Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

К юго-западу от исторической территории расселения азербайджанцев на самом юге Закавказья лежит древняя земля армян - Армянское нагорье. Это - возвышенная страна, поднимающаяся на 1500 - 1800 м над уровнем моря. Она изрезана хребтами и речными долинами, из которых самая значительная Араратская - долина среднего течения р. Араке. Араратская долина делит землю армян на две час-

-64-

ти - восточную и западную. Она же является центром армянской культуры и государственности.

Процесс формирования армянской народности в основном завершился в VII-VI вв. до н.э., когда на территории Армянского нагорья возникло первое армянское рабовладельческое государство (Государство Ервандуни), объединившее местные кавказкоязычные и пришлые индоевропейские племена. С этого времени, несмотря на то, что Армения неоднократно становилась ареной столкновений между соседними государствами Передней Азии и за свою многовековую историю пережила неисчислимое количество вторжений и нашествий, сознание этнического и культурного единства армян не умирало. Особое значение для укрепления единства армянского народа имело создание армянской письменности (конец IV в.) и на ее основе богатой исторической литературы (V в.).

В Армении рано (IX-Х вв.) сложились институты, характерные для развитого феодального строя, выросли крупные торгово-ремесленные центры - города и установились товарно-денежные рыночные связи. Однако неоднократное разрушение в течение XIII-XVI вв. производительных сил страны, массовое уничтожение жителей, разорение селений и городов, привели к упадку хозяйства и возвращению к архаическим социальным отношениям - большой патриархальной семье и общине. Многим армянам в эти столетия пришлось покинуть родину и жить на чужбине. Только присоединение восточной части Армении к России (1801-1829 гг.) создало предпосылки для национального возрождения армянского народа. Сюда стали стекаться беженцы-армяне из других государств и, прежде всего, армяне Западной Армении. С этого времени Восточная Армения стала центром формирования армянской нации и главным очагом общественно-политической и культурной жизни всех армян. Включение Восточной Армении в общероссийскую экономику дало толчок к появлению на территории Армении капиталистической промышленности, к ускорению социального размежевания деревни, формированию национальной буржуазии и рабочего класса. Рост революционного движения в России и на Кавказе в начале XX в. привел к возрождению на территории Армении армянского национального государства.

Армяне - один из древнейших земледельческих народов. Однако земледельческое хозяйство армян было подчине-

-65-

но особенностям рельефа страны. Посевы доходили до зоны альпийских лугов, но по мере повышения местности значение земледелия падало. В высокогорной зоне земледелие уступало скотоводству (овцеводству). В низменной зоне скотоводство (овцеводство, разведение крупного рогатого скота) повсеместно играло подсобную роль.

Особенностью хозяйства армян, населявших долины и склоны гор, было сочетание стойлового содержания скота в селениях зимой с вольным выпасом на высокогорных альпийских пастбищах летом. Каждое селение имело в горах свой участок. Сюда ранней весной по древним дорогам и горным тропам, нанятые селением на сезон пастухи перегоняли скот, вместе с ними в горы поднимались женщины и дети. В течение всего лета до начала заморозков они жили на пастбищах в шатрах и землянках, занимаясь заготовкой молочных продуктов на зиму. Мужчины, кроме пастухов, в это время оставались в селениях, где занимались земледельческими работами. Лишь изредка они поднимались в горы, чтобы проведать семьи и вывезти заготовленные продукты.

В низменных долинах армяне сеяли пшеницу, рис, кукурузу (с XVIII в.), волокнисто-масляничные культуры - хлопок, кунжут, разводили сады и виноградники. По склонам гор и в высокогорной зоне сеяли ячмень, местами рожь, а из технических культур - коноплю и лен. И в низменной, и в горной зонах с глубокой древности применялись различные способы искусственного орошения. Тучные земли долин вспахивали опиравшимся на колесный передок тяжелым плугом - "гутан", который имел нож-резак, однолезвийный железный лемех и деревянную доску для отвала земли. В этот плуг впрягали от 6 до 8 пар волов. Поскольку одной семье было не под силу выставить такое количество рабочего скота, то в период пахоты создавались объединения - "амкалы", в которых на определенных традицией условиях временно обобществлялись скот, труд людей, пахотные орудия или их части. На каменистых склонах гор вспашку проводили архаической сохой - "орор", представлявшей собой обрубок ствола с отходящим от него суком, на который надет сошник. В соху впрягали от одной до трех пар волов. Жали хлеб серпами. Для обмолота использовалась деревянная доска с каменными вкладышами. Хранилищами зерна служили земляные, обмазанные глиной и известью, или выбитые в скале ямы.

-66-

Размол производили на водяных мельницах, которые с глубокой древности были известны армянам и другим народам Закавказья, а также на круглых каменных жерновах-дисках, имевшихся в каждом доме. Для получения крупы зерно размельчали в каменных ступах. Непременной принадлежностью домашнего быта был большой, украшенный резьбой деревянный ящик на ножках, - "амбар", разделенный поперечными перегородками. В нем хранились предназначенные для ежедневного потребления зерно, крупы, мука. Рядом обычно стояли сосуды с растительным маслом. Масло получали из семян льна, хлопка, кунжута, из орехов и косточек миндаля. Примитивные маслобойные прессы были в каждой семье, но имелись большие маслодавильни, находившиеся в собственности монастырей или богатых крестьян. В специальной пристройке к жилищу или под навесом в саду в глиняных бочках - "карасах", вкопанных в землю, хранилось вино. Виноделие было одним из древнейших видов деятельности земледельческого населения долин.

Доминирующая роль земледелия в хозяйстве армян ярко отразилась в их традиционной пище. Основу ее составлял хлеб, который в виде тонких плоских лепешек овальной формы - "хац" выпекали в хлебных печках - "тонирах". Выпечка хлеба - это своеобразный ритуал, к которому мужчины не допускались. С употреблением хлеба был связан ряд верований и запретов: хлебом скрепляли клятву, его нельзя было резать ножом, нельзя было ронять на землю. Кроме обычных лепешек, которые иногда заготавливались сразу на несколько месяцев (хорошо пропеченый хлеб не подвержен плесени), существовали и другие виды хлеба. Некоторые из них имели обрядовое значение. В ежедневной пище крестьян добавлением к хлебу были заквашенное молоко - "мацун" и национальные виды сыра, изготовленные преимущественно из овечьего молока, а также овощи, свежие и сушеные плоды, различные виды огородной и дикорастущей зелени. Широко были распространены каши из риса и пшеницы, которые употребляли с растительным и животным маслом, с изюмом, фруктами, молочными и мясными приправами. Мясо в основном было праздничной и обрядовой пищей. Несмотря на давнюю (с начала IV в.) принадлежность к христианской религии, армяне не утратили традиции языческих жертвоприношений, которыми сопровождались все семейные и общественные, в том числе церковные, торжества. Приносимое в жертву животное (ягненка, барана,

-67-

теленка, быка) старались зажарить целиком и наделить мясом всех присутствующих.

Армения - страна древних ремесленных традиций. Однако развитие специализированных ремесел не вытеснило домашних промыслов, и до начала XX в. в армянской крестьянской семье продолжали производить большинство необходимых для ее существования предметов. Нищета армянской деревни ограничивала покупательную способность крестьянина. В город на рынок он шел только за самым необходимым, что не могло быть произведено в его хозяйстве. И в то же время крестьянин стремился вынести на продажу те домашние изделия, которые могли иметь спрос и дать его семье дополнительный доход. Таким образом, наряду с развитым ремесленным производством, находившимся под контролем цеховых объединений, в Армении существовало развитое домашнее производство, которое обслуживало как внутренние потребности семьи, так и потребности рынка. Появление во второй половине XIX в. капиталистической промышленности мало изменило сложившееся соотношение ремесла и домашних промыслов. Основными ремесленными производствами были обработка железа, меди, драгоценных металлов, строительное дело, резьба по камню, гончарство, обработка кож и выделка различных кожевенных изделий, обработка волокна, ткачество и т.д. Для городских ремесел была характерна узкая специализация, сельские ремесленники в большинстве своем были универсалами. К числу домашних промыслов, имевших товарное значение, относились производство пряжи, ткачество, ковроделие, производство войлоков, плотницкое и столярное дело, гончарство, изготовление одежды, обуви, головных уборов и т.п. Разорявшиеся в условиях малоземелья и непосильных поборов крестьяне и ремесленники, не выдержавшие конкуренции привозной фабричной продукции, покидали Армению и уходили в Азербайджан, Грузию, на Северный Кавказ, в Крым, в города Южной России. Они пополняли возникшие в предшествующие столетия колонии армянских купцов и ремесленников,

В связи с массовым переселением в течение XIX в. западных армян на территорию Восточной Армении, здесь оказались представлены все основные этнографические группы армянского народа. Поэтому в конце XIX - начале XX в. в Восточной Армении равным образом бытовали типы одежды, характерные как для ее коренного населения, так и для на-

-68-

селения турецкой Армении. В костюме восточных армян прослеживалось много черт, общих с костюмом других народов Закавказья. Мужчины здесь носили цветную рубаху с низким стоячим воротником, которая застегивалась у плеча, темные, синие или черные широкие шаровары, которые обычно не доходили до щиколотки, открывая узорные вязаные носки, легкий подпоясанный кафтан, длиною до колен, - "архалух" и присборенную в талии длинную шерстяную (обычно темную) "чуху", нередко с разрезанными от локтя рукавами. Общим типом головного убора была высокая и обычно конусообразная шапка из смушки или густой овчины, имевшая множество локальных вариантов. Обувью в деревне служили сыромятные лапти, в городе - сапоги на каблуках и с загнутыми вверх носками.

Женщины в Восточной Армении носили длинную рубаху, обычно красного цвета (этот цвет служил оберегом), также красные шаровары, нижние края которых должны были выступать из-под рубахи. Поверх рубахи носили длинный приталенный архалух, с вырезом на груди и разрезами с боков и вдоль рукавов. В праздничные дни надевали еще один архалух, без разрезов. Девушки обычно покрывали голову платком, а для замужних женщин был обязателен тяжелый головной убор "палти" ("баспинд"), представлявший собой высокий (до 18 см) цилиндр в виде башенки, обтянутый лентой и украшенный вышивкой и монетами, от которого по обеим сторонам лица свисали низки серебряных бус с кораллами. "Башенка" подвязывалась несколькими платками, которые закрывали нос и нижнюю часть лица. Все сооружение скрепляли серебряной цепью с крючком-замком. Женщина не должна была снимать этот убор даже во время сна, не полагалось также открывать нижнюю часть лица, особенно в присутствии мужчин и свекрови. В городах Восточной Армении женщины носили упрощенные варианты этого головного убора.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В том числе таджики
Переезд на них для большинства семей являлся данью традиции побережье народов
Районы наиболее плотного расселения туркмен оазисы долины амударьи
Его общее наименование киргизы свидетельствует о сохранении преемственности вошедшими в него

сайт копирайтеров Евгений