня. Это архаическое орудие с эпохи неолита дожило до XX в.

Степные и полупустынные районы низменной части Азербайджана до середины XIX в. были преимущественно зоной кочевого скотоводческого хозяйства. С развитием товарного земледелия зона кочевания стала сокращаться и начался интенсивный процесс оседания кочевников. Оседание сопровождалось переходом к отгонно-пастбищной системе скотоводства. Однако скот по-прежнему в течение всего года содержали на подножном корму: зимой - на низменности, а летом - на высокогорных альпийских лугах. Зимние пастбища Азербайджана с глубокой древности использовали не только азербайджанцы, но и соседние горные народы - дагестанцы, восточные грузины, курды. В то же время сами азербайджанцы издревле гоняли свой скот на лето в принад-

-57-

лежавшие соседним народам горы. Основным направлением скотоводческого хозяйства было овцеводство, однако в некоторых юго-восточных районах преобладало разведение коз, а в районах постоянной земледельческой оседлости - крупного рогатого скота: коров, буйволов и зебу. В степи кочевники разводили верблюдов, на которых до прокладки железной дороги осуществляли все дальние перевозки. Перевозки местного значения осуществляли на ослах, они шли под вьюк и в упряжку. Ослов разводили повсеместно. И в степях, и в горных районах большое внимание уделялось коневодству. Азербайджанские скакуны, особенно карабахские, славились по всему Кавказу.

Азербайджанские крестьяне - "раийаты", несмотря на формальную отмену царским правительством в 1870 г. крепостного права и рабовладения, вплоть до Октябрьской революции находились в кабальной зависимости от феодалов - ханов и беков и государства, в пользу которых несли многочисленные натуральные и денежные повинности. Острая нехватка земли, воды и пастбищ вынуждала крестьян принимать на себя любые условия аренды, забрасывать свои наделы и искать работы по найму на плантациях и в скотоводческих хозяйствах крупных помещиков и предпринимателей. В азербайджанской деревне во второй половине XIX в. быстро шло классовое расслоение. Обнищавшие и разорившиеся крестьяне искали работу на нефтяных приисках и связанных с ними промышленных предприятиях, которые в это время стали быстро расти в окрестностях Баку.

Приток в Закавказье относительно дешевых российских фабричных тканей и предметов утвари привел в пореформенный период к сокращению традиционных домашних производств и кустарных промыслов. Однако целый ряд кустарных ремесел благодаря высокому качеству и художественным достоинствам изделий, стойко сохранявших этническую специфику, успешно выдержал конкуренцию и продолжал развиваться. Среди них было производство некоторых видов шелковых и суконных тканей, войлоков и ковров, национальной одежды и обуви, вышивка шелком и золотом (в Азербайджане вышивка - мужской промысел), производство глазурованной керамики, изготовление чеканной или гравированной медной посуды, ювелирное дело, резьба по дереву и камню и др. В городах и крупных селениях существовали цеховые объединения.

-58-

Из перечисленных ремесел особо должно быть отмечено ковроделие. Ковровые изделия занимали большое место в быту азербайджанцев и издавна служили предметом торга. В доме на коврах сидели и спали, в ковровых сундуках хранили одежду, в ковровых мешках - зерно, ковровой попоной покрывали верблюдов и лошадей, ковром обивали седло, и т.д. У азербайджанцев были распространены разные виды ковров - с ворсом и без ворса, односторонние и двусторонние и т.д. Их изготовляли из овечьей пряжи домашней окраски и ткали на вертикальных станках. Азербайджанские ковры отличались яркой цветовой гаммой и специфическим сочетанием орнаментальных мотивов, среди которых излюбленным был стилизованный плод миндаля, а также геометризированные изображения растений, реже - животных и птиц. Ковроделие было распространено по всему Азербайджану и являлось одним из обычных занятий женщин в семье.

Природно-климатическое своеобразие отдельных районов Азербайджана, а также различия в хозяйстве и длительная политическая разобщенность этнографических и территориальных групп населения привели к тому, что в материальной культуре, и прежде всего в архитектуре народного жилища и в одежде, у азербайджанцев сложилось значительное число локальных типов. В конце XIX - начале XX в. оно еще более увеличилось вследствие проникновения в Азербайджан европейских (русских) форм архитектуры и одежды.

В облике сельских и старых городских поселений Азербайджана было много черт, сближающих их с кишлаками Средней Азии. Как правило, селения представляли собой группы рассеченных узкими улочками и тупиками, кварталов, которые состояли из усадеб, отделенных от внешнего мира глухими стенами домов и каменных оград. Однообразный облик селений обычно нарушался только минаретами небольших квартальных мечетей и выступавшими из плоскости стен порталами калиток и ворот. Строительным материалом были глина и камень, в основном речной булыжник. Дома стремились ставить в глубине усадьбы и окружали тутовником и плодовыми деревьями. Такие поселения были характерны, главным образом, для земледельцев Центрального и Восточного Азербайджана.

В степных засушливых районах дома обычно имели плоские крыши и были одноэтажными. Они состояли из одного или двух жилых помещений и пристроенных к дому или

-59-

расположенных рядом помещений хозяйственного назначения. Основное жилое помещение внутри такого дома обычно делилось на две части, одна из которых служила кухней. Здесь на небольшом возвышении находились хлебная печь - "тендир" и печь для приготовления пищи - "оджаг".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У киргизов бытовало два типа решетчато войлочных юрт с высоким коническим
Но во всех районах основу пищи составляли мучные изделия
Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья традиционная культура 8 закавказья
Средний в центральном казахстане

сайт копирайтеров Евгений